Как онлайн-рынки могут помочь местной экономике, а не навредить ей

Когда Убер, Эйрбнб и Амазон выходили на новые рынки, местные потребители и производители опасались, что это повлечёт безработицу и снижение доходов. Для каких-то регионов это действительно было так.

Но управляющий директор BCG Амане Даннуни предлагает рассмотреть опыт Египта, Индонезии и Кении, где онлайн-площадки помогли местным бизнес-экосистемам. Он считает, что главное преимущество онлайн-маркетплейсов в том, что они дают нам больше при тех же усилиях.

Почему онлайн-маркетплейсы — это выгодно

Например, если вы водитель такси и работаете по 10 часов в день, то на самом деле всего 4 часа из 10 в вашей машине находится платный пассажир. Если вы возьмете ту же машину и прикрепите её к платформе условного Убера, у вас будут платные пассажиры ещё на полтора часа. Это тот же самый автомобиль, который стал на 40% производительнее. И то же самое было доказано на других онлайн-площадках. По своей конструкции они создают большую ценность для экономики.

Обратная сторона

В некоторых странах водительские лицензии стоят очень дорого. Например, в США и Великий. Когда на местный рынок приходит условный Убер, стоимость лицензий может упасть на 30%. Такой эффект вызывает негативную реакцию у тех, кто давно этим занимается.

Разрешение негатива

Некоторые крупные онлайн-плащадки пошли на интересные стратегические компромиссы, которые уменьшили их побочные эффекты. Например, индонезийский Убер для мотоциклов — Годжек. Это одна из самых популярных онлайн-площадок в Индонезии, и это во многом связано с той ролью, которую компания выбрала для себя.

Вместо того, чтобы бороться со всеми другими вариантами транспорта, они решили постепенно интегрировать их в свою платформу. Не выходя из приложения Годжек, пользователь может проверить расписание общественного транспорта и выбрать поездку на автобусе, если расстояние большое. А затем пересесть на мотоцикл или традиционное такси, которое можно заказать и оплатить из того же приложения. Такой функционал обеспечивает постоянный пассажиропоток.

9 из 10 опытных водителей такси считают, что качество их жизни улучшилось после присоединения к платформе. И 9 из 10 потребителей — что Годжек оказывает положительное влияние на общество в целом. Такой уровень доверия позволил Годжек превратиться в онлайн-рынок всего: продуктов питания, бакалеи, массажа и даже услуг прачечной.

Мораль истории

Органичное встраивание в местную экономику — результат осознанного компромисса между платформой и провайдерами услуг. Первая становится организатором более крупной экосистемы, в которой разные продавцы могут найти и занять свою нишу.

Подписывайтесь на мой tg-канал о проектах и стартапах. Новые посты каждый понедельник и четверг.

11
Начать дискуссию