Тренды и бренды: отвечаем на пять «почему» о подкастинге

Хоу-хоу-хоу! Это студия «Терменвокс» несёт под вашу ёлку мешок подкаст-открытий.

Тренды и бренды: отвечаем на пять «почему» о подкастинге

Конец года — традиционное время для подведения итогов и анализа трендов. Сегодня мы рассмотрим пять ключевых вопросов о подкастинге, которые помогут лучше понять, куда движется индустрия и какие возможности она открывает для создателей контента и брендов.

1. Почему тру-крайм подкасты — это новая классика?

Тру-крайм подкасты — настоящий медиафеномен, объединяющий документальное повествование, журналистское расследование и психологический триллер. Интерес к таким историям далеко не новый — достаточно вспомнить Агату Кристи, чьи книги по популярности уступают лишь мастодонтам как Библия и труды Шекспира.

Истоки тру-крайма прослеживаются ещё в XVI веке, а его настоящий бум в подкастинге случился в 2014 году, когда журналистка Сара Кениг выпустила проект Serial, ставший абсолютным хитом и образцом жанра. Мы уже рассказывали подробно об этом кейсе.

Отечественная аудитория, как и мировая, проявляет устойчивый интерес к качественному контенту в этом жанре. Доказываем это на собственном примере: самый успешный проект студии «Терменвокс» — тру-крайм подкаст «Дневники Лоры Палны». А чего ещё вы ждали от людей, которые выросли на выпусках «Следствие вели…» с Леонидом Каневским и всё детство засыпали под голос диктора из «Криминальной России»?

Тренды и бренды: отвечаем на пять «почему» о подкастинге

Профессор права Патрисия Брайан объясняет популярность жанра особым видом эскапизма: «Людям нравится безобидное соприкосновение с опасностью, вроде посещения аттракционов или домов с привидениями. Это позволяет исследовать тёмные уголки человеческого разума, не подвергая себя реальному риску».

Всего можно выделить пять основных причин, почему тру-крайм так нравится людям.

  • Острые ощущения: получение адреналина в безопасных условиях.
  • Развлечение: парадоксальное удовольствие от погружения в мрачные истории.
  • Сублимация: проработка тревог, страхов, гнева, запретных фантазий.
  • Игра в детектива: косвенное «участие» в расследовании и ловле преступника.
  • Новые знания: изучение правовых систем и психологии жертв и агрессоров.

Последний аспект особенно важен для женской аудитории: слушательницы отмечают, что такие подкасты помогают им лучше понимать возможные угрозы и более эффективно оценивать риски в повседневной жизни, учитывая их повышенную уязвимость в определенных ситуациях. Неудивительно, что большинство (58%) потребителей жанра — женщины. Это особенно значимо в контексте российского подкастинга, где женщины также составляют основную часть слушателей. Такое совпадение во многом объясняет исключительную популярность тру-крайм подкастов на отечественном рынке. Последний аспект особенно важен для женской аудитории: слушательницы отмечают, что такие подкасты помогают им лучше понимать возможные угрозы и более эффективно оценивать риски в повседневной жизни, учитывая их повышенную уязвимость в определенных ситуациях.

2. Почему подкасты это не только про аудио?

Современный подкаст — это мультимедийная экосистема с множеством точек контакта с аудиторией. Видеоверсии эпизодов вовлекают зрителей с YouTube, вовлекают зрителей с YouTube, а транскрипты превращаются в затягивающие лонгриды. Создатели подкастов активно развивают социальные сети, публикуют дополнительные материалы и продают мерч. (Кстати, только посмотрите на наши великолепные футболки и шоперы!)

Более того, проекты всё чаще выходят в офлайн. Например, «Дневники Лоры Палны» совместно с городским медиа Fomoteka запустили в Москве аудиоэкскурсию по местам реальных преступлений. Такой подход позволяет привлекать новую аудиторию и охватывать её разные сегменты, создавать дополнительные источники монетизации, укреплять связь со слушателями и выстраивать сильный бренд в медиа-пространстве.

3. Почему важно делать разнонаправленные подкасты?

Диверсификация контента — ключ к устойчивому развитию подкаст-студии. Работа в разных нишах позволяет не только расширить аудиторию, но и экспериментировать с форматами, находить новые творческие решения и создавать уникальные коллаборации. Студия, которая производит и развлекательный, и образовательный, и корпоративный контент, получает более глубокое понимание потребностей различных аудиторий и может быстрее-выше-сильнее масштабировать свой бизнес.

В «Терменвоксе» мы как раз следуем этому принципу. У нас есть откровенный подкаст об индустрии для взрослых (с)порно, увлекательная история о камбоджийском рок-н-ролле «Кровь на струнах», серьёзный документальный рассказ о событиях 11 сентября в четвёртом сезоне «Чёрного лебедя» и уютный гид по комфортной жизни «Слушай, это удобно», который мы делаем вместе с Авито Авто. Такой разброс тем помогает нам постоянно развиваться и делать каждый новый проект особенным.

4. Почему важно дружить с конкурентами?

В подкастинге конкуренция часто превращается в сотрудничество. Совместные проекты, кросс-промо и обмен опытом помогают развивать индустрию в целом. Когда создатели подкастов поддерживают друг друга, выигрывают все: повышается качество контента, растет профессионализм, появляются новые форматы и возможности для монетизации. Коллаборации между подкастерами часто приводят к появлению уникального контента, который невозможно создать в одиночку. Студия «Терменвокс» открыта к любым предложениям. Например, недавно Маша Погребняк и Митя Лебедев, ведущие «Дневников Лоры Палны», побывали в гостях у Маруси Черничкиной. Новый выпуск «Черничного подкаста» получился невероятно душевным, и Марусина аудитория встретила ребят очень тепло.

Тренды и бренды: отвечаем на пять «почему» о подкастинге
Тренды и бренды: отвечаем на пять «почему» о подкастинге
Тренды и бренды: отвечаем на пять «почему» о подкастинге

5. Почему брендам стоит инвестировать в подкасты?

В мире, где 96% потребителей не доверяют традиционной рекламе, подкастинг становится уникальным каналом для построения доверительных отношений с аудиторией. Реклама в подкастах демонстрирует впечатляющую эффективность: 62% слушателей готовы приобрести продукт или услугу. Это объясняется доверительной атмосферой, которую создаёт аудиоформат. В отличие от видеоконтента, где визуальная составляющая может отвлекать и создавать определённую дистанцию, голос в наушниках воспринимается более интимно. Слушатель расценивает ведущего как близкого друга, на чьи рекомендации можно полагаться.

При этом бренды всё чаще запускают собственные подкасты. Корпоративные проекты решают внутренние задачи: от обучения персонала с помощью аудио-онбордингов до укрепления HR-бренда, — они помогают формировать экспертный образ компании, создавать полезный контент для целевой аудитории и выстраивать лояльное комьюнити.

Подкастинг — мощный инструмент для развития бизнеса и выстраивания глубоких отношений с аудиторией. Если вы задумываетесь о запуске собственного подкаста — студия «Терменвокс» поможет со всем: от разработки концепции до продвижения готового продукта. Мы создаём проекты любой сложности: от корпоративных до развлекательных, и делаем это так, чтобы ваши слушатели с нетерпением ждали каждый новый выпуск.

4
Начать дискуссию