Бизнес-битва: Amazon против Shopify. Почему аналитики говорят о конце эпохи маркетплейсов в США?

В конце прошлого года магазины на Shopify обогнали по совокупному обороту всех селлеров на Amazon. Аналитики считают, наступил переломный момент в e-commerce и товарном бизнесе. Рассказываю о причинах тренда в видео.

Бизнес-битва: Amazon против Shopify. Почему аналитики говорят о конце эпохи маркетплейсов в США?

Меня зовут Вик Довнар. Я запускаю новую рубрику на vc - тренды бизнеса. Это будет субъективное понимание трендов через мой личный бизнес опыт. Как мне кажется, я часто оказываюсь прав. Я уже несколько лет управляю, консультирую и оказываю маркетинговые услуги нескольким миллиардным компаниям на e-commerce рынке.

Сегодня расскажу, почему в США возвращается тренд на интернет-магазины. Казалось бы, они должны уйти на свалку истории. А весь товарный бизнес переместиться на маркетплейсы (напомню, что в России более 70% товарного бизнеса приходится на ведущие маркетплейсы WB, Ozon, Я.Маркет, СберМегаМаркет). Но в колыбели капитализма, где родилась сама модель маркетплейса - обратный тренд. Причин много.

Всю ситуацию детально описал в ролике на YouTube канале. В конце ролика подробно постарался ответить на вопрос “А что в России? Придет ли тренд, а если придет то когда”.

(Всего 9 минут ⏰)

Оскар моей жене за лучшую женскую роль второго плана.
Оскар моей жене за лучшую женскую роль второго плана.

Что важно?

Откуда видно что возвращение покупателей в интернет-магазины - это тренд?

Во-первых, есть прецедент: качественный рост оборота магазинов на Shopify. У них есть данные по эквайрингу большинства своих клиентов. А значит, они могут отследить цифры. Если бы ситуация была обратная, обороты магазинов бы падали (как на некоторых нишах в России).

Во-вторых, Reddit и Quora самые крупные сообщества в США просто гудят по поводу того, что Amazon засранцы и круче покупать на личных ИМ. Все в курсе, какую политику ведет гигант. Если почитать форумы, многим потребителям как говорится “западло” покупать у этого "засранца". На видео я прямо привожу скриншоты переписок.

Бизнес-битва: Amazon против Shopify. Почему аналитики говорят о конце эпохи маркетплейсов в США?

Я брал данные за прошлый год. Итоги этого года будем подводить в Январе. Сейчас они идут почти в ровень. Что не отменяет тренд.

В статье не буду повторять информацию из видео. Буду благодарен за комменты на YouTube.

Как менялось отношение к МП в России?

Интересна тенденция к тому, что люди начали негативно относиться в маркетплейсам. Мы стали понимать, что это какое-то наедалово. Как будто они делают, что хотят. Меняют офферту (как для покупателей, так и для селлеров). Штрафуют. Кажется, что запуститься легко, а потом торгуешь, торгуешь, а денег не прибавляется (я писал об этом очень много, не буду повторяться).

Но хочу обратить ваше внимание на то, как менялось отношение к WB и Ozon. Смотрите, у меня была статья написанная 2,5 года назад “Маркетплейсы убивают бизнес” (200К прочтений). Это была одна из первых (если не первая) статья в РФ, которая осуждала бизнес-модель маркетплейса.

Бизнес-битва: Amazon против Shopify. Почему аналитики говорят о конце эпохи маркетплейсов в США?

Посмотрите сколько хейта. Сколько людей с пеной у рта доказывают, что маркетплейсы - это будущее, что время интернет-магазинов прошло. И кто туда не заходит, тот дурак. Просто луддит. Не видящий дальше своего носа.

А что сейчас? Мне часто пишут те, кто выходил два года назад на МП и поначалу нормально торговал. Но МП менялись вместе с комиссиями и условиями офферты. Сейчас эти люди потеряли все что заработали за это время. Два года жизни коту под хвост.

Правда, бывают и обратные истории. Не зря 2-3% селлеров МП зашли с нуля и делают больше 10 млн выручки (про прибыль давайте сейчас не будем).

Но если посмотреть большую часть статей на vc сейчас, то аудитория наоборот встала в позу против МП! Странно не правда ли?

