Смотреть
30 дней бесплатно
Смотреть
30 дней бесплатно
Условия просмотра: clck.ru/h7Vx2
18+
УЖЕ В ПОДПИСКЕ
Медиа
Radmir Nasyrov

Как зарабатывает русский Reddit: главное из интервью с директором по развитию Пикабу

Привет, это Радмир Насыров — основатель Roxot. Мы с Евгением Вольновым записали новый выпуск RandomTalks, в котором пообщались с директором по развитию Пикабу Всеволодом Кировым.

Выпуск можно посмотреть на YouTube или послушать в формате подкаста на Яндекс.Музыке, Apple Podcasts, а теперь ещё и в Spotify. Ниже — текстовая выжимка беседы.

Как устроен Пикабу

Все стратегические задачи Пикабу разделяются между основателем и директором по развитию. Основатель — Максим Хрящев — занимается продуктом и поддержкой пользователей, а директор по развитию — Всеволод Киров — отвечает за всё, что связано с выручкой и маркетингом. По словам Всеволода, когда он пришёл в Пикабу в августе 2018 года, компания была больше похожа на стартап, несмотря на то, что на тот момент отпраздновала девятилетие. С тех пор Пикабу сильно вырос: более чем в три раза по выручке и количеству специалистов в штате.

Пикабу — бизнес с человеческим лицом. Шутка с долей шутки.

Всеволод Киров
директор по развитию Пикабу

О падении количества уникальных посетителей платформы

На пике у Пикабу было 43 миллиона уникальных пользователей, однако потом на площадку негативно начали влиять внешние факторы: источники трафика раз в полтора-два года меняют свои настройки, что приводит к падению количества «уников».

Сейчас у Пикабу уникальных посетителей существенно меньше, чем было полтора года назад, однако компания решила фокусироваться на динамике роста активной аудитории и длительности просмотра контента. Например, среднее время просмотра у Пикабу составляет восемь минут, соотношение просмотров и визитов — 3,46 минут.

Важнее менее активного пользователя превратить в более активного, чем из случайного пользователя сделать лояльного.

Всеволод Киров
директор по развитию Пикабу

Как соблюдать баланс «реклама — пользователи»

Всеволод рассказал, что реклама на Пикабу балансируется двумя факторами:

  • во-первых, в компании большое значение имеет мнение основателя: некоторые возможные позиции просто не монетизируются, поскольку founder считает их неприемлемыми: например, анимированная реклама.
  • во-вторых, есть заранее оговоренные правила игры: Пикабу против всех форматов раздражающей рекламы — всё, что всплывает, перекрывает контент, издаёт звуки. Есть ограничения не только по форматам, но и по сути, так как реакция на рекламу со стороны пользователей приходит моментально — нельзя разместить и забыть.

Сейчас в Пикабу используются практически те же самые рекламные форматы, что и три года назад. Компания ориентируется на эффективность их использования, а не на то, чтобы добавлять новые. У Пикабу нет цели максимизировать выручку любой ценой: гораздо важнее «недомонетизировать» в моменте, но удержать пользователя на площадке.

Как зарабатывает американский конкурент Пикабу — Reddit

Пикабу достаточно часто сравнивают с американским Reddit, поскольку в России найти идентичный сайт-конкурент сложно. Монетизируется Reddit с помощью собственной платформы для таргетированной рекламы по интересам, причём интересом считается подписка на релевантный subreddit с более 5 000 подписчиков или его посещение. По словам Всеволода, рекламная платформа, скорее всего, принесла какой-то результат Reddit, но глобально как рекламный бизнес это не сможет стать чем-то большим на рынке.

Сейчас Reddit зарабатывает на рекламе около 200 миллионов долларов в год при росте в 50%. Через 3-4 года компания планирует увеличить доход до миллиарда. Всеволод отметил, что растущий рынок позволит Reddit достичь этой цифры, даже если компания будем занимать одну и ту же долю.

Как зарабатывает Пикабу

У Пикабу есть три источника монетизации, доходы с которых растут на 45% в год:

  • programmatic-реклама
  • прямые продажи
  • CPA (cost per action) — всё, что касается комиссионных заработков с промокодов.

Programmatic-реклама растёт линейно: если будет в два раза больше показов, площадка получит в два раза больше денег. Около года назад в Пикабу начали проводить AB-тестирования, которые сейчас позволяют воспринимать рекламные форматы более объективно. Прямые продажи не линейны — на одном и том же продукте завтра можно заработать в два раза больше, чем сегодня. Возможно, как отметил Всеволод, скоро Пикабу начнёт развиваться в сфере e-commerce: пользователи смогут обмениваться акциями и спецпредложениями в магазинах, что принесёт дополнительный заработок и трафик.

