{"id":13597,"url":"\/distributions\/13597\/click?bit=1&hash=ce14b8b4846314ce80a009b52128dfe4276b036f8de856a8737e7c40a3353b88","title":"\u0410\u0432\u0442\u043e\u043e\u0431\u043d\u043e\u0432\u043b\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0431\u0430\u0437\u044b \u043a\u043b\u0438\u0435\u043d\u0442\u043e\u0432 \u0438 \u043a\u043e\u043d\u0432\u0435\u0440\u0441\u0438\u044f \u0432\u044b\u0448\u0435 \u043d\u0430 30% \u2014 \u0445\u043e\u0442\u0438\u0442\u0435?","buttonText":"\u0425\u043e\u0447\u0443","imageUuid":"97137c64-f668-5e69-98d1-d58d5d17653d","isPaidAndBannersEnabled":false}
Медиа
Viktor Silin

Почему у Netflix не существует конкурентов

Компания Netflix была создана в 1997 году для проката и продажи DVD по почте. Просто выбираешь диск на сайте — и тебе присылают его домой. Позже компания ввела ежемесячную подписку на безлимитное количество аренд DVD.

К 2006 году компания имела уже 5 миллионов постоянных клиентов. А в 2007-м Netflix представила свой онлайн-кинотеатр, который навсегда изменил киноиндустрию.

Не так давно, в 2016 году, компания вышла на рынок в 190 странах. А по информации на конец 2019 года, количество подписчиков составило 167 миллионов человек. У проектов Netflix несколько премий Американской академии и огромное количество премий Эмми.

​Прирост подписчиков сервиса (в миллионах человек)

Конечно, такой успех не мог пройти незамеченным. Крупные (и не очень) компании стали создавать свои сервисы, и последнее время они появляются практически со скоростью звука. Самыми громкими за последние время были запуск Apple TV+, Disney + и анонс HBO Max и Peacock от NBCUniversal. Их и Amazon Prime Video сейчас называют главными конкурентами Netflix. Но являются ли они таковыми?

​Основные участники так называемых Streaming Wars (стриминговых войн)

Disney+ ворвалась с бюджетом на контент в 2,5 миллиарда долларов и всей библиотекой фильмов Marvel, Lucas films и Disney, набрав 28 миллионов подписчиков за три месяца. HBO max планирует стартовать с бюджетом в 1,5-2 миллиарда долларов в год и огромной библиотекой уже показанного в эфире контента. Amazon потратили 6 миллиардов долларов за 2019 год на эксклюзивный контент.

Эти цифры кажутся огромными, пока не понимаешь, что за 2019 год Netflix потратил на контент 15 миллиардов долларов и планирует потратить в 2020 году 17,5 миллиарда.

Но не огромные инвестиции делают Netflix недосягаемым игроком на рынке стриминговых сервисов. Есть три основных фактора, которые это обеспечили.

ИТ-компания

Глава Netflix Рид Хастингс не раз заявлял, что они в первую очередь являются ИТ-компанией. Что это значит для пользователя? То, что всё будет работать как надо.

По качеству видео, звука, стабильности работы, удобству интерфейса компания выбилась далеко вперёд. И в каждом направлении ведётся постоянная работа: разработка новых алгоритмов сжатия, обновление кодеков звука, улучшение интерфейса, внедрение новых функций.

Главная фишка Netflix — рекомендационная система при помощи искусственного интеллекта. Её первые наброски существовали, ещё когда компания занималась прокатом дисков. На основе истории просмотров, удержания, впечатления от просмотренного (в конце можно поставить лайк или дизлайк) сервис рекомендует контент и пишет, насколько процентов тот или иной фильм или сериал подходит именно тебе.

Никаких отзывов и баллов. Не нужно прислушиваться к чужому мнению. Только то, что понравится конкретно тебе, а не кому-то ещё. Из моего опыта: после двух-трёх месяцев использования работает довольно точно.

​Рекомендация: этот сериал подходит мне на 95%

После частого просмотра Netflix немного дико пользоваться российскими стриминговыми сервисами. Удобство использования, интуитивность интерфейса, стабильность — огромные проблемы. Такие сервисы, как Okko, Amediateka, Wink, Premier, очень слабые в этом плане. То не можешь найти список избранного, то кнопку добавления в избранное (даже если ты уже пользовался ей раньше), сервис теряет место в фильме, на котором ты закончил, не сохраняет номер серии. И конечно, при сохранении контента на устройство он занимает в 1,5-2,5 раза больше места при худшем качестве, чем у Netflix.