Вижу параллели с США

СМИ России много льют негатива про маркетплейсы. Меня самого приглашают выступать на радио, как только очередную финтифлюшку выкинет WB или Ozon. Посмотрите даже в комедийном шоу “Однажды в России” есть несколько выпусков о том, какое же дно на самом деле “Ягодки” и иже с ними.

Бизнес-битва: Amazon против Shopify. Почему аналитики говорят о конце эпохи маркетплейсов в США?

Мой сын (ему почти 12 лет) говорит, что для подростков покупать на WB - зашквар. Типо там одна паль. А ценятся оригиналы. То есть, если покупать кроссовки, то в фирменном магазине. Вот такая у молодежи сейчас политика.

Еще несколько вещей, которые я заметил. Лидеры рынка обучения маркетплейсам начали сбавлять темп. Тот же Павел Шевченко вообще закрыл свою школу обучения. С чего бы?

Да, мелких “обучателей” очень много. Но они, как мне кажется, пытаются запрыгнуть в уходящий поезд. Некоторые ребята уже стала обучать тому "как обучать продавать на маркетплейсах" 🤦‍♂ То, есть запускают наставничества, как делать наставничество по маркетплейсам))

Явный признак, что просто обучать стало не так выгодно. Математика привлечения учеников не такая сладкая, как раньше. Люди не горят желанием брать кредиты под товарку.

Если в ближайшее время логистические компании РФ покажут эффективность, старые добрые интернет-магазины (и нишевые маркетплейсы) начнут отжирать свою долю обратно.

Маркетплейсы должны занять свое место

Я думаю, крупным маркетплейсам уготовано свое место, когда рынок устаканится. Это продажа товара с низким чеком. Сейчас на Wildberries средний чек - 2000 рублей. На Ozon - 2500 рублей. С таким средним чеком (и ниже) на своем интернет-магазине продавать не так выгодно. А МП создали инфраструктуру под эти товары.

Но если мы говорим про качество, эмоции, WoW-сервис - это удел специализированных e-commerce компаний. Они будут продавать дороже, работая над LTV и облизывая каждого клиента. И вообще, работать с товарами с повышенным средним чеком. С развитием генеративного AI (ChatGPT и д.р.) качественно взаимодействовать с клиентом становится проще.

Уверен, в ближайшее время мы увидим революцию в методах выбора товара. То есть, потребитель будет искать товар, иначе взаимодействуя с сущностью на искусственном интеллекте. Сущностью, умеющую предугадывать выбор и делать более точные прогнозы о том, что нужно клиенту. А вслед за поиском изменится и e-commerce.

Буду рад вашим комментариям на YouTube. Мой телеграм-канал про тренды в бизнесе тут. Залетайте. Обсудим..

154154
251 комментарий

Согласен, что ИМ многие недооценивают. МП это удобно, когда надо какую-то фигню за 300р заказать, да. Но что-то сложнее я уже не иду на маркетплейс а ищу в интернет магазине.

29
Ответить

А в чем причина идти не на маркетплейс за чем-то более сложным? Потребность в консультации от экспертов в специализированном магазине?

Искренне интересуюсь, как человек, который на маркетплейсах покупал всё вплоть до макбука про, айфонов, айпадов, плейстейшена и т.п.

26
Ответить

Дело в недооценке, предприниматели умею считать, иначе они бы не были предпринимателями. В текущих реалиях продажи на МП выгоднее продаж на своем сайте. Торговля на МП это короткая дистанция, свой ИМ игра в длинную, на это нет условий, ни кредитов, ни логистики, ни трафика.

5
Ответить

Не вижу смысла противопоставлять ИМ и МП. Если нужны онлайн продажи, нужно развивать (или как минимум тестировать) все направления: маркетплейсы, Avito, Юла, SEO+Сайт, Директ+Сайт, соцсети.

4
Ответить

Да, Жень. Так у многих и работает)

2
Ответить

Знающие люди всегда покупали в ИМ, особенно технику, быстро по доставке, ниже маркетов по цене

1
Ответить

Видел гибрид, есть сайт визитка товаров и бренда, а покупка ведет в МП.

Если гуглить бренд то попадаешь на сайт визитку.

Ответить