Все идут в ИТ, а кто будет шить ботинки — непонятно
На фоне ухода иностранных брендов из России отечественная обувная промышленность расширяет производство. Так, в столице обувные фабрики нарастили выпуск продукции почти на 20% за первое полугодие 2023 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако барьеров для развития обувного производства в стране по-прежнему много. Об актуальных проблемах российской легкой промышленности и дефиците обувных мастеров рассказал Степан Тимофеев, управляющий бренда Giotto.
Мощности есть, но они не загружены
Согласно официальным данным, емкость рынка обуви в России — 200-300 миллионов пар в год в натуральном выражении. Если учитывать теневой рынок, цифры могут достигать 400 миллионов пар в год. Что касается внутренних производственных мощностей, они составляют порядка 20 миллионов пар обуви в год. Это меньше 10% от емкости рынка. Поэтому первым делом важно увеличить загрузку отечественных мощностей. Это даст импульс для развития обувных производств в стране.
Вторая задача — воспитать новое поколение обувных мастеров. Сейчас работники фабрик — это в основном представители старшего поколения. В России не так много учебных заведений готовят профессионалов для обувной отрасли. На наши фабрики приходят студентки и выпускницы университета имени А.Н. Косыгина, мы передаем им опыт и знания, но их очень мало. Обувщик — непопулярная профессия среди молодежи. Все хотят в ИТ, а кто будет шить ботинки — непонятно.
Нужно повышать престиж этой специальности, увеличивать число профильных учебных заведений, и в целом развивать легкую промышленность — загружать обувные производства, чтобы они могли масштабировать бизнес, повышать заработные платы сотрудникам. Пока в легкой промышленности уровень оплаты труда оставляет желать лучшего. Не так много молодых людей готовы идти на такие условия.
Обувная промышленность попала в зависимость
Дефицит кадров — не единственная проблема отечественной обувной индустрии. В стране не развито производство комплектующих. Производителям приходится заказывать их из-за рубежа. Речь идет о фурнитуре, материалах для подошв, стельках, задниках, подносках. Наш бренд до 2014 года полностью работал на импортных компонентах.
Проблемы с поставками сырья из-за рубежа стали драйвером для развития отечественного производства комплектующих — оно постепенно локализуется внутри страны, но российской продукции все еще сложно конкурировать с китайскими товарами.
Giotto сегодня использует не только зарубежное, но и отечественное сырье. Например, кожу, молнии и подошвы мы производим в России, какие-то вещи — клеи, нитки, материалы для задников, подносков, стелек — по-прежнему импортируем из Италии, Китая, Турции.
Все это можно производить в России, но для этого бизнесу нужны инвестиции, современное оборудование и господдержка, а главное — потребитель. Пока заказчикам легче привезти готовую продукцию из Китая.
Большая перемена – новая жизнь
С уходом западных марок обувной рынок стал более подвижный: на смену ушедшим компаниям пришли новые. Сейчас многие производства работают над актуализацией своих брендов — это помогает эволюционировать и развиваться, лучше понимать свою аудиторию.
В этом году мы решили освежить бренд Giotto, вдохнуть в него новую жизнь, и сейчас занимаемся этим вместе с экспертами Института развития индустрии моды Beinopen. К Новому году планируем завершить ребрендинг. Перед нами стояла задача — сформировать позиционирование бренда, повысить его узнаваемость. Мы разработали коммуникационную и маркетинговую стратегии, обновили логотип, провели исследование целевой аудитории. Появилось понимание, как рассказывать о себе клиентам, показывать сильные стороны бренда. Сеичас мы развиваем SMM-направление, придумываем маркетинговые акции, коллаборации, расширяем розничную сеть.
До сих пор основным каналом для нас были онлайн-продажи. Теперь мы собираемся открыть пять магазинов в Москве и Санкт-Петербурге до конца следующего года. Это позволит компании увеличить продажи и получить обратную связь от нашей аудитории, а покупателям — познакомится с брендом ближе, потрогать модели и примерить их: наш основной канал сбыта — это все-таки онлайн-продажи.
Что касается новых линеек, мы специализируемся на женской модельной обуви из натуральной кожи, и пока не планируем расширять ассортимент. Дело в том, что производить мужскую и женскую обувь на одной фабрике — нереально. Технология и процесс производства кожи для мужских и женских изделий сильно отличается, нужно переучивать мастеров, где-то менять оборудование целиком, где-то — только его оснастку. Поэтому мы по-прежнему ориентируемся на женскую аудиторию и планируем развиваться в этой сфере — создавать новые коллекции, еще более удобные и стильные, добавлять к классике больше трендовых моделей, чтобы и дальше расширять молодую аудиторию бренда.