Как зарабатывает русский Reddit: главное из интервью с директором по развитию Пикабу

Привет, это Радмир Насыров — основатель Roxot. Мы с Евгением Вольновым записали новый выпуск RandomTalks, в котором пообщались с директором по развитию Пикабу Всеволодом Кировым.

Выпуск можно посмотреть на YouTube или послушать в формате подкаста на Яндекс.Музыке, Apple Podcasts, а теперь ещё и в Spotify. Ниже — текстовая выжимка беседы.

Как зарабатывает русский Reddit: главное из интервью с директором по развитию Пикабу

Как устроен Пикабу

Все стратегические задачи Пикабу разделяются между основателем и директором по развитию. Основатель — Максим Хрящев — занимается продуктом и поддержкой пользователей, а директор по развитию — Всеволод Киров — отвечает за всё, что связано с выручкой и маркетингом. По словам Всеволода, когда он пришёл в Пикабу в августе 2018 года, компания была больше похожа на стартап, несмотря на то, что на тот момент отпраздновала девятилетие. С тех пор Пикабу сильно вырос: более чем в три раза по выручке и количеству специалистов в штате.

Пикабу — бизнес с человеческим лицом. Шутка с долей шутки.

Всеволод Киров, директор по развитию Пикабу

О падении количества уникальных посетителей платформы

На пике у Пикабу было 43 миллиона уникальных пользователей, однако потом на площадку негативно начали влиять внешние факторы: источники трафика раз в полтора-два года меняют свои настройки, что приводит к падению количества «уников».

Сейчас у Пикабу уникальных посетителей существенно меньше, чем было полтора года назад, однако компания решила фокусироваться на динамике роста активной аудитории и длительности просмотра контента. Например, среднее время просмотра у Пикабу составляет восемь минут, соотношение просмотров и визитов — 3,46 минут.

Важнее менее активного пользователя превратить в более активного, чем из случайного пользователя сделать лояльного.

Всеволод Киров, директор по развитию Пикабу

Как соблюдать баланс «реклама — пользователи»

Всеволод рассказал, что реклама на Пикабу балансируется двумя факторами:

  • во-первых, в компании большое значение имеет мнение основателя: некоторые возможные позиции просто не монетизируются, поскольку founder считает их неприемлемыми: например, анимированная реклама.
  • во-вторых, есть заранее оговоренные правила игры: Пикабу против всех форматов раздражающей рекламы — всё, что всплывает, перекрывает контент, издаёт звуки. Есть ограничения не только по форматам, но и по сути, так как реакция на рекламу со стороны пользователей приходит моментально — нельзя разместить и забыть.

Сейчас в Пикабу используются практически те же самые рекламные форматы, что и три года назад. Компания ориентируется на эффективность их использования, а не на то, чтобы добавлять новые. У Пикабу нет цели максимизировать выручку любой ценой: гораздо важнее «недомонетизировать» в моменте, но удержать пользователя на площадке.

Как зарабатывает американский конкурент Пикабу — Reddit

Пикабу достаточно часто сравнивают с американским Reddit, поскольку в России найти идентичный сайт-конкурент сложно. Монетизируется Reddit с помощью собственной платформы для таргетированной рекламы по интересам, причём интересом считается подписка на релевантный subreddit с более 5 000 подписчиков или его посещение. По словам Всеволода, рекламная платформа, скорее всего, принесла какой-то результат Reddit, но глобально как рекламный бизнес это не сможет стать чем-то большим на рынке.

Сейчас Reddit зарабатывает на рекламе около 200 миллионов долларов в год при росте в 50%. Через 3-4 года компания планирует увеличить доход до миллиарда. Всеволод отметил, что растущий рынок позволит Reddit достичь этой цифры, даже если компания будем занимать одну и ту же долю.

Как зарабатывает Пикабу

У Пикабу есть три источника монетизации, доходы с которых растут на 45% в год:

  • programmatic-реклама
  • прямые продажи
  • CPA (cost per action) — всё, что касается комиссионных заработков с промокодов.

Programmatic-реклама растёт линейно: если будет в два раза больше показов, площадка получит в два раза больше денег. Около года назад в Пикабу начали проводить AB-тестирования, которые сейчас позволяют воспринимать рекламные форматы более объективно. Прямые продажи не линейны — на одном и том же продукте завтра можно заработать в два раза больше, чем сегодня. Возможно, как отметил Всеволод, скоро Пикабу начнёт развиваться в сфере e-commerce: пользователи смогут обмениваться акциями и спецпредложениями в магазинах, что принесёт дополнительный заработок и трафик.

Есть и альтернативные источники заработка, не связанные с трафиком площадки: например, некоторые проекты обращаются в Пикабу за production. По словам Всеволода, в перспективе этим может заниматься собственное отдельное агентство.

О перспективах платформы

Всеволод говорит о том, что Пикабу ещё не дошёл до своего потолка в монетизации. Тем не менее, компания прибыльна, есть возможность инвестировать в собственные внутренние проекты, которые помогают развивать Пикабу.

Стратегии быть холдингом нет, но есть стратегия искать точки роста.

Всеволод Киров, директор по развитию Пикабу

Кстати, сами сотрудники компании становятся авторами стартапов, в которые инвестирует Пикабу.

