Смогут ли российские производители контента создать «русский Netflix» и что им мешает сделать это прямо сейчас

Во всём мире модель Video on Demand или VOD (видео по запросу) фактически формирует индустрию развлечений: Netflix и Amazon научились удовлетворять спрос потребителей на всевозможные форматы и жанры, создавать собственный продукт высочайшего уровня и зарабатывать миллиарды долларов. Смогут ли российские игроки угнаться за трендом в создании кино и сериалов для интернета?

За последний год появилось несколько платформ, которые претендуют на роль «российского Netflix»: ТНТ активно продвигает «ТНТ-Premier», «Газпром-медиа» и «Yellow, Black and White» запустили проект Start.ru, СТС готовит перезапуск Videomore как More.tv, «Рамблер» приобрёл онлайн-кинотеатр Okko, чтобы создать «кросс-медийную экосистему». Помимо новых игроков, на рынке видеосервисов уже представлены более или менее успешные аналоги: Rutube, ivi.ru, TVZavr, «Амедиатека», Megogo, Zoomby и так далее.

Смогут ли российские производители контента создать «русский Netflix» и что им мешает сделать это прямо сейчас

Многие онлайн-платформы уже начали создавать контент либо начнут это делать в ближайшем будущем.

  • Rutube первым из российских видеосервисов решил инвестировать в онлайн-сериалы и выпустил «Бар на грудь». Стоимость проекта не раскрывается, но в компании довольны результатом, без большого продвижения все эпизоды собрали сотни тысяч просмотров. Кроме того, «Бар» стал лауреатом Первой российской премии в области веб-индустрии The Digital Reporter.
  • «Яндекс» вплотную начал делать самостоятельную площадку для профессионального видеоконтента из своей видеовитрины. Как это делает «Амедиатека», «Яндекс» теперь тоже закупает западные сериалы, снятые ведущими режиссёрами (например, сериал «Касл-рок», в создании которого приняли участие Стивен Кинг и Джей Джей Абрамс), вкладываются в российские фильмы и сериалы (фильмы «Черновик» и «Без тебя»).

  • Сервис «Amediateka» готовит несколько проектов совместно с производителями онлайн-сериалов.

  • Несколько проектов готовит площадка Start.ru. Например, там уже вышел сериал «Лапси» от Yellow, Black and White — снимался именно под диджитал. В следующем году выпустят «Нулевой мир», который позиционируется как собственный сериал Start.ru.
  • «ТНТ-Premier» запускает сразу несколько сериалов в онлайне, которые не пойдут в эфир: «Домашний арест», «Звоните ДиКаприо», «Лучше, чем люди», «Год культуры».
Смогут ли российские производители контента создать «русский Netflix» и что им мешает сделать это прямо сейчас

Вокруг онлайн-сериалов растёт невиданный ажиотаж. В эту сторону смотрят как небольшие продакшены, так и крупные игроки. Сообщалось, что Yellow, Black and White совместно с «ВКонтакте» выпустят новый сезон «Даёшь молодёжь» исключительно под digital.

Александр Цекало и компания Sreda (которые делают один из самых популярных сериалов «Мажор») заявляют, что готовы создавать контент под digital и активно ищут партнёра-площадку, чтобы обеспечить охваты и монетизацию продукта. В России формируется сообщество производителей онлайн-сериалов, и даже прошёл первый профессиональный фестиваль Realist Web Fest, на котором были представлены участники со всего мира, в том числе из Аргентины, Германии и так далее.

При этом ни один производитель контента в России не понимает, как монетизировать его в digital, особенно если это профессиональная студия, которая привыкла работать на рельсах киноиндустрии. Сегодня не существует ни одной платформы с амбициями Netflix или Amazon, которые готовы платить за веб-контент приемлемые деньги.

Например, эпизод «Сорвиголовы» на Netflix стоит около $3,3 млн, качественный российский сериал на СТС или «ТНТ-Premier» обходится примерно в 20 млн рублей за серию, а эпизод «Годунова» на «России-1» и вовсе стоил 45 млн рублей — это дикие для интернета суммы.

Те дорогостоящие проекты, которые выйдут на Start.ru или «ТНТ-Premier», так или иначе задумывались как ТВ-сериалы и релизятся в digital только для привлечения внимания к онлайн-платформам. Никто не рассчитывает, что они окупятся as is. При этом и новый, якобы специально созданный для digital контент, мало отличается от телевизионного по картинке и форматам, а интернет здесь рассматривается как способ ещё раз охватить свою ТВ-аудиторию, но на новой площадке.

Смогут ли российские производители контента создать «русский Netflix» и что им мешает сделать это прямо сейчас

Параллельно с этим существует ряд независимых проектов в YouTube и Instagram, которые создаются любителями или полупрофессиональными компаниями исключительно для digital, и этот контент ничуть не уступает ТВ-контенту: «Непосредственно Каха» — это практически «Реальные пацаны», а «Американские подростки», снятые блогером Ruslana Gee, вполне могут встать в эфир «СТС Love».

Смогут ли российские производители контента создать «русский Netflix» и что им мешает сделать это прямо сейчас

Задача больших платформ, созданных крупными корпорациями при участии классического «телека», сегодня — наладить работу со всеми производителями, в том числе и с блогерами, и эту задачу онлайн-кинотеатры уже начинают не то что отчётливо артикулировать, а делать в этом направлении первые шаги.

Та платформа, которая сможет делать конкурентный контент и при этом значительно снизит издержки в сравнении с профессиональными игроками, и станет российским Netflix. А пока — публика замерла в ожидании.

Евгений Гуцал, генеральный продюсер Divico, Игорь Диев, директор по маркетингу Divico.

1111
13 комментариев

Комментарий недоступен

21
Ответить

Мода на закукливание в пределах гос.границ смотрю все ширится и ширится. Ощущение, что не русский Нетфликс с достойным контентом хотят создать, а готовятся к запрету этого самого Нетфликса в России. С моей стороны в России не создается достойных фильмов и сериалов, за которые я готов хоть сколько-то платить.

12
Ответить

нам бы актерскую школу подтянуть нам, операторскую и в целом людям этой профессии поучится получше.

6
Ответить

Я всегда про сценаристов упоминаю. Нормальные складные сюжеты? Умение из сценарного черновика многократно переработав сделать «конфетку»? Вот чего не хватает. За рубежом целые команды сценаристов сидят в комнате и пилят сюжет. А у нас черновик опубликовался и ладно.

5
Ответить

Актеров много и талантов достаточно - Россия огромная страна, искать никто не хочет. Играть простушку из села берут чью то надутую куклу, муж/отец/опарь, которой брат/сват/партнер/спонсор продюсера. Вот когда побратимство и желание хапнуть отойдут на второй план, а качество контента на первый - тогда мы увидим достойную игру.

Ответить

Как только доступность платных фильмов будет ВЫШЕ чем пиратских - да. А пока мне в 3 клика быстрее посмотреть фильм с рекламой Азино777 чем 5 минут смотреть рекламу ИВИ. Сделайте сервис платным, но сделайте его юзабильным и адекватным по цене - тогда люди будут платить.

6
Ответить

Простите, я вот если не хочу платить за фильм, но хочу посмотреть, сначала узнаю, может он на Иви бесплатный. Потому что думаю, что если пойду сразу к пиратам, то буду поддерживать рекламу АдмиралХэ или Азино, а если посмотрю на Иви с рекламой, то поддержу увеличение бесплатных фильмов на легальном ресурсе.

2
Ответить