Наши новости теперь слушают: все работает автоматически, мы быстро собрали 1 млн прослушиваний

Внутри — подробнее о новом звучании Sports.ru и конкурс с призом.

Потребление аудиоконтента прямо сейчас значительно меняется. Эти изменения сравнимы с тем, что происходило в первую эпоху мобильного интернета: тогда за счет роста скорости и падения цены мы стали пользоваться им резко больше, просто доставая смартфон.

Беспроводные наушники только ворвались в нашу жизнь, но Apple уже продали более 100 миллионов AirPods – если бы они были отдельной компанией, уже входили бы в американский топ-50 по капитализации. По статистике каждый четвертый из тех, кто сейчас читает этот пост, сидит в беспроводных наушниках, а две трети из них пользуются именно AirPods.

Наши новости теперь слушают: все работает автоматически, мы быстро собрали 1 млн прослушиваний

Удобство потребления аудиоконтента растет, вместе с ним растет и его качество – в последние несколько лет произошел рывок в том, насколько машинное обучение улучшило качество автоматического озвучивания текста. Современные технологии распознавания и преобразования текста в речь строятся как раз на машинном обучении: итоговое аудио составляется из отдельных звуков, которые есть в базе данных. Чем больше база и примеров произношения — тем точнее преобразование и тем естественнее звучит компьютерная речь.

На Sports.ru с октября 2018-го уже развиваются собственные подкасты, к январю 2020-го у нас уже был подтвержденный спрос на аудио.

Мы поддерживали и продолжаем поддерживать тренд на увеличение значимости аудиоконтента, поэтому нам было интересно понять, а есть ли потенциал и у других аудиопредставлений информации в рамках медиа для интересующихся спортом или подкасты – это локальный максимум в этом направлении?

Изучив разные форматы, применимые к нашей платформе, мы остановились на варианте с реализацией автоматического озвучивания новостей.

Плеер озвучания на экране новости в мобильном приложении Sports.ru
Плеер озвучания на экране новости в мобильном приложении Sports.ru

Как это работает

Sports.ru формирует RSS-канал с текстами, наш партнер, компания Retell, получает их и отправляет в собственную систему, которая добавляет специальные теги и размечает текст таким образом, чтобы после синтеза речь звучала максимально приятно для человеческого уха. Таким образом выдерживаются интонационные паузы, исключаются ошибки с ударениями и неверным произношением, автоматически заменяются аббревиатуры, сокращения и последовательности символов, создающие сложность для «произношения» искусственным интеллектом, например, даты в различных форматах, формулы, ссылки.

По завершении подготовки текста к озвучиванию формируется очередь запросов для отправки к Text-to-Speech (TTS) платформе. Выбранные на этапе настройки голос и скорость добавляются к запросам в виде параметров. Retell посылает запрос на синтез речи и в ответ получает аудиофайлы. Формат получаемых файлов может разниться в зависимости от выбранного голоса и стоящей за ним TTS платформы.

В автоматическом режиме запускается постпродакшн: добавляется эквалайзинг и звуковые эффекты, используется компрессия, лимитеры, удаляются шумы. На выходе получаем mp3-файл, который размещается на серверах Retell. И, когда пользователь откроет страницу с озвученной статьей, аудиоплеер отобразится, а при клике на кнопку воспроизведения загрузится и начнет проигрываться соответствующий текст.

Поскольку плеер собирает данные о прослушивании статей, мы в своем личном кабинете получаем доступ к статистике, благодаря которой можно понять как общие показатели прослушивания, так и с разбивкой по каналам: десктоп, мобильная версия, мобильное приложение. Такая аналитика важна еще и потому что можно выявить топ популярных аудио материалов, и, к примеру, создать из них плейлист, также добавив его на сайт или в приложения, сформировав таким образом, например, подборку главных новостей за день в аудиоформате.

Чего мы хотели при запуске проекта

— Добиться не менее 1% запусков плеера относительно просмотров страниц

— Обеспечить основную часть прослушиваний с мобильных устройств

— Как минимум, сохранить количество прослушиваний, их среднее время и процент дослушивания на дистанции

— Найти решение с простой интеграцией в нашу экосистему: сайт, приложения, AMP-страницы

Что у нас получилось

1. Количество запусков плеера относительно просмотров – стабильно больше 1%

За время эксперимента плеер в новостях запустили 1,2 миллиона раз.

На мобильный сайт и приложение пришлось 83% запусков (36% + 47%). Процент запуска плеера от просмотров по платформам выше 1% на всех средах:

• Десктоп – 1,26%

• Мобильный сайт – 1,31%

• Приложение – 1,64%

1,64%
Конверсия из просмотра единицы контента в запуск плеера в мобильных приложениях Sports.ru

Неожиданно, что конверсия в прослушивание на десктопе оказалась примерно такой же, как на мобильном сайте – интуитивно мы предполагали, что она будет ниже (возможно, на более длинной дистанции она и уменьшится).

