Спорт высоких технологий: как спорттех трансформирует современное ТВ
Директор по цифровому развитию «Матч ТВ» Александр Фролов — о том, как технологии влияют на восприятие спортивного контента и какие из них уже внедрены на канале.
— Начиная разговор о спорттехе, нужно иметь в виду, что эта специфическая индустрия далеко не однородна. Масштабно можно выделить три основных сегмента:
Первый сегмент, так называемый FitTech, объединяет огромное количество сервисов для занятия спортом и контроля здоровья. Это носимые устройства, например, фитнес-браслеты Xiaomi или умные часы Apple Watch, Garmin и прочие. Их ПО позволяет отслеживать активность и эффективность тренировок пользователя. Сюда же можно отнести мобильные приложения – в основном это трекеры здорового образа жизни, которые не требуют дополнительных гаджетов, а хранят всю информацию в смартфоне. Можно упомянуть приложения для контроля питания (FatSecret, LiveSum), общего здоровья (Welltory), беговые трекеры (Run Keeper, Strava) и другие.
Первыми на эту территорию зашли крупные производители спортивной экипировки. Достаточно упомянуть экосистему Nike+: здесь и тренировки, и планы питания, и трекеры для занятий бегом. В эту же сторону смотрят маркетплейсы, которые предлагают сервис и для спортсменов, и для бизнеса, как единый фитнес-абонемент Fitmost.
Второй сегмент – контент для спортивных болельщиков. Эту нишу занимают медийные компании, осуществляющие вещание спортивных событий в цифровой среде. В России ключевые игроки этого сегмента – каналы семейства «Матч», КХЛ ТВ и OKKO Sport, за рубежом особо выделяются ESPN и DAZN.
Наконец, третий сегмент включает в себя B2B-сервисы. Среди рядовых пользователей они не столь известны. Как правило, это поставщики спортивных данных, такие как Opta Sport или InStat – или компании, которые помогают оптимизировать бизнес-процессы, например WSC Sports.
При этом соотношение B2C и B2B продуктов в спорттехе можно определить как 70% к 30%, то есть значительная часть сервисов сегодня ориентирована на конечных пользователей – спортсменов, сторонников здорового образа жизни и болельщиков.
Во-первых, с помощью усиления интерактивных и иммерсивных онлайн-технологий, которые вовлекают зрителя, компенсируя «живые» эмоции. Раньше их можно было получить только на стадионе. Такой эффект достигается благодаря технологии переключения камер и аудиодорожек во время эфира, отображению игровой статистики в реальном времени, функции дополненной реальности с наложением инфографики во время эфира. Существует также ряд технологических процессов для оптимизации потокового вещания и оперативного создания короткого контента – спортивных хайлайтов.
Во-вторых, отдельная статья работы ТВ-холдинга – переключение внимания на трендовые категории и виды спорта. Сегодня компании борются за внимание представителей поколения Z, которых очень привлекает киберспорт. Хотя бизнес в этой индустрии лишь приобретает явные очертания и находится в стадии становления, уже понятно, насколько стремительно он растет. В то же время, интернет заставляет нас адаптировать новые форматы, делать более короткие видео, хайлайты и обзоры.
Вместе с тем, свои чемпионские позиции по количеству зрителей сохраняют футбол и хоккей. Среди молодого поколения очень выделяются ММА, авто и мотоспорт. Активно набирают популярность экстремальные виды спорта, регби и американский футбол. Чтобы предоставлять контент эксклюзивно и оперативно, «Матч» активно сотрудничает с федерациями и лигами в этих категориях.
Медийным холдингам не обойтись без сервисов по оптимизации бизнес-процессов, например, по части производства хайлайтов, оперативного их распространения в сети и дальнейшей монетизации. Мы на «Матче» и сами начинаем входить в В2В-сегмент рынка, в том числе, как компания по дистрибуции контента. Учитывая, что сегодня доля таких корпоративных сервисов в спорттехе составляет всего 30%, мы верим, что именно их развитие даст ключевой толчок в спортивных медиа. Чем больше инновационных SaaS (software as a service) решений, тем динамичнее будет развиваться индустрия. Конечно, мы надеемся, что такие стартапы будут появляться именно в России – и ориентироваться на локальный рынок.
В развитие таких продуктов сейчас вкладываются инвесторы самого разного профиля. Это медиа и IT-компании, производители компьютерных игр, правообладатели, спортивные клубы и федерации. Чтобы обобщить этот разрозненный список в России был создан CONTINENTAL SPORTSTECH ACCELERATOR, который собрал вокруг себя самых активных представителей рынка спортивных технологий.
В то же время власти Москвы создали целый кластер спортивной индустрии SportTech на базе Московского инновационного кластера, куда вошли десятки организаций. Масштабы подхода говорят о том, что именно государство по-прежнему остается самым заинтересованным инвестором в области развития спорта.