Из отечественных сервисов хорошо справляется ivi и активно развивается в правильном направлении «КиноПоиск». Видно, что ivi уже не новички на рынке и работают там профессионалы. А «КиноПоиск» пока ещё слишком молод, но улучшения видны с каждым месяцем.

Что же касается западных сервисов, у Disney+ и HBO MAX другая сильная сторона — они одни из лучших в мире по созданию контента. И денег на разработку хорошего сервиса у них предостаточно. Но философии «пользовательский опыт превыше всего» у них нет. И до уровня Netflix в этом плане они вряд ли доберутся.

Но есть и ИТ-компании на этом рынке. Apple TV и Amazon Prime Video — сервисы, которые могут дать тот же уровень взаимодействия с пользователем, что и Netflix. Но, как ни странно, они продают другой продукт.

Основной продукт

Сегодня у Netflix нет ничего, кроме контента. Они не зарабатывают на продаже устройств, товаров или рекламе. Клиент платит за контент и получает контент. Всё.

У Amazon же, например, другая цель. Основная задача сервиса Amazon Prime Video — как можно дольше удержать тебя на сайте Amazon и за это время, используя таргет, продать тебе товар. Amazon продаёт не контент — компания за контент покупает твоё время и внимание. И ты за это платишь.

Это не значит, что контент у них плохой. Просто он создан не как конечный продукт, а как приманка. И этим он может отличаться.

Apple же всеми своими устройствами и сервисами создаёт экосистему. И если ты увлёкся сериалом на Apple TV+, то без устройств Apple смотреть его будет практически невозможно. Когда ты привыкнешь к использованию сервиса, поменять свой iPhone, iPad или MacBook на продукт конкурентов становится намного труднее. Так же, как, например, при использовании Apple Watch.

Основная задача Apple втянуть и оставить тебя в экосистеме. Что, опять же, делает контент не конечным продуктом.

Как уже говорилось ранее, Disney+ и HBO Max — другое дело. Их товар — контент. Но это одни самых крупных медиа компаний в мире (HBO принадлежит корпорации WarnerMedia). А это значит, что стриминговый сервис никогда не будет их основным бизнесом.

Это может привести к тому, что эти сервисы будут лишь дополнением к основным продуктам. Как, например, расширение киновселенных «Звёздных Войн» и Marvel за счёт сериалов на Disney+. Это больше похоже на привлечение внимание к основным проектам франшизы, чем на самобытный продукт.

В любом случае Disney и HBO гораздо опытнее в создании контента, чем Netflix. Это нельзя отрицать. При правильном векторе они могут обойти на этом поле Netflix.

Но и векторы у них различаются.

Мировое кино

В 2020 году США наконец признали существование иностранного кино, отдав основные награды Американской киноакадемии Южнокорейскому фильму “Gisaengchung” («Паразиты»).

Это неудивительно. Во многих странах, таких как Китай, Индия, Южная Корея, Япония, в прокате всё чаще лидируют фильмы местного производства. При этом доходы от проката в таких странах растут с каждым годом.

Медиакорпорации США хотят кусок от этого пирога. И начинают с того, чтобы сделать из Американской киноакадемии международную.

Но руководство Netflix пришло к этому намного раньше. В 2013 вышел первый сериал собственного производства Netflix — “House of Cards” («Карточный домик»), а уже в 2015 появился первый не англоязычный контент от Netflix — мексиканский сериал “Club de Cuervos” («Клуб Воронов»).

В следующем году, когда компания вышла на рынок 190 стран мира — выходит контент Netflix Original бразильского, французского и испанского производства. В 2018 году был вложен один миллиард долларов в контент европейского производства, а до конца 2020 года планируется запустить до 100 новых не англоязычных проектов.

Сегодня Netflix производит и покупает права на международных прокат практически во всех странах мира: Китай, Гонконг, Япония, Южная Корея, Индия, Турция, Франция, Германия, Белгия, ЮАР, Бразилия, Испания, Мексика и других. Контент из этих стран создаётся местными людьми, Netflix практически не вмешивается в производство.

Поэтому проекты не теряют самобытности и популярны у себя на родине и на международном рынке. Отличным примером является “La Casa De Papel” («Бумажный дом») — самый популярный иностранный проект Netflix, третий сезон которого посмотрело 35 миллионов аккаунтов за неделю.

​Страница сериала "La Casa De Papel" ("Money Heist"/"Бумажный дом")

Зрителям вне США начинает надоедать голливудский продукт. Им хочется чего-то родного и при этом качественного. Да и американцы стали понемногу узнавать про существования зарубежного кино, которое отличается от того, что делают в их стране.

Общая тенденция понятна. Но Netflix подхватил и развил её гораздо раньше. Ни Disney, ни HBO, ни Apple не планируют ближайшее время иностранных проектов. А когда запланируют — может быть уже поздно.

Недостатки Netflix

Конечно, не может быть всё так хорошо. У Netflix много преимуществ, но есть и недостатки. Для русского человека первый и главный — локализация.

Я видел собственными глазами огромные инсталляции Netflix в крупнейших торговых центрах Стамбула, посвящённые сериалу “Umbrella Academy” («Академия Амбрелла») и фильму “Irishman” («Ирландец»). Постеры Netflix есть почти на каждой остановке в центре Стамбула. Всё потому, что Турция является самым крупным в мире экспортером телевизионных передач, а точнее сериалов. Это рынок важный и нужный для развития сервиса.

Но Россия для Netflix небольшой и непонятный рынок. Тут только начинают привыкать платить за контент, и стриминговые сервисы пока не сильно популярны. Поэтому локализация минимальна и для человека с нулевым знанием английского сайт совершенно непонятен.

Названия фильмов и сериалов не переведены, поиск на английском. Нет отдельной категории фильмов с переводом или с субтитрами. Можно лишь набрать в поиске “Audio in Russian” — и то покажет не всё. Хотя последнее время почти все новые проекты Netflix старается выпускать сразу с русским переводом и почти для всего добавили русские субтитры.

Если же с английским проблем нет, то появляется вторая проблема — создание стриминговых сервисов почти всеми крупными компаниями.

Если в начале истории онлайн-кинотеатров было достаточно просто собрать как можно больше фильмов и сериалов разных кинокомпаний, то сейчас без эксклюзивов в стриминге нет смысла. К этому только начинают приходить российские сервисы, пытаясь создавать собственный контент для своих платформ, но на рынке США онлайн-кинотеатр без эксклюзивов не выдержит и пары месяцев конкуренции.

Когда основные игроки телевидения и кино, такие как Disney, HBO, CBS, создают свой сервис — они забирают права на трансляцию своего старого контента у других компаний и создают новый эксклюзивный контент. Так, например, Disney забрала у Netflix права на показ фильмов Marvel, а HBO на показ сериала «Друзья» на территории США.

Ты не сможешь посмотреть всё, что тебе интересно, в одном месте. Ведь много классического и нового контента будет лежать на сервисах своих правообладателей. Что приводит нас к третьей проблеме — цене.

Netflix на территории Европы и в России стоит 10 евро в месяц за FullHD-подписку. Это совсем смешные деньги для жителей преуспевающих западных стран и не такие уж большие деньги для российского зрителя.

Но у меня, например, сейчас одновременно две подписки: на Netflix и «КиноПоиск». Вторая для просмотра контента российского производства, а также переведенного — для ребёнка и членов семьи, не владеющих английским. Совсем недавно я отказался от подписок «Амедиатеки» и Wink. Если добавить к этому ещё YouTube Premium, то получается уже неплохая сумма.

Если же говорить о США, то там, чтобы смотреть все самые крупные телевизионные и кинохиты, нужно подписаться на CBS All Access, HBO Max, Amazon Prime Video, Peacock, Netflix, Apple Tv+ и Disney+. 70-75 долларов в месяц на подписки — немало. Придётся выбирать, какой контент больше по душе, а от чего стоит отказаться.

Вывод

У Netflix было преимущество по времени, и они отлично им воспользовались. Они практически создали рынок онлайн-кинотеатров и уже несколько лет задают ему направление.

Пока они в большом отрыве, но крупные корпорации смогут быстро сократить разрыв благодаря активному вливанию средств. Нет сомнений, что Disney и HBO может создавать контент лучше, чем Netflix, в этом у них больше опыта. Тем более в запасе мощные эксклюзивы, такие как нашумевший “Mandalorian” (“Мандалорец”) и новый эпизод сериала “Друзья” с классическим составом. Остаётся только вопрос в стратегии и реализации платформы. Если что-то из этого пойдёт не так - то конкурентами Netflix они так и не станут.

Ну а что касается российских сервисов, они пока в самом начале пути...

0
73 комментария
Написать комментарий...
Егор Рублев

Но как конкурировать с торрентом?

Ответить
Развернуть ветку
Viktor Silin
Автор

Очень просто: торрент не создаёт контент. И если человек хочет получать качественный контент он будет платить его создателям. Так как чем больше подписчиков будет у стриминг сервиса, тем больше и лучше будет создаваемый им контент. Это же логично

Ответить
Развернуть ветку
18 комментариев
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Alex

При всей красоте рекомендательных алгоритмов, они никогда не смогут полностью адаптироваться под человеческий разум. С одной стороны они могут очень хорошо распознавать вкусы конкретного человека, но с другой они нихрена не понимают (и не смогут понять) о спонтанности разума.
Щелкая пультом от телика можно запросто залипнуть на программах о природе, истории или рыбалке. Но это не значит, что рыбалка мне интересна и надо следующие пол-года ее подсовывать. 
Этим страдают все, и помимо того, что качественно тематика контента сужается до нескольких тем, это ещё и создаёт ощущение изолированности и ограниченности мира.
Их работа основана на тезисе, что человек знает, что он хочет и что ему интересно. Но это правдиво далеко не в 100% случаев 

Ответить
Развернуть ветку
Viktor Silin
Автор

С одной стороны согласен. Когда я вижу рекомендации чужого аккаунта Netflix я очень удивляюсь: "Ничего себе, что тут оказывается есть! Никогда этого не видел!".
С другой стороны, я не люблю тратить время в пустую. Мне не нравится искать, что посмотреть или послушать. Мне хочется включить музыку и получать от неё удовольствие, даже не зная, что именно играет. Этот вопрос лучше всего закрывает Яндекс музыка.
Что касается фильмов, то тут я тоже не ищу, а в основном знаю, что хочу посмотреть. Но иногда в рекомендациях появляется что-то, о чём я никогда не слышал и оно подходит мне по алгоритму. Так я нашёл несколько моих любимых фильмов и сериалов.
Не могу сказать, что я полностью поддерживаю алгоритмы рекомендаций. Но две вещи могу сказать точно:
- Алгоритм Netflix намного качественнее по моему опыту, чем например у YouTube (на котором, при случайном просмотре видео про котиков, потом пол года рекомендуются котики)
- Я перестал смотреть баллы на КиноПоиске и IMDB и читать отзывы на фильмы Netflix. Мне стало не важно, что думают другие, я стал пробовать, что мне предлагают и это часто работает.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Belikov

Там есть лента с превьюшками на наведении. На нее также залипнуть можно.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Viktor Silin
Автор

Именно поэтому наш рынок не интересен для серьёзных стриминг сервисов. Многие люди почему-то не могут понять, что пиратство = уничтожение контента

Ответить
Развернуть ветку
12 комментариев
Nikolay Kenig

10евро это 700₽ а это ощутимая сумма за киношки (меня жаба душит :) и тем более в регионах

Ответить
Развернуть ветку
Viktor Silin
Автор

Это 2-3 похода вдвоём в кино или покупка 2-4 фильмов для домашнего просмотра. Подписка явно выгоднее, если смотреть фильмы или сериалы чаще одного раза в неделю

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Иван Карсаков

Спасибо за качественный лонгрид! Было бы еще  интересно увидеть статью с более подробным разбором HBO, Apple TV и Disney+.

Ответить
Развернуть ветку
Viktor Silin
Автор

Спасибо, Иван. Всему своё время =)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Viktor Silin
Автор

Одно время я устал смотреть американское кино и сериалы. Но потом я открыл для себя азиатский кинематограф. В основном Южная Корея и Гонконг. Сейчас считаю, что кинематограф этих стран во многом опережает Голливуд. Очень советую. И на Netflix тоже есть =)

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
SocialWarrior

Нарко хорош

Ответить
Развернуть ветку
Константин Рогов

Алгоритм Нетфликса сильно перехвален. Чтобы пользоваться Амазон Прайм не обязательно "удержать тебя на сайте Amazon и за это время, используя таргет, продать тебе товар" - это полный бред. Какой в жопу таргет? Я захожу на Прайм и смотрю сериалы. Ни разу не покупал никаких товаров и никто мне их не пытался впаривать. При этом алгоритмы Амазона не хуже чем Нетфликса - процент попаданий и промахов в рекомендациях примерно одинаков.  "Пользовательский опыт превыше всего" - это не про Нетфликс. Они до сих пор не могут прикрутить кнопку "убрать сериал" из категории "продолжить просмотр" - стирать говно которое тебе не понравилось и которое ты не собираешься досматривать никогда приходится через жопу в настройках акканута (для сравнения "плохой" пользовательский опыт от Амазон имеет кнопку с редактированием рядом с категорией). Я совсем не фанбой Амазона но с приходом крупных игроков Нетфликс явно трещит по швам и 17 миллиардов спущенных на откровенно третьесортный по большей части телепродукт - это та еще стратегия. 

Ответить
Развернуть ветку
Viktor Silin
Автор

Вполне конструктивная критика. Спасибо за это.
Мне стоило бы уточнить, что Amazon Prime в тех странах, где официально работает магазин Amazon, интегрирован в магазин. А в странах, где его магазина нет - он отдельным сайтом. Скрин прикрепляю.
Алгоритм Netflix хорошо работает, когда им пользуешься долгое время. Чем дольше, тем лучше. Да, конечно, он не идеален, но вполне хорош. Я не пользовался Amazon Prime Video так же долго как Netflix, поэтому не исключаю, что алгоритмы со временем могут сравняться. Тут я Вам пока поверю на слово, пока не проверю.
Согласен, что невозможность убрать сериал из продолжить просмотр жутко бесит! Тут нет оправданий для Netflix!
Но так же и бесит невозможность импортировать вочлист из IMDB (принадлежащего Amazon) в Prime Video!
Конкретно для меня, Amazon уступает по контенту и удобству использования на уровне мелочей. Но не могу не согласиться, что это наиболее сильный соперник.

Ответить
Развернуть ветку
Di Dizo

Будете смеяться , но для меня ныне здравствующий знаменитый Popcorn Time стал лучшим стриминговым сервисом которые преследуют все кому не лень и никаких подписок не нужно.

Ответить
Развернуть ветку
Timur Seifullin

Российскими сервисами дико пользоваться (по крайней мере, мне), потому, что, оплатив подписку Netflix, ты просто смотришь фильм или сериал в удобное тебе время. Оплатив же подписку российскому сервису (IVI, например), при попытке посмотреть что-либо, ты с большой долей вероятности, столкнешься с требованием дополнительно оплатить конкретный фильм. То есть в подписке есть не все. Особенно был "восхищен", когда, если не ошибаюсь, IVI захотел дополнительную оплату за первую "Матрицу" (фильму 20 лет, на минуточку!)
В таких случаях, проще посмотреть в сторону всяких там кинопабов, эйчдивидеобоксов или торрентов.

Ответить
Развернуть ветку
Мария Кирова

Боже, храни Netflix! Благодаря этой компании мои вечера проходят превосходно. 

Ответить
Развернуть ветку
Viktor Silin
Автор

Аминь! =)

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Medvedev

Удивился, когда узнал, что нетфликс активно контрибьютит в spring-экосистему! Хороший пример, когда бизнес успешно развивает опенсорс!

Ответить
Развернуть ветку
Александр Богачёв

Захотел недавно подписаться на один иностранный сервис, чтоб посмотреть сериал. Для меня критично, чтоб были русские субтитры. Захожу на сайт — никакой информации о сабах. Хочешь проверить — оформляй подписку (хоть есть тестовый срок). В результате скачал на рутрекере. 

Ответить
Развернуть ветку
Alex Kha

Виктор, можно с вами связаться для консультации по проверки гипотезы: нишевый он-лайн видео сервис для подростков. 

Ответить
Развернуть ветку
Viktor Silin
Автор

Напишите мне в личные сообщения, пожалуйста

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Kolosovsky

Подписался на Apple только - устраивает контент, отсутствие русского дубляжа. Даже более - не хватает времени на просмотр более, чем пары эпизодов в неделю. Поэтому покупка иных подписок вообще не берется во внимание.

Ответить
Развернуть ветку
Артем Фламесов

Надеюсь у Netflix нет проблемы "сообщить о появлении".

Ответить
Развернуть ветку
Steve Evets

Ха-ха... 

Заставить платить за то, что у тебя отнимают самый драгоценный ресурс в жизни - твоё время, и при этом затягивают, рекомендуя, как еще больше его потратить - это сильно. Очень сильно!

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Яковлев

Такова жизнь. Богатые и успешные дяди тоже хотят кушать, им плевать на наше время.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 73 комментария
null