2. Слушают нас в основном с мобильных устройств

Все совпало с предчувствиями: 83 процента. Процент дослушиваний и среднее время прослушивания на мобильных тоже выше:

Процент дослушиваний:

• Десктоп – 42%

• Мобильный сайт – 52%

• Приложение – 57%

3. Цифры со временем не падают

В первые три месяца показатели не падали, мы наблюдаем всплеск интереса к новой функции. При этом сценарий падения в будущем мы оцениваем как маловероятный: три месяца – значительный период времени, скорее всего мы бы уже заметили падение метрик как минимум на коротких интервалах внутри этого срока, но этого не произошло.

4. Интеграция прошла быстро и просто

Чтобы внедрить и автоматически расставить плеер по всей экосистеме, понадобился всего один день разработчика. Хотя до эксперимента мы опасались, что это будет сложно. Во многом такая скорость – заслуга нашего провайдера данных. После этого мы подключили RSS-фид и стали управлять расстановкой в новостях без участия наших разработчиков.

Наши новости теперь слушают: все работает автоматически, мы быстро собрали 1 млн прослушиваний

Кстати, как вы думаете, какая из этих новостей – самая прослушиваемая на Sports.ru за весну?

Попробуйте угадать в комментариях под этим постом, а мы придем туда с правильным ответом и статистикой. Первому, кто ответит правильно (чтобы было честно, один вариант ответа от одного пользователя), мы подарим фирменную толстовку Sports.ru.

Что мы будем делать с этим дальше?

Начало тестирования формата пришлось на середину марта, когда начался карантин, что привело к падению спроса на аудиоформаты, ведь основные кейсы прослушивания аудио – это транспорт по пути в офис и домой, прогулки, занятия спортом. Мы увидели это в том числе по цифрам прослушиваний наших подкастов, которые упали примерно на 20%.

На это наложился эффект отсутствия спорта, когда значимых инфоповодов в мире спорта стало заметно меньше. Тем больше нас впечатлили цифры по результатам тестирования, именно поэтому мы продолжим развивать такой сервис. У нас уже есть несколько гипотез для проверки в первую очередь. Вот что мы точно попробуем:

• Составлять плейлисты новостей по любимым темам: о конкретных клубах, турнирах, видах спорта и так далее.

• Озвучивать большие тексты, а не только новости.

• Создать автоматическое радио по интересам.

• Монетизироваться через рекламу, чтобы сделать сервис как минимум самоокупаемым.

Глобально развитие сервиса находится в тренде звукового потребления контента, который мы уже видели в подкастах Sports.ru.

Мы видим потенциал для создания рекламного продукта в рамках сервиса

Развитие подкастов подсказывает, что потребление контента, в том числе спонсорского, через звук – перспективное будущее. Попасть в «уши» пользователей мечта почти каждого рекламодателя. Следующий интуитивно понятный шаг – легализовать такой вид рекламы.

Кому это может быть интересно? На наш взгляд, всем рекламодателям, которые привязаны к новостной повестке. В нашем случае это, конечно, спортивные клубы, лиги и федерации, бренды.

Представьте этот симбиоз: робот зачитывает и новость, и информацию от рекламодателя, которая дополняет и расширяет первоначальное сообщение.

В эпоху, когда баннерная слепота уже не диагноз, а повседневность, реклама в аудиоконтенте – новый ответ на старые вызовы.

3232
26 комментариев

Лучше б вы для начала с рекламой в мобильной версии разобрались... Раз из пяти новости не открываются, показывая пустой экран, раз из десяти после открытия страница виснет вмёртвую. Раздражает нереально.

4
Ответить

Мобильная версия сайта или мобильное приложение? В любом случае вы бы сильно помогли нам прислав видео с примером такой ошибки на lovkov at sports.ru – оперативно решим проблему. Реклама очень вряд ли как-то влияет на открытие/неоткрытие контенте.

3
Ответить

да есть такое и в хроме на гугл пиксел ИКС Эль, поставил приложение потом, но с новостей гугл часто переходит просто на стартовую страницу и все, сиди ищи сам новость эту=) снес приложение

Ответить

Для человека всегда самым удобным способом для общения будет речь, для анализа - визуализация. Молодцы ребята! Вперёд, удача за вами.

3
Ответить

которая дополняет и расширяет первоначальное сообщение.Конечно конечно, и дополнит, и расширит. Особенно если громкость будет в 2 раза больше 1ХБЕТ ОТЛИЧНЫЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ!!!
Сразу тогда делайте платную версию без рекламы. Например бесплатный ютюб смотреть и слушать физически невыносимо😎

1
Ответить

В мобильных приложениях Sports.ru уже лет 6 как есть опция отключения всей рекламы. А громкость на вашем устройстве за вас никто не регулирует.

3
Ответить

А так, самая кликабельная (прослушиваемая) новость про Артемия Панарина, я думаю

2
Ответить