Что стоит за переходом российского ТВ на цифровое вещание и почему это важно для рекламного бизнеса

Что стоит за переходом российского ТВ на цифровое вещание и почему это важно для рекламного бизнеса

Наступивший 2019 год, в России, вероятно пройдет на фоне кампании властей по частичному (пока) переводу ТВ с аналогового на цифровое вещание. На сайте московской мэрии, 14 января появилась новость о том, что в Москве отключат аналоговое вещание уже 15 апреля, а не так давно, в декабре 2018, первое тестовое отключение аналогового вещания состоялось в Тверской области. По результатам этого теста можно расходиться во мнениях касательно готовности россиян к переходу на цифру, но пока мы могли увидеть сообщения в некоторых СМИ о последствиях, к которым это привело.

Так, на примере Тверской области выяснилось, что население в полной мере не готово к переходу на цифру, и тут не помогли ни масштабная информационная поддержка со стороны властