{"id":13754,"url":"\/distributions\/13754\/click?bit=1&hash=45df24e35b9b6bb5f92ebc2bb2fa29f4eca481cf0ea0a460238620e2f8b1f176","title":"\u0421\u043f\u0440\u0430\u0432\u0438\u0442\u0435\u0441\u044c \u0441 \u0434\u0438\u0437\u0430\u0439\u043d\u043e\u043c \u0444\u043e\u0440\u043c\u044b \u0440\u0435\u0433\u0438\u0441\u0442\u0440\u0430\u0446\u0438\u0438?","buttonText":"\u041f\u0440\u043e\u0432\u0435\u0440\u0438\u0442\u044c","imageUuid":"8933abea-af83-5427-9245-220aa01c8f3d","isPaidAndBannersEnabled":false}

В Сибири сняли шпионский сериал на айфон. Как это было — глазами сценариста и режиссёра

Большой текст о том, как простая заметка в телефоне превратилась в небольшой веб-сериал про большие амбиции в российской глубинке. Удача, провалы, риски, нервы, слезы, потери, конфликты, дружба, чудеса и достижения — всё здесь. Ходят слухи, что по масштабу стресса и амбиций проект не уступает «Апокалипсису сегодня» Копполы.

Важный контекст для понимания истории

Я работаю в маркетинге, но амбиций больше творческих. Поэтому уже пару лет пытаюсь стать сценаристом — написал кучу сценариев, получал столько же надежд и возможностей, которые вечно обрывались и где-то пропадали. Единственный измеримый результат за это время — продажа сценария короткометражки.

За пару недель до 24 февраля 2022 мы договорились с одним продакшеном на совместную попытку продать платформам аж ТРИ моих сериала, и я ушел делать презентации.

После 24 февраля все снова отменилось, а мне пришлось бросить презентации и уехать на родину в Абакан, чтобы делать загранпаспорт.

Поезд «отрицание – принятие» отправляется

Поезд из Новосибирска до Абакана едет 22 часа. Я успел подумать обо всём: как ненавижу эту индустрию, которая не дала мне пробиться. Как я хочу стать режиссером, чтобы меньше зависеть от этой индустрии. Третья мысль уже была конструктивной: не хочешь ждать? Сделай. Сними что-то сам на свой новый айфон с cinematic-модом, иначе нафига он тебе?

Так я создал заметку «Агент 19». Сериал про успешного секретного агента, которого послали служить в маленькую республику на юге Сибири. История про конфликт свободы и ограничений, которые накладывает служба. Про долг и любовь. Про счастье и успех. Про людей, короче.

Никогда не понимал тех, кто любит смотреть всякие драмы и хорроры: вам что, реальной жизни мало, чтобы ещё в кино на это всё смотреть? Я вот люблю три вещи: Россию, современные шпионские комедии и себя. Поэтому я купил себе айфон и снял на него шпионскую комедию про Россию.

Подъезжая к Абакану я поймал связь на какой-то станции и сразу же написал своему местному другу — местному стендаперу и предложил делать сериал. Он согласился.

У нас был iPhone 13 Pro Max, штатив, механический стабилизатор, несколько линз и микрофонов с Алиэкспресса, три абаканских стендапера без опыта съёмок и один режиссер, который хотел кому-то что-то доказать. И город на 160 тысяч человек.

Практическая философия и идеология патриотизма

И ещё важно (или мне просто хочется, не знаю) сказать, что этот сериал был не только вызовом самому себе и всему миру. Кроме амбиций и понтов я преследовал две понятных цели:

1. Хотел на практике протестировать новые теоретические знания про сторителлинг

Взял я их в подкасте Крейга Мейзина — абсолютно гениальном выпуске, в котором он разбирает суть истории и работу над сценарием по диалектике Гегеля.

Вкратце там о том, что структура истории не копируется из книжек по сценариям, а появляется сама, если ты формулируешь саму идею, главную суть истории (о чём она на самом деле), создаешь героя, даёшь ему цель и засовываешь его в мир, где он сможет реализовать ту идею, которую ты сформулировал изначално. Технически ты не создаешь три акта искусственно, не плетёшь структуру, в которую потом суешь диалоги, а строишь каждую сцену по принципу тезис + антитезис = синтез, который превращается в новый тезис для следующей сцены. Так двигается сюжет, и акты возникают сами по себе. Они не могут не возникнуть.

