Перевозил продукты фермерам, создал концепцию глобальных контейнерных перевозок, стал «человеком столетия»

История Малкома Маклина: как он придумал новую модель логистики и реализовал её.

Малком Маклин <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.northland.edu%2Fnews%2Fa-force-for-good%2F&postId=85143" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Малком Маклин Источник

Малком Маклин родился 14 ноября 1913 года в Макстоне, штат Северная Каролина. Семья жила на ферме в графстве Робсон. Чтобы прокормить шестерых детей, отец Маклина работал вторым почтовым перевозчиком и выращивал скот.

Юноша окончил школу в 1931 году, во время Великой депрессии. Малком любил математику и отлично считал. У родителей не было средств, чтобы дать детям среднее образование, поэтому после школы Маклин устроился работать на заправку.

Вскоре он решил организовать собственное дело. Объединив семейные активы c братом Джимом и сестрой Кларой, они организовали семейный бизнес — грузовую компанию McLean Trucking Company.

Первый грузовик Маклины купили за $120. Свои услуги предприниматели предложили местному фермерскому сообществу. Деятельность компания началась с перевозки удобрений и фермерской продукции: фрукты, овощи, зерно.

Скоро у компании появились свой парк из пяти грузовиков и команда водителей. Маклин постоянно искал клиентов. В 1937 году он получил свой первый большой заказ на перевозку бочек из-под табака. В 1940 году у Маклиных было уже 30 грузовиков.

К 1945 году компания приобрела 162 грузовика. Они перевозили текстиль и сигареты из Северной Каролины на северо-восток США. После окончания Второй мировой войны бывшие солдаты имели право на кредит без залога для приобретения транспортных средств, в том числе грузовиков.

Маклин косвенно смог этим воспользоваться. Он предложил военным контракты на перевозку грузов в качестве независимых операторов. Так в период с 1947 по 1949 года он пополнил свой автопарк ещё на 600 грузовиков.

Большая часть грузовиков Маклина перевозила табак. После разгрузки машины обычно возвращались домой пустыми, так как у предпринимателя не было разрешения Межгосударственной торговой комиссии на перевозку этих товаров. Маклину удалось решить этот вопрос: он арендовал грузовики у компаний, имеющих разрешительные документы, и использовал их для дальних маршрутов.

В начале 1950-х годов McLean Trucking входила в первую тройку в Штатах по объёмам грузовых перевозок и насчитывала 1750 грузовиков и 32 склада. При этом директор компании не переставал садиться за руль.

​Один из грузовиков Маклина <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=http%3A%2F%2Fcommunity.intelligentfanatics.com&postId=85143" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a> 
​Один из грузовиков Маклина Источник 

Новое направление

В 1950 году правительство США ввело несколько ограничений по весу груза и стало взимать дорожные сборы. Нередко водителей Маклина штрафовали за перегруз.

Предприниматель подсчитал, что для эффективного способа перевозки товаров своих клиентов выгоднее создать трейлер, на который он бы смог грузить машины. Однако стало понятно, что кабины и колёса транспорта займут слишком много места на судне.

Тогда бизнесмен решил грузить на борт только кузовы. Однако Маклин хотел сам быть хозяином судна, но законы США запрещали владельцу автомобильного предприятия покупать корабли.

Руководитель McLean Trucking решил, что морская транспортировка кузовов с товарами способна преобразить его бизнес, поэтому он продал свою долю в компании за $25 млн.

Он утверждал, что идея отправки больших грузовых ящиков пришла к нему однажды в 1937 году в Хобокене, штат Нью-Джерси, когда он стоял на пирсе и наблюдал за погрузкой и разгрузкой грузовых автомобилей.

Маклин занял в банке ещё $42 млн. Ему приглянулась судоходная компания Pan-Atlantic Steamship Company: у неё были права на стыковку во многих восточных портовых городах. Он приобрёл её за $7 млн и переименовал в SeaLand Industries. Новое название подразумевало, что фирма Маклина будет оказывать транспортные услуги по суше и морю.

В это время Маклин вкладывал деньги в тестирование различных вариантов грузовых контейнеров. Идея оказалась непростой в реализации, к тому же у Маклина не хватало образования для инженерных решений. Тогда он переманил у компании-конкурента Brown Industries инженера Кита Татлингера, которому рассказал о своих идеях.

Американский инженер разработал уникальные коробки с жёсткой крышей и стенами, рифлёной обвязкой, усиленными угловыми стойками, позволяющими ставить их друг на друга в ряды и ярусы без опасения повредить.