Чьи акции купить — Twitter, Facebook, TikTok или Snapchat

По словам Всеволода, если бы у него был миллион долларов и нужно было вложиться только в одну из этих компаний, он бы выбрал Facebook. Всеволод верит, что компания сможет вырасти ещё в 2-3 раза в ближайшее время.

Чтобы вы не листали в начало, ещё раз дублируем ссылки на выпуск: вы можете посмотреть его на YouTube или послушать аудиоверсию на Яндекс.Музыке, Apple Podcasts и Spotify.

2121
11
27 комментариев

Какой "прекрасный" сайт. Только из уютного интернет сообщества превратился в сайт с история про жкх, яжмамок, проблем с начальником и т.д. Модерация превратилась в вахтеров. И почему то нигде не вспоминают как оттуда в свое время ушло множество авторов уникального контента как раз из за Всеволода. А так да, неплохая машина по зарабатыванию денег.

17
Ответить

Полностью поддерживаю - сейчас пикабу переориентировался на интеллектуальное большинство, чтобы выкачивать побольше денег на рекламе. Я сам на пикабу писал около двух лет, а потом начались "акции" по улучшению пикабу, при этом они проводились настолько топорно и неумело, насколько это вообще возможно. Как пример: они объявили об открытии магазина мерча Пикабу (https://pikabushop.ru/), а когда пользователи начали негодовать о высоких ценах на мерч, то администрация просто сказала, что виноваты партнеры, они такую цену установили, администрация, мол, не при делах.
Сейчас там реально ресурс для быдла - вот вам шутка из твиттера, вот вам шутка из одноклассников, вот вам репост из тик-тока, а вот вам расистская шутка про негров. Практически все мои знакомые, кто раньше сидел на пикабу - перестали туда заходить, потому что деградация на лицо. Есть одна художница, которая туда выставляет своё творчество, чтобы привлечь аудиторию, но и она пикабу называет "скотский ресурс".

1
Ответить

Аа куда ушли авторы?

Ответить

Ох до чего люблю сладкие фантазии бунтарей

Ответить

На пике у Пикабу было 43 миллиона уникальных пользователей, однако потом на площадку негативно начали влиять внешние факторы: источники трафика раз в полтора-два года меняют свои настройки, что приводит к падению количества «уников».

Нет, причины иные.

Когда-то пикабу был ламповый, там нередко отвечал админ, решал проблемы "по справедливости" и т.д. А потом все разрослось в гигантского монстра, у которого одна цель - наколотить бабла. На людей всем стало пофиг. Среднее качество постов деградировало до помоев, авторов уникального контента встречали парой дюжин минусов и хамством - на этот счет даже есть соответствующий пост, набравший огромный рейтинг. На сайте начала разрастаться "коррупция" (вспоминаем ситуацию с Loony), появились целые толпы "агентов влияния", которые продвигали те или иные посты за деньги, многие модераторы имеют аккаунты простых пользователей, имеют связи (зачастую в модераторы берут старожилов по рекомендации), соответственно, отношение к "своим" и чужим сильно отличается, в службу поддержки нанимают клинических идиотов (как минимум часть там - те же известные пользователи, поэтому ничего удивительного).

Никаких перспектив у ресурса нет - он не сможет самоочиститься и поменять парадигму развития из-за неповоротливости и указанных ранее причин, продолжая плавный спад в сторону шлака точно также, как это было с хаброй.

11
Ответить

Погодите, не надо гнать на хабр, мне оттуда периодически падают норм статейки, я отнюдь не программист, но даже мне интересно

Ответить

Мне кажется, причина в том, что администрация просто не чувствует пользователей, не умеет работать с комьюнити. Они же не умеют ни в маркетинг, ни в технологии, ни в UI/UX. Поэтому сайт и скатывается.
Помню, как они пытались внедрить донаты, тупо впихнув кнопку сбербанка вниз поста. И пользователи стали массово жаловаться на деанонимизацию, ведь сбербанк показывал часть ФИО. Вместо донатов сделали кнопку банковского перевода. Как можно было сделать такую тупость - не очень понятно.
Потом помню, они начали внедрять умную ленту, которая всем начала подсовывать то, что они не хотят видеть - котиков, вархаммер. Потом они же стали делать кучу рекламных по принципу "быдло всё стерпит" - наделали рекламных игрушек с гигантскими банерами, стали вставлять рекламу в видео, рекламу между постами. Потом разрешили создавать сообщества, но толковых инструментов для сообществ не дали. Смысла особого в сообществах нет - даже если публикуешься в сообществе, твой пост всё равно попадает в общую ленту, а там его заливают помоями. Я был свидетелем ситуации, когда кто-то создавал пост о программировании в сообществе про программирование, а ему в комментах "рыцари свежего" писали, мол, зачем мне это в ленте.
В общем, администрация максимально топорно и неумело внедряет новшества на ресурс, основная цель при этом - монетизация. Для авторов ничего практически  не делается - несколько человек на моей памяти уже просили нормальный редактор с поддержкой markdown, администрация в прошлом году сказала, что через несколько месяцев будет, но воз и ныне там - используется всё тот же глючный редактор.

Никаких перспектив у ресурса нет

А вот с этим я не согласен. Пикабу успешно переориентировался на широкие интеллектуальные массы и успешно монетезируется на них.

2
Ответить