2. Хотел сделать патриотический контент про русские спецслужбы

По-своему, без клюквы и без лишнего драматизма. Почему у американцев этого дофига, а у нас — нифига? Почему наш российский либерал боится ФСБшника больше, чем ЦРУшника? Это ненормально. А это всё институт репутации, который создаётся культурой (и цензурой).

Первая серия: заметка из айфона телефона становится реальностью

Я сел за пилот. Знаю, что многие не любят первую встречу с белым листом, но я её обожаю, особенно когда ты уже всё придумал, а мыслей так много, что ты даже не знаешь, с какой начать.

Я долго думал, как же это всё-таки снимать, и понял, что самая оптимальная форма в нашей ситуации — псевдо-документалистика. Раньше мне не нравилась такая подача, но один мудрый человек (Стивен Левитан, создатель Modern Family) сказал, что это очень крутой девайс для сторителлинга. И это правда.

Первые сцены первого драфта первой серии

Прикол в том, что камера тоже становится героем действия и помогает рассказать историю. Камерой был я, а кроме меня никто не понимал что происходит, поэтому мокьюментари было не только эффективным, но и неизбежным решением. Текст был готов за пару дней.

Пока писал, понял, что это история про меня.

Логлайн про крутого шпиона в провинции значит, что человек попал в ситуацию, где его навыки, компетенции и взгляды на жизнь идут в конфликт с миром истории (я). Он попал туда не по своей воле и вынужден искать возможность сбежать (тоже я). Он влюбляется в это место, но они друг другу не нужны и не подходят (тоже про меня и мою малую родину).

Встреча с актерами и съёмки

Мы встретились с Никитой (главным героем) и Леной. Сразу нашли общий язык, обсудили сценарий, всем всё понравилось. Приятно что-то делать, когда люди сразу заряжены действовать. Не думал, что встречу таких людей именно в Абакане (потому что даже в Москве все вечно где-то пропадали и перегорали).

Мы назначали дату и порепетировали.

Я понял, что Никита может просто быть собой и хорошо впишется в образ главного героя, а у Лены (она занимается видео) есть понимание работы перед камерой. Значит, нам останется только научиться быть как можно более естественными.

Я ушел переписывать сценарий под, голос, темп и особенностей актеров. Через неделю начали снимать.

В первой серии было около 20 сцен, половина — говорящие головы. Мы сняли это всё где-то за неделю. В процессе многое поменялось (в баре, где разрешили снимать, потом отказали, пришлось искать другое место и полностью менять сцену), поэтому финальный монтаж отличался от текста сценария процентов на 50.

Монтировал всё тоже я сам, поэтому те 50% были у меня в голове, а Final Cut был моим холстом, где я тоже слегка импровизировал.

Синопсис серии: крутой шпион попал в провинцию и бездельничает, ищет повод применить свои навыки, но всем пофиг. Внезапно Куратор из Кремля даёт задачу — найти и обезвредить опасную шпионку из Америки.

Вторая серия: новые люди

Первый драфт второй серии

Лена была занятым человеком, поэтому мы решили, что не будем вписывать её на постоянку. Зато появился Егор — от природы смешной парень, комик и работник угольного разреза.

Я понял, что вторая серия получится круче, потому что мы учтём кучу ошибок. Плюс, мы теперь точно понимали наши возможности. К сожалению, я не успел купить нормальный микрофон, поэтому снимали всё ещё на китайское барахло за 1000 ₽.

Прикольное ощущение, когда ты пишешь сценарий и тут же в голове его продюсируешь — так получается сильно упростить себе жизнь. Пишешь локацию и сразу думаешь, где и как будешь это снимать, на чём поедешь и как туда будут добираться актеры. А тут нужно будет поставить свет правильно и снять с двух ракурсов. Тут хватит одного, а тут надо сразу пять. Жесть, может ну его нафиг? Правильно, лучше перепишу так, чтобы было достаточно 2-3 ракурсов.

На сценарий второй серии ушло больше времени. Сначала я хотел поиронизировать на тему контрабандных шмоток (много людей в провинции ходят в Гуччи и Офф-вайт) и магазинов штор. Каким-то чудом я запихал всё в один сценарий и собрал читку.

После первой серии я дал себе обещание: двигаться как можно меньшими ресурсами и как можно меньшим количеством людей и действующих лиц. В сценарии второй серии людей стало в 3 раза больше, я себя обманул и замахнулся на большее.

В итоге 80% шуток про моду и дорогие шмотки, от которых я разрывался, никто кроме меня и не понял. Да никто в целом не понял, о чём серия. Поэтому я ушел переписывать, выкинул 60% сценария и написал новую тему — про дружбу.