Есть и альтернативные источники заработка, не связанные с трафиком площадки: например, некоторые проекты обращаются в Пикабу за production. По словам Всеволода, в перспективе этим может заниматься собственное отдельное агентство.

О перспективах платформы

Всеволод говорит о том, что Пикабу ещё не дошёл до своего потолка в монетизации. Тем не менее, компания прибыльна, есть возможность инвестировать в собственные внутренние проекты, которые помогают развивать Пикабу.

Стратегии быть холдингом нет, но есть стратегия искать точки роста.

Всеволод Киров
директор по развитию Пикабу

Кстати, сами сотрудники компании становятся авторами стартапов, в которые инвестирует Пикабу.

Чьи акции купить — Twitter, Facebook, TikTok или Snapchat

По словам Всеволода, если бы у него был миллион долларов и нужно было вложиться только в одну из этих компаний, он бы выбрал Facebook. Всеволод верит, что компания сможет вырасти ещё в 2-3 раза в ближайшее время.

Чтобы вы не листали в начало, ещё раз дублируем ссылки на выпуск: вы можете посмотреть его на YouTube или послушать аудиоверсию на Яндекс.Музыке, Apple Podcasts и Spotify.

0
26 комментариев
Написать комментарий...
Serpantin74

Какой "прекрасный" сайт. Только из уютного интернет сообщества превратился в сайт с история про жкх, яжмамок, проблем с начальником и т.д. Модерация превратилась в вахтеров. И почему то нигде не вспоминают как оттуда в свое время ушло множество авторов уникального контента как раз из за Всеволода. А так да, неплохая машина по зарабатыванию денег.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Обрезков

Полностью поддерживаю - сейчас пикабу переориентировался на интеллектуальное большинство, чтобы выкачивать побольше денег на рекламе. Я сам на пикабу писал около двух лет, а потом начались "акции" по улучшению пикабу, при этом они проводились настолько топорно и неумело, насколько это вообще возможно. Как пример: они объявили об открытии магазина мерча Пикабу (https://pikabushop.ru/), а когда пользователи начали негодовать о высоких ценах на мерч, то администрация просто сказала, что виноваты партнеры, они такую цену установили, администрация, мол, не при делах.
Сейчас там реально ресурс для быдла - вот вам шутка из твиттера, вот вам шутка из одноклассников, вот вам репост из тик-тока, а вот вам расистская шутка про негров. Практически все мои знакомые, кто раньше сидел на пикабу - перестали туда заходить, потому что деградация на лицо. Есть одна художница, которая туда выставляет своё творчество, чтобы привлечь аудиторию, но и она пикабу называет "скотский ресурс".

Ответить
Развернуть ветку
Victor Axonoff

Аа куда ушли авторы?

Ответить
Развернуть ветку
Serpantin74

Кто то в свои каналы в Телеге, дзене, youtube и т.д. Часть пользователей ушла на тот же реддит.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Обрезков

Я хоть и автор с не очень большим рейтингом (50к на 100 постов, 1к+ подписчиков), но перешел на tjournal, веду группу vk, иногда пишу на habr.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Королев

Ох до чего люблю сладкие фантазии бунтарей

Ответить
Развернуть ветку
Василий Белогородов
На пике у Пикабу было 43 миллиона уникальных пользователей, однако потом на площадку негативно начали влиять внешние факторы: источники трафика раз в полтора-два года меняют свои настройки, что приводит к падению количества «уников».

Нет, причины иные.

Когда-то пикабу был ламповый, там нередко отвечал админ, решал проблемы "по справедливости" и т.д. А потом все разрослось в гигантского монстра, у которого одна цель - наколотить бабла. На людей всем стало пофиг. Среднее качество постов деградировало до помоев, авторов уникального контента встречали парой дюжин минусов и хамством - на этот счет даже есть соответствующий пост, набравший огромный рейтинг. На сайте начала разрастаться "коррупция" (вспоминаем ситуацию с Loony), появились целые толпы "агентов влияния", которые продвигали те или иные посты за деньги, многие модераторы имеют аккаунты простых пользователей, имеют связи (зачастую в модераторы берут старожилов по рекомендации), соответственно, отношение к "своим" и чужим сильно отличается, в службу поддержки нанимают клинических идиотов (как минимум часть там - те же известные пользователи, поэтому ничего удивительного).

