Всё, что нужно знать о музыкальном паблишинге

Музыкальный паблишинг может быть сложным понятием для понимания. Но если его освоить, оно имеет потенциал стать одним из самых выгодных и прибыльных источников дохода для независимых артистов.

Что такое музыкальный паблишинг?

Для начала давай разберемся, как работают авторские права на музыку. Авторские права на музыку относятся к тому, каким авторам песен (или владельцам авторских прав) причитаются деньги в виде издательских роялти каждый раз, когда их музыка используется. Для каждого трека необходимы два авторских права. Одно авторское право на звукозапись и одно авторское право на композицию.

Авторские права на музыку обеспечивают правовую защиту твоих оригинальных музыкальных произведений. Они предоставляют владельцам прав исключительный контроль над их использованием, включая публичное исполнение и распространение.

1 .Звукозапись (Мастер-права)

Когда артисты говорят, что они «владеют своими мастерами», они имеют в виду авторские права на оригинальные звукозаписи своей музыки - также известные как мастер-права.

Тот, кто владеет мастер-правами на оригинальную звукозапись песни, будет получать роялти каждый раз, когда эта запись песни транслируется или воспроизводится (стримится).

Авторское право на звукозапись обычно принадлежит артисту или звукозаписывающей компании (лейблу).

2. Композиция (Паблишинг-права)

Композиция или «Музыкальное произведение» относится к основным музыкальным элементам, структуре и композиции песни. Это также может включать (или не включать) тексты песен. Авторское право на композицию обычно принадлежит оригинальному автору или композитору трека.

Музыкальный паблишинг имеет дело исключительно с роялти, генерируемыми композицией песни.

Что делает музыкальный паблишер?

Далее в тексте будут использоваться слова паблишер и издательство, не смущайтесь. Это одно и тоже!

Музыкальные паблишеры (издательства) работают от имени авторов песен и/или композиторов, собирая и выплачивая все роялти, которые они зарабатывают от своих композиций. Издатели (паблишеры) могут собирать 3 разных типа роялти из источников по всему миру. Типы музыкальных роялти:

Роялти от публичного исполнения

Роялти, генерируемые за живые исполнения песни, включая концерты, фестивали, радиотрансляции или в публичном месте.

Механические роялти

Роялти, генерируемые за производство физических копий песни (таких как CD и виниловые пластинки), а также за цифровые стримы и загрузки.

Роялти от синхронизации

Роялти, генерируемые каждый раз, когда песня транслируется через размещение в аудиовизуальных СМИ (реклама, фильмы и видеоигры).

По сути, каждый из этих типов роялти связан с тем, как используется музыка артиста. Будь то копирование или продажа в физических или цифровых форматах, живое выступление на сцене или в публичном месте, или даже трансляция по радио или в любых аудиовизуальных СМИ. В теории независимый музыкант мог бы попытаться получить некоторые из причитающихся ему издательских роялти без помощи паблишера.

Но издательское дело является сложным. Существуют сотни организаций по всему миру, ответственных за различные источники роялти, и для артистов с маленькими каталогами практически невозможно выстроить необходимые отношения, чтобы получить все причитающиеся им роялти. В результате часть потенциального дохода может остаться невостребованной. Куда она потом девается? Это загадка покрытая мраком, никто не знает. Вот тут и вступает в игру музыкальный паблишер. Издатели имеют связи с организациями по охране авторских прав и другими обществами по сбору роялти по всему миру, а также многолетний опыт отслеживания каждого потенциального источника роялти. Их задача - убедиться, что ты получишь все, что тебе причитается.

Что такое организация по охране авторских прав?

Организация по охране авторских прав отвечает за сбор роялти от публичного исполнения от имени композиторов и авторов песен на определенной территории. В большинстве стран есть свои организации по охране авторских прав, такие как РАО в России или ASCAP, BMI и SESAC в США.

Чтобы получить роялти, которые тебе причитаются, ты должен зарегистрироваться в соответствующей организации. Или же, твое музыкальное издательство должно сделать это от твоего имени.

Так в чем же разница между музыкальным издательством и организацией по охране авторских прав?

Музыкальное издательство - это коммерческая компания, которая работает напрямую с авторами песен, композиторами. Важно понимать, что артист не всегда является автором всех составляющих песни. От того и такое дробление на авторов музыки, текста и т.д. Издательство собирает различные виды роялти от имени авторов, продвигает их музыку для использования в фильмах, рекламе, играх и т.д., а также занимается администрированием их авторских прав.

Организация по охране авторских прав - это некоммерческая (в России еще и государственная) организация. Основная функция - собирать и распределять роялти только за публичное исполнение музыкальных произведений (концерты, радио, ТВ и т.п.).

Иными словами, музыкальное издательство оказывает авторам полный комплекс услуг по управлению их правами и сбору разных видов роялти. А организация по охране авторских правсосредоточена только на сборе роялти за публичное исполнение от имени всех своих членов в данной территории.

Что такое синхронизация?

Еще одна ключевая часть музыкального издательства - это лицензирование музыки для синхронизации. Это связано с интеграцией музыки в визуальные проекты, такие как рекламные ролики, сериалы, кино и игры. Подписываясь с музыкальным издательством, ты получаешь доступ к целому ряду возможностей для продвижения своей синхронизации.

Синхронизация может стать отличным способом повысить свою узнаваемость и действительно помочь увеличить ваш бюджет за счет роялти от лицензирования синхронизации. Далеко ходить не будем, из наглядного один из ярких примеров за последнее время - ситуация с песней группы АИГЕЛ в сериале «‎Слово пацана»‎.

Как найти музыкальное издательство?

Ты можешь зарегистрироваться в РАО прямо сейчас, чтобы начать получать свои роялти, но это не точно. Мы рекомендуем попробовать связаться именно с музыкальным издательством. Как отмечалось ранее, вопрос связей в вопросах паблишинга играет довольно огромную роль. За счет делегирования администрирования прав на свою музыку паблишеру ты повышаешь шанс действительно получать дополнительную прибыль со своей музыки. Ниже скромный список наиболее популярных паблишеров на российском музыкальном рынке:

  • SO/ERA MUSIC
  • Media Land
  • Broma16

Почему это важно знать?

В современной музыкальной индустрии крайне важно разбираться в тонкостях авторского права и издательского дела. Понимание этих механизмов откроет перед тобой новые возможности для монетизации своего творчества и диверсификации источников дохода. Если тебе уже удалось набрать небольшую, но преданную базу слушателей - не ограничивай себя только гонорарами от стримов. Чем лучше ты овладеешь этими знаниями, тем больше шансов построить по-настоящему устойчивую и прибыльную карьеру, получая достойную компенсацию за свой талант и упорный труд. Ты ведь упорно трудишься, не так ли?

5252 показа
55 открытий
Начать дискуссию