Дружба — это запретная штука для спецагента. Но это место, куда он попал, неизбежно влияет на него, он начинает ценить мелочи жизни, хочет чуть больше свободы и поэтому как-то подсознательно скатывается к нарушению правил.

Звук тут иногда проседает, зато больше действия, экшена, интриги, драмы и сексуальности.

Синопсис серии: информатор-параноик сообщает о Агенту заговоре. Агент не верит, а информатора похищают.

Людей больше — больше проблем. снимать тяжелее. Много кто опаздывал, пропускал репетиции и переносил съёмки. Я параллельно работал на трёх работах, писал, снимал, продюсировал и монтировал сериал, поэтому иногда мои нервы уже начали сдавать.

Например, за два часа до запланированных съёмок самой большой и тяжелой сцены наша актриса сказала мне, что хочет срочно покрасить волосы. Я не понял зачем, мы с образом всё уже давно решили, еле как убедил её этого не делать и просто поехать сниматься.

Похожих ситуаций было много, поэтому я срывался на ребята всякими мотивационно-обличительными речами, чтобы настроить их на одну волну и относиться к этому серьезно. Это был действительно серьезный процесс, пускай и снимали мы его на айфон за 0 ₽. Для меня всё остальное (кроме бюджета) не отличалось от съёмок Девида Финчера.

И блин, как же я устал таскаться с этими шторами.

Третья серия: самый эпичный эпик

После выгорания (ментально и заднично) от второй серии я твердо решил: у меня есть два героя — Никита и Егор. Между ними должно произойти основное действие. Они хорошо смотрятся вместе, с двумя людьми работать легче. Ещё мне нужен один человек — финальная злодейка. И всё. Никакой толпы, никаких декораций — вывозим только сценарием, историей и глубиной.

Над сценарием финала я думал около двух недель. Потом ещё неделю писал. Хотелось, чтобы это было максимально смешно и четко. На роль злодейки даже нашел реальную актрису из театра — Машу, знакомую знакомой, ей всё понравилось, мы порепетировали, и я переписал сценарий полностью под неё.

За пару дней до съёмок она пишет, что не готова говорить такие слова на камеру, потому что боится за свою репутацию в театре.

Ещё там было много шуток про мужскую мастурбацию

Я объяснил ей основы актерской профессии (кажется, актерское образование в РФ на низком уровне, если их этому не обучают в универах). Я пытался объяснить, что Волан Де Морт на самом деле не убивает детей, это просто роль злодея. Она приняла эту позицию, мы запланировали съёмки, но в день съёмок она сообщила, что уезжает и не будет нигде сниматься.

Я был на грани срыва, потому что так долго и тяжело работал над третьей серией (не считая предыдущих двух), переписал под НЕЁ сценарий, а она слилась без предупреждения. Я начал искать других девушек-актрис, кто согласился бы на эту очень смешную и фактурную роль. Никто не соглашался.

В итоге пришлось переписать роль под парня, под ещё одного стендапера — Олега. Он не выкупал половину шуток, но вроде бы понял роль и нашел в ней себя. Потом главный актер уехал отдыхать. Потом второй главный актер не мог выйти на съёмку, потому что у него несколько ночных смен на угольной шахте. Как можно променять работу в шахте на бесплатные съёмки в сериале с чокнутым режиссером? Не понимаю.

Короче, начался период, когда все находили более важные дела. При том что мы их планировали и ставили даты заранее.

Я записал в общий чатик 10 куржочков с разгромной речью про ответственность каждого участника проекта. Про то, что к тому моменту я один потратил около 300 часов (без шуток) на сценарии и монтаж. И это не считая всей возни со съёмками. Я напоминал всем что с собой взять, кто во что должен быть одет и так далее. Это было ненормально и слишком тяжело для одного человека.

В момент этого монолога мне хотелось буквально рыдать от стресса и выгорания, потому что я вообще не чувствовал никакой поддержки и отдачи от «команды», которая тут импровизированно собралась. Все как бы хотели кайфовать и получать крутой результат, но никто не хотел учить слова и следить за одеждой своего персонажа, чтобы этот результат получался.

Да, у всех были работы, но я работал сразу на ТРЁХ и никому ни разу из-за этого не жаловался, а просто выполнял обязательства, которые давал. И просил всех просто вести себя по-взрослому и делать то же самое.

После этой речи мы как-то выяснили отношения и собрались в кучу. Парни чуть больше погружаться в проект и даже делали усилия, чтобы учить свои роли.