Никаких перспектив у ресурса нет - он не сможет самоочиститься и поменять парадигму развития из-за неповоротливости и указанных ранее причин, продолжая плавный спад в сторону шлака точно также, как это было с хаброй.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Обрезков

Мне кажется, причина в том, что администрация просто не чувствует пользователей, не умеет работать с комьюнити. Они же не умеют ни в маркетинг, ни в технологии, ни в UI/UX. Поэтому сайт и скатывается.
Помню, как они пытались внедрить донаты, тупо впихнув кнопку сбербанка вниз поста. И пользователи стали массово жаловаться на деанонимизацию, ведь сбербанк показывал часть ФИО. Вместо донатов сделали кнопку банковского перевода. Как можно было сделать такую тупость - не очень понятно.
Потом помню, они начали внедрять умную ленту, которая всем начала подсовывать то, что они не хотят видеть - котиков, вархаммер. Потом они же стали делать кучу рекламных по принципу "быдло всё стерпит" - наделали рекламных игрушек с гигантскими банерами, стали вставлять рекламу в видео, рекламу между постами. Потом разрешили создавать сообщества, но толковых инструментов для сообществ не дали. Смысла особого в сообществах нет - даже если публикуешься в сообществе, твой пост всё равно попадает в общую ленту, а там его заливают помоями. Я был свидетелем ситуации, когда кто-то создавал пост о программировании в сообществе про программирование, а ему в комментах "рыцари свежего" писали, мол, зачем мне это в ленте.
В общем, администрация максимально топорно и неумело внедряет новшества на ресурс, основная цель при этом - монетизация. Для авторов ничего практически  не делается - несколько человек на моей памяти уже просили нормальный редактор с поддержкой markdown, администрация в прошлом году сказала, что через несколько месяцев будет, но воз и ныне там - используется всё тот же глючный редактор.

Никаких перспектив у ресурса нет

А вот с этим я не согласен. Пикабу успешно переориентировался на широкие интеллектуальные массы и успешно монетезируется на них.

Ответить
Развернуть ветку
Zumon

Погодите, не надо гнать на хабр, мне оттуда периодически падают норм статейки, я отнюдь не программист, но даже мне интересно

Ответить
Развернуть ветку
Василий Белогородов

Так я и не говорю, что там вообще нет ничего хорошего. Я про тенденцию. Сравните с тем, что было до момента удаления известного хаба Dura Lex (2013 год), и что начало происходить, когда хабру разделили на куски, что - когда Крючкову понадобилось отдавать кредит банку после выкупа части хабры у мейлру. Каждая из этих вех являлась шагом к деградации - с проекта уходила масса умных людей. А последнее проект окончательно сделало чисто коммерческим - теперь там 90% корпоративного никому неинтересного говна. И в комментариях вместо спецов табун кретинов

Ответить
Развернуть ветку
Денис Обрезков

Кстати, вот про хабр я тоже согласен про 90% корпоративного мусора. Раньше было ведь даже такое понятие, как хабраэффект, сейчас такого нет - ресурс скатывается. Сам я решил, что хабр можно использовать теперь только для пиара, это уже не площадка для it-спецов, это скорее площадка по продаже рекламы it-спецам. Помню там еще забавная история была: когда рамблер начал отжимать nginx, Крючков написал гневный пост в сторону рамблера...а через неделю на хабре началась рекламная акция совместно с рамблер груп. Деньги же не пахнут.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Королев
Нет, причины иные

Причины скорее всего именно такие. Из-за изменений в ядре гугла на многие сайты стало заходить меньше людей, в интернете вой стоял на эту тему. Это не только у Пикабу было. Но в принципе это не особо важно, ибо уники - это не более чем красивая цифра, реальных преимуществ оно не сильно даёт.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Смуров

Пикабу - красавчики. Хороший продукт, не слишком много рекламы.

Была проблема - в видеороликах, которые загружены на хостинг пикабу, добавлялись рекламные вставки после просмотра. Не знаю, какова её эффективность, я сразу дальше листаю. Собственно проблемой было то, что листаешь дальше, а реклама продолжает играть, со звуом. 

Проблему решили и хочу отметить, что решили её грамотно - реклама осталась, но теперь выключается, если пролистать ленту дальше. И себе всё сохранили, и пользователей не раздражает сверх меры. Уж не знаю, сам пикабу поработал или поставщик рекламы. 

Если тут отметиться кто-то из пикабу, хотелось бы узнать, планируют ли они вводить подписку/вип аккаунты или что-то подобное? Вроде ведь ещё нет? Я там не слишком часто бываю. 

Ответить
Развернуть ветку
Максим Хрящев

Спасибо за отзыв )

Пока в контексте платных аккаунтов на поверхности лежит только возможность отключения рекламы. Но мы не верим, что это может стать источником выручки, поэтому отключение рекламы за деньги рассматриваем только как способ повышения лояльности к площадке – мало людей купит такой аккаунт, но осознание, что у тебя есть выбор, может снизить негатив.

В остальном же у нас много идей, задач, гипотез и платные аккаунты не являются для нас приоритетными в данный момент.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Смуров

Спасибо за ответ.

Ответить
Развернуть ветку
Valeratal Val

давно ли Пикабу стал русским реддитом? Реддит это сайт про все (например про хост рекон, АМД, всякие ком. железки), а пикабу это сайт с историями. Иногда смешными.

https://www.reddit.com/r/Amd/
https://www.reddit.com/r/GhostRecon/
https://www.reddit.com/r/mffpc/
https://www.reddit.com/r/eGPU/

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Лукин

Во-первых, а кто еще? Лепра? Дерти? Яплакал? Тот сайт с желтой полоской? 
Во-вторых, на пикабу аудитории хоть и не так много, как на реддите, тем более узкотематической и УЗКОУЗКОТЕМАТИЧЕСКОЙ типа тех что вы скинули, но на Пикабу немало сообществ по интересам типа тех же айтишников, анимешников, вархамерщиков, любителей кошек и прочего.
В-третьих, что такое Реддит? Это "домашняя страница интернета". Пикабу тоже можно таковым назвать - там есть и смешнявки, и авторские и выдуманные истории, и посты на актуальные события.
В принципе, не вижу причин почему бы НЕ называть Пикабу отечественным Реддитом. Да, аудитория меньше, but anyways.

Ответить
Развернуть ветку
Zen

Ну все же на Пикабу нельзя создать свое сообщество любителей Xbox Series X или клуб фанатов Зенита, так как скорее никто не поддержит такую узконаправленную идею, в отличие от Реддита, где любой может создать свой сабреддит без одобрения от сообщества

Ответить
Развернуть ветку
Valeratal Val

Да ни кто.
именно, реддит заменяет буржуям множество других условно web2.0 сообществ
У них и хабра нет, например. И ничего ,представьте себе живут, без этой бабуйни

Ответить
Развернуть ветку
Антон Смуров

Не раз слышал это сравнение. Конечно, вы правы, до реддита пикабу далеко, но и больше сравнить особо не с чем.
Тот же яплакал сильно уступает по активности аудитории, по скорости реакции на происходящее в мире.

Ответить
Развернуть ветку
Test Test

"Пикабу против всех форматов раздражающей рекламы — всё, что всплывает, перекрывает контент, издаёт звуки." 

Редакция VC, вам бы на заметку это взять, по моему все из выше перечиленного представлено на сайте))

Ответить
Развернуть ветку
Test Test

По словам Всеволода, если бы у него был миллион долларов и нужно было вложиться только в одну из этих компаний, он бы выбрал Facebook.

Говорят обезьяны прогнозируют примерно так же как и люди куда вкладываться, может обезьян начнете опрашивать? 

Ответить
Развернуть ветку
Максим Мельников

Что Пикабу, что Yaplakal - в последнее время особенно, сборище панического контента в разной форме. Особенно Yaplakal - это вообще нечто..... Пикабу в этом плане более спокойный и выдержанный, но и он иногда невыносим - захожу туда, чтобы малость офигеть от историй и тут же от них отморозиться, потому что смотреть это постоянно просто никакого психического здоровья не хватит))))

Ответить
Развернуть ветку
Askold Gavriluuk

Когда-то сидел на пикабу, но после 2016-го ушел. Просто стало неинтересно. Этой весной зашел "по старой памяти". Если смотреть как раньше, то сайт особо и не изменился. А вот если включить NTFC (или как он там) контент, то сайт превращается в филиал Онли Фанса. 

Ну, такое. Детишки читают, пишут, радуются. А интересных блоггеров платформа или выдавливает в войнах, или принимает "как родных"

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Поскотинов

Отвратный механизм рекламы, который периодически намертво вешает смартфон. Удобная платформа для помоек типа Нексты, ибо никакого внутреннего фильтра для постов.

Ответить
Развернуть ветку
Василий Белогородов

По прошествии более чем полугода с момента моего комментария могу сказать, что пикабу реально катится в ад. Сначала ударились в фашизм, на все претензии отвечая "все нормально, все по закону, если не нравится - пишите в соответствующие службы своих стран", а потом, когда запахло миллионными штрафами как раз из-за жалоб юзеров, которые восприняли издевательский совет как руководство к действию, ввели правила модерирования а-ля "был бы человек, а статья найдется", в итоге все комментарии заполонили удаленные комментарии, вызовы модераторов и провокаторы, а количество забаненных постов и старожилов улетело в космос. Ощущение, что проект хотят угробить.

Чтобы был порядок на проекте - порядок должен быть в голове у того, кто им руководит. Иначе ситуация будет как в политике, когда сумасшедшие клоуны, мечась от одной нездоровой идеи к другой, разрушают все вокруг.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 26 комментариев
null