Девушки выбирают журфак и захватывают СМИ: как меняется российская медиаиндустрия
Российские журфаки окончательно стали женскими: до 80% студентов — девушки. Они приходят в медиа, чтобы менять мир, но на вершине успеха по-прежнему царят мужчины. Так есть ли место успешным журналисткам в медиамире? Разбираемся вместе.
Девушки и журфак: новая реальность
По данным Министерства образования, в 2024 году студентами журфака стали 4 426 девушек (81,9% от общего числа поступивших) и 981 парень (18,1%). Как констатирует председатель Союза журналистов России Владимир Соловьев, если раньше соотношение парней и девушек на факультетах журналистики было примерно равным (50/50), то теперь подавляющее большинство, порядка 80%, составляют девушки. Эта тенденция предопределяет будущее всей отрасли, заставляя экспертов говорить о том, что профессия в России окончательно становится женской. Зачем же представительницы прекрасного пола идут на журфак?
Ксения Уклеина, 1 курс: «Мне захотелось научиться тому, что преподают на журфаке: правильно и красиво говорить, уверенно держаться в кадре, работать с фото- и видеоаппаратурой и многому другому. Мне действительно хочется стать журналистом!»
Светлана Мосеева, 2 курс: «Если кратко, то так просто сложилась судьба. Я никогда не собиралась учиться на журфаке. Просто я выиграла олимпиаду, по ней я могла поступить на грант и без вступительных испытаний».
Вероника Синельник, 3 курс: «Я пришла учиться на направление «Медиажурналистика» потому что с детства мечтаю стать телеведущей. На направление «Телевидение» я не проходила по баллам, решила поступить на смежную специальность. Надеюсь, знания журналистики, полученные за период моего обучения, пригодятся в моей будущей профессии!».
Маргарита Сало, 4 курс: «В 7 классе мне сказали: “Ты хорошо пишешь, почему бы тебе не стать журналистом”. Я подумала, что да, я действительно люблю писать и мне подходит эта профессия. Я начала этим гореть, дальше просто появилась цель. Про деньги я тогда не думала, хотя, наверное, надо было бы».
Понятно, что часть студенток журфака не пойдёт работать по профессии, одни станут частью смежных сфер PR, маркетинга, фотографии, другие займутся вообще чем-то другим. Но факт остаётся фактом: журфак — это женское царство.
Парадокс: большинство есть, власти нет?
Академический тренд находит отражение в реальной медиасреде. Так, в 2023* году, по данным сервиса Pressfeed, в российской журналистике женщин (63,8%) было почти в два раза больше, чем мужчин (36,2%), и их доля продолжает ежегодно расти. Мотивация студенток, выбирающих эту профессию, часто строится не на романтическом образе репортера, а на понимании медиа как инструмента влияния, социальной ответственности и возможности быть услышанной — что подтверждается их растущей видимостью.
Однако парадокс современного российского медиарынка заключается в том, что, несмотря на количественное превосходство женщин в профессии, в высшей лиге цитируемости по-прежнему доминируют мужчины. Анализ данных «Медиалогии» показывает, что, хотя в тройке самых цитируемых журналистов 2023 года* была женщина (Ксения Собчак, опередившая Александра Сладкова и Павла Зарубина), общее соотношение в топ-15 остается в пользу мужчин: 12 против 3. Это указывает на сохраняющийся «стеклянный потолок» в карьерном продвижении.
Кто же стоит во главе российских СМИ? Ирина Казьмина — главный редактор газеты «Ведомости». Изданием «РБК» руководит Петр Геннадьевич Канаев, но Ирина Парфентьева является первым заместителем руководителя редакции, Анна Пустякова — заместитель руководителя редакции. Наталья Клименчева — врио Генерального директора газеты «METRO». В 2025 году ТАСС объявил о назначении нового шеф-редактора, им стала Светлана Каражас. Получается, что женщины — это далеко не второстепенные герои российских медиа.
Что ждет медиаиндустрию завтра?
Российская медиаиндустрия стоит на пороге перемен. Пока мужчины доминируют в рейтингах цитируемости, женщины уже контролируют основную массу рабочей силы в отрасли и все чаще приходят к руководству ключевых изданий. Означает ли это, что через 5-10 лет мы увидим полный «женский захват» и на медиаолимпе? Пока вопрос остается открытым, но тренд очевиден.
*В материале приводится рейтинг последних лет. Статистика за 2024 и 2025 год отсутствует.