Третья серия: второй заход на эпик

Мы дважды собирались на репетицию этой проклятой третьей серии с новым злодеем — Олегом. Я переписал под него ДВЕ версии сценария, потратив на это ещё неделю. В день съёмок он написал:

Тут я впервые послал человека на*** прямым текстом. И подумал, что мы никогда не снимем эту серию.

У всех снова начали появляться дела, а я ещё немного улучшил сценарий, чтобы дать ему последний шанс. Если мы не сможем снять даже такой ПРОСТОЙ и ИНТЕРЕСНЫЙ сценарий, то такова судьба. Я уменьшил роль злодея и оставил акцент на основном действии между двумя главными персонажами.

Нас выручил Костя — да, вы угадали, ещё один стендапер. У него не получалось хорошо смотреться в кадре без напрягов, но мы порепетировали и нашли контекст, в котором он выглядел живо и естественно.

Я пытался сделать эту серию круче остальных двух вместе взятых: купил микрофон за 20 000 ₽ (в рассрочку!) и портретный объектив, чтобы кадр был круче. Съездил заранее на все локации, чтобы они точно подходили под историю.

В итоге мы смогли запланировать первый съёмочный день и сняли половину серии. Я ушел ещё немного переписать сценарий, чтобы всё подошло под нашу новую импровизацию.

Короче, за неделю мы досняли всё остальное.

Синопсис серии: старый друг Агента берёт его в заложники и угрожает взорвать республику.

Эта серия получилась смешной, динамичной, интересной и качественной. Это первое видео моего авторства, которое мне самому не стыдно пересматривать, и от которого я искренне каждый раз смеюсь.

Я раскрылся в ней как сценарист и режиссёр, а парни раскрылись как актеры. Если бы в Абакане давали Оскар — мы бы его тут точно получили. И это учитывая, что ни у кого из них до этого не было подобного опыта.

Серия получилась самой долгой, но смотрится на одном дыхании.

Выводы

Я потратил на это столько сил и времени, что чуть не сошел с ума в степях Хакасии. Коппола в филиппинских джунглях на съёмках Апокалипсиса нервно курит в сторонке.

Теперь пью глицин, пересматриваю и понимаю — да, это того стоило. Опыт, который я получил — колоссальный.

Его не заменит и не окупит ни одна киношкола с самыми лучшими преподавателями-практиками. Я всегда старался идти по этому пути: учился на опыте и ошибках, и тут повторил это в новой для себя профессии.

Теперь я могу официально назвать себя режиссером, и вряд ли кто-то сможет со мной поспорить. А если и сможет, то мне без разницы, настолько я стал в себе уверен в этом смысле. Да и во всех смыслах тоже.

Внутри засела мысль: если я смог сделать вот такое бесплатно, то что я смогу сделать за деньги? Плюс, теперь стало понятно, куда уходят все эти миллионы долларов на большое кино. Раньше я искренне думал, что там всё пилят.

Достижение поставленных целей

1. По поводу той схемы сторителлинга

Да, это реально работает! Я пробовал писать по-разному, но вот эта работа со сценами отдельно приносит больше всего результата. Каждая сцена — всегда конфликт между кем-то/чем-то, который приводит к результату и двигает историю. В теории звучит легко, но когда ты лепишь это всё на практике, да ещё и зная, кто будет играть твои слова — ощущения совершенно другие.

И объяснять актерам так проще: им (конкретно моим) часто было пофигу, что там было в предыдущей сцене или следующей. Они могли просто не понимать сценарий. Но каждая сцена в отдельности имела свою эмоцию, цель и конфликт, и этот конфликт они понимали и играли.

2. По поводу спецслужб и патриотизма

Я показывал презентацию сериала разным московским продюсерам, и один важный и опытный чувак мне сказал, что у ребят на Лубянке нет запроса быть понятней и ближе к народу. Поэтому переключаюсь на себя и начинаю вести этот блог.

А ещё я веду блог в телеграме и в инсте, там рассказываю про работу и жизнь креативщика.

0
5 комментариев
Айдар Каримов

эх Олег нельзя же так всех подводить

Ответить
Развернуть ветку
Brittany Moore

все логично, шпионский сериал на Омериканский айфон сняли :D

Ответить
Развернуть ветку
Слегка Придурковатый

Не читал, не смотрел, проскроллил по диагонали. Но по фоткам из т.н. фильма уже сделал вывод, что это полное говнище.

Не благодарите.

Ответить
Развернуть ветку
Артем Старостин
Автор

благодарю

Ответить
Развернуть ветку
Protein Wars

напомнило сериал "Реальные пацаны"

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 5 комментариев
null