Татлингер также придумал надёжные замки, благодаря которым на товар не воздействуют погодные условия, не попадают ни влага, ни пыль, ни солнечный свет. Учёный рассчитал размеры коробки таким образом, что контейнер можно было использовать и для перевозки грузовиком, и для транспортировки его по железной дороге.

Перевозил продукты фермерам, создал концепцию глобальных контейнерных перевозок, стал «человеком столетия»

Изобретение инженера получило 79 патентов, а Татлингера в 2009 году Национальная академия наук США наградила медалью братьев Гиббс за выдающийся вклад в области военно-морской архитектуры и морской инженерии.

Первый успех

Теперь у Маклина были свои контейнеры. Предпринимателю потребовались корабли, приспособленные для перевозки таких коробок. Первоначально предприниматель считал, что контейнеровозы будут в основном задействованы для перевозки хлопка из южных портов США на текстильные фабрики Англии.

В 1955 году он приобрёл морскую фирму S. C. Loveland of Philadelphia. Несмотря на то, что компания владела всего шестью баржами и двумя пароходами, она предоставила ему доступ к портам Нью-Йорка, Провиденса, Род-Айленда, а также к нескольким южным портам.

Но этого оказалось мало, Маклину необходимы были компании, у которых есть сертификаты, выданные Межгосударственной торговой комиссией, чтобы торговать по всему миру.

Четыре года предприниматель потратил на то, чтобы в апреле 1955 года приобрести Waterman Steamship Corporation — государственную корпорацию, занимающуюся морским судоходством по всему миру. Она была единственным владельцем двух дочерних компаний: Pan-Atlantic Steamship Company и Gulf Florida Terminal Company Incorporated. Сумма сделки составила $42 млн. При выкупе Маклин использовал заёмные средства.

Через дочернюю компанию McLean Securities акционерам Waterman предложили приобрести свои пакеты акций по цене $48 за акцию. Бизнесмен получил тридцать грузовых судов класса С-2, а также все дочерние компании Waterman — и доступ к перевозкам по всему миру.

Когда морские пути были открыты, Маклин снова взял кредит в банке ($22 млн) и приобрёл два военных танкера класса Т-2. Ему пришлось переоборудовать суда: настелить дополнительную деревянную палубу, чтобы предотвратить смещение груза на переходе. 26 апреля 1956 года в свой первый рейс ушёл контейнеровоз Ideal X.

​Первый контейнеровоз Маклина «<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fen.wikipedia.org%2Fwiki%2FSS_Ideal_X&postId=85143" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Википедия</a>»
​Первый контейнеровоз Маклина «Википедия»

Судно отплыло из порта Ньюарк-Элизабет, штат Нью-Джерси, и направилось в Хьюстон, штат Техас. На танкер загрузили 58 контейнеров длиной 35 футов и 15 тысяч тонн нефти. Также на борту присутствовала делегация из 100 чиновников и предпринимателей. После прибытия в порт назначения груз проверили — и он оказался полностью цел.

В 1956 году погрузка среднетоннажного судна обычным способом обходилась в $5,83 за тонну, стоимость погрузки Ideal-X составила менее $0,16 за тонну. К тому же сократилось время доставки на 84% при сокращении затрат на 35%, что сделало такую транспортировку более эффективной. Компания Маклина получила множество заказов, и предприниматель начал строить первый в истории контейнерный корабль Gateway City.

К концу 1974 года в SeaLand было инвестировано более $1 млрд. Контейнеры потребовали преобразования портовой инфраструктуры, для них создали терминалы в Нью-Джерси и Гонконге. В 1966 году около 1% стран имели контейнерные порты, но к 1983 году такие порты появились в 90% стран.

Устранение препятствий

Маклин столкнулся с недоверием клиентов, которые опасались за сохранность груза при портовой перевалке и морской перевозке. Предпринимателю пришлось доказывать, что его компания «смешанного» автомобильно-морского бизнеса не нарушает действовавшие в тот период законы.

Вдобавок ко всему начался конфликт с профсоюзом грузчиков. Традиционный процесс погрузки задействовал большое количество рабочих, которые вручную загружали товары на борт корабля. Однако с появлением контейнеров такое количество рабочих рук больше не требовалось.

Для сравнения: для погрузки контейнеровоза понадобилось 42 человека вместо 126 рабочих. Из-за массовых увольнений работники профсоюзов объявили забастовку. Глава профсоюзов докеров Запада Гарри Бриджес старался не допустить контейнеризации. Сложившаяся ситуация не позволяла кампании Маклина активно развиваться. Сторонам удалось договориться: предприниматель выплатил профсоюзам компенсации. В течение пяти с половиной лет компания Маклина перечисляла союзу докеров $5 млн.

Позже руководитель SeaLand Industries столкнулся с новой проблемой: его компания использовала 33-футовые контейнеры, а конкурирующая фирма Matson использовал 24-футовые контейнеры. Правительство США настаивало на стандартизации.

Тогда Маклин разрешил свободное применение своих разработок для создания системы международных стандартов в области контейнеризации. Это решение обеспечило беспрепятственное развитие контейнерных перевозок в глобальном масштабе.

В 1960–1970-е годы разработали единую систему требований к контейнерам, используемую в международной торговле. Были установлены новые стандарты, и 20- и 40-футовые контейнеры вошли во всеобщий обиход.

Вьетнамский маршрут

Толчок к распространению контейнерных перевозок дала начавшаяся в 1965 году вьетнамская война. Америка нуждалась в быстрой транспортировке различных грузов на другой континент.

Маклин осуществил тестовую перевозку взрывчатки в 226 контейнерах, продемонстрировав все преимущества контейнерных технологий, по сравнению с перевозками навалом.

Так предприниматель получил контракт на поставку военного снаряжения не только в порты Вьетнама, но и на склады внутри страны, заключил контракты с портами Японии, Тайваня, Филиппин, Сингапура и Гонконга, которые загружали его пустые контейнеры коммерческими грузами на пути из Вьетнама в США.

Во время войны ему удалось опробовать и усовершенствовать современную классическую схему интермодальных и мультимодальных грузоперевозок: подача пустого контейнера, его загрузка и забор, далее погрузка на грузовое судно и последующая разгрузка в порту, доставка до клиента, выгрузка и забор пустого контейнера.

Каждый месяц SeaLand доставляла во Вьетнам около 1200 контейнеров. А клиенты перестали тратить деньги на оформление страховки груза. После окончания военных действий в 1973 году 80% всех перевозок морским путём в Юго-Восточной Азии были контейнерными.

Судьба магната грузовых перевозок

Перевозил продукты фермерам, создал концепцию глобальных контейнерных перевозок, стал «человеком столетия»

Благодаря изобретению контейнера через 15 лет компания Маклина стала лидером на рынке мировых модальных перевозок. Она владела 27 тысячами контейнеров, 36 контейнеровозами, представительства SeaLand располагались более чем в 30 ведущих портах мира.

В 1969 году предприниматель продал свою компанию за $530 млн компании R. J. Reynolds Industries, а в 1999 году её приобрёл датский гигант Maersk. Маклин временно работал в сфере недвижимости, но в 1978 году он вернулся в море и возглавил компанию United States Lines, превратив её в соперника SeaLand.

Компания в надежде на повышение цен на нефть привлекла средства для строительства 12 экономичных контейнерных судов нового класса, известных как Jumbo Econships. Они были самыми крупными грузовыми судами на тот момент.

Но как только суда доставили в компанию, цены на нефть рухнули — и United States Lines не смогла справиться с долгами. В 1986 году она заявила о банкротстве — одном из крупнейших в истории США.

В 1992 году Маклин возглавил компанию Trailer Bridge, занимавшуюся перевозкой грузов между Пуэрто-Рико и материковой частью США.

Бывший водитель грузовика, автор контейнерной революции умер от пневмонии 25 мая 2001 года в своём доме в Нью-Йорке. В день его похорон контейнерные суда всего мира подали протяжный сигнал. Предприниматель был дважды женат. Сын и две дочери унаследовали состояние отца, которое на момент смерти оценивалось в $330 млн.

Заслуги Маклина отмечали политики и общественники:

  • В 1984 году его выделил президент Рональд Рейган.
  • В 1995 году журнал American Heritage назвал его одним из десяти выдающихся новаторов.
  • Международный Зал морской славы удостоил Малкома Маклина званием «Человек столетия».
100100
20 комментариев

Невероятно. Кажется стандарт де-факто, что так "всегда" было, а на самом деле все когда-то и вот на самом деле совсем недавно было придумано конкретным человеком.

34

Илон Маск того времени.

2

Могли бы упомянуть что в день его рождения все контейнеровозы неистово гудят в его память.

19

Когда посмотрел выпуск на канале у Топлеса и решил запилить пост сюда.

5

Когда прочитал книгу The Box и решил пересказать ее в видео на своем канале. А потом уже VC добрался.

3

Интересная жизнь, мало кому удаётся совершить революцию в своей отрасли!
Ну и детям - внукам кой-чего оставил "на мороженое".

3

История интересная, качество перевода / изложения никудышнее.

3