Как продавать свою продукцию во Вьетнаме

Как продавать свою продукцию во Вьетнаме

Второй год живу и развиваю бизнес во Вьетнаме, поэтому вижу, что продвигать здесь свое дело, — хорошая история. Почему?

Страна стремительно развивается. Только за 2022 год темпы ее экономического роста составили 8,8%. По этим показателям Вьетнам лидирует в Юго-Восточной Азии и находится на 8 месте в мире. За 2023-й ВВП Вьетнама вырос на 5,05% по сравнению с прошлым годом.

Здесь нулевые таможенные пошлины с Россией, со странами Евразийского экономического союза и Евросоюза. Кроме того, исторически у наших стран дружественные отношения. Мой личный опыт это тоже подтверждает. Не раз слышал, как вьетнамцы положительно отзываются о России.

Ожидается, что к 2030 году Вьетнам станет десятым по величине рынком сбыта.

Конечно, как и в любой стране, здесь есть свои особенности в продажах. На что стоит обратить внимание, собираясь продавать свою продукцию во Вьетнаме? Нюансов много, остановлюсь на некоторых из них.

Новые потребности

Если раньше главную роль во Вьетнаме играли так называемые семейные магазины, то сейчас наблюдается рост организованного ритейла. Его доля в розничной торговле около 20% с быстрым ростом в городах. Крупнейшие игроки в ритейле страны — сети из Вьетнама, Кореи, Тайланда, Японии, Канады, США.

Потребление во Вьетнаме имеет свои особенности. Например, здесь у каждого есть мотобайк. И многое завязано на том, чтобы покупатель мог легко подъехать на нем к торговой точке, купить, что нужно, и увезти с собой. На мотобайках здесь возят практически все! И это не шутка.

На мотобайке клиенту доставят все, что угодно.
На мотобайке клиенту доставят все, что угодно.

Население Вьетнама постепенно урбанизируется, в связи с этим у людей появляются новые потребности. Например, они больше уделяют внимания своей внешности. Косметика, фарма, товары для здоровья и красоты — одно из перспективных направлений.

Можно выделить и товары для детей высокого качества. Отношение к детям во Вьетнаме как к богам, сошедшим с небес. А также пищевую продукцию, крепкий алкоголь, спортивное питание и другие.

Основной вид транспорта во Вьетнаме.
Основной вид транспорта во Вьетнаме.

73% вьетнамцев полагаются на мотоциклы как на средство передвижения. Это делает вьетнам лидером по использованию мотобайков среди стран Юго-Восточной Азии.

По данным компании Seasia Stats, Джакарта.

Продажа онлайн

Самый недорогой и быстрый (по местным меркам) вход на рынок Вьетнама — через маркетплейсы. Четыре основных вьетнамских маркетплейса — это Lazada, Shopee, Tiki, Sendo. В регионе Юго-Восточной Азии именно здесь торговля онлайн развивается наиболее динамично. И тому есть причины.

Покупать в интернете для вьетнамцев легко.
Покупать в интернете для вьетнамцев легко.

Во Вьетнаме хороший интернет. 68% жителей страны, а это порядка 70 млн человек, проводят минимум 4 часа ежедневно в интернете и соцсетях. Средний возраст населения — 32 года. Неудивительно, что темпы продаж через маркетплейсы растут.

Большой популярностью, особенно у молодой аудитории, во Вьетнаме пользуется Facebook Shop*, там также можно приобрести все, что угодно. Я, например, купил себе таким образом мотобайк. Стремительно рвется вперед TikTok Shop, сейчас он на втором месте по продажам после маркетплейса Shopee.

Один из каналов продвижения и продаж — это местные блогеры, которые очень следят за своей репутацией и ни за что не будут рекламировать товар без сертификата.

Продвижение офлайн

Однако не смотря на бурное развитие технологий, вьетнамцы любят проводить время в торговых центрах, чем с успехом пользуются компании. Они активно организуют офлайн-акции, брендируют фойе, устраивают фотозоны, пробеги на мотобайках и многое другое.

Торговые центры для вьетнамцев - место приятного времяпровождения.
Торговые центры для вьетнамцев - место приятного времяпровождения.

Часто такие мероприятия приурочены к красивым датам — 8.08, 12.12, к различным праздникам. Например, в начале февраля вьетнамцы отмечают свой Новый год — Тэт. После него наступает некоторое затишье в продажах, зато перед ним — высокий сезон.

Во Вьетнаме очень много наружной рекламы — громкой, напористой, яркой. На улицах в городах шумно из-за автомобилей, огромного количества мотобайков, той же рекламы. Много зелени и солнца, поэтому естественные цвета в рекламе не воспринимаются местными жителями. Наружка здесь — это часто дорого и не особо эффективно.

"Достучаться" до покупателя на улице очень сложно.
"Достучаться" до покупателя на улице очень сложно.

Человек покупает у человека

Ведя бизнес во Вьетнаме, очень желательно присутствовать в стране. Другой вариант — иметь официальное представительство компании или стратегического партнера. Живое неформальное общение, налаживание и поддержание связей — здесь это не пустые слова. «Первые связи — вторая валюта», — говорят вьетнамцы.

Всевозможные личные бизнес-встречи, бизнес-завтраки, презентации, дружеское взаимодействие в социальных сетях — все это хорошо работает и приносит в конечном итоге прибыль тем, кто ведет свой бизнес во Вьетнаме.

Здесь очень важно принадлежать к какому-либо сообществу, ассоциации. Это повышает доверие и уважение со стороны вьетнамцев. Данный подход успешно используют корейцы и японцы. У российских предпринимателей теперь тоже есть свое сообщество во Вьетнаме, сооснователем которого я являюсь. Это Сайгонский бизнес-клуб российских предпринимателей.

У DODO PIZZA уже пять точек во Вьетнаме.
У DODO PIZZA уже пять точек во Вьетнаме.

Как я уже говорил раньше, чтобы добиться здесь коммерческого успеха нужно стратегически планировать вход на Вьетнамский рынок, а зайдя, действовать планомерно, как привыкли сами вьетнамцы.

Есть ли успешные бизнес-проекты во Вьетнаме у российских компаний? Конечно. Например, DODO PIZZA, такси «Максим», «Мираторг», 1С и другие. Пусть ваша компания станет следующей...

*Facebook признан в России экстремистской организацией.

22
2 комментария

Здравствуйте, подскажите что нужно чтобы выйти на Вьетнамские маркетплейсы? Лазада,Шопее,чтобы зарегистрироваться как продавец

Можно выйти как вьетнамский резидент - физлицо или как вьетнамское юрлицо. Если имеется хороший опыт работы на маркетплейсах России или мира, то можете воспользоваться нашей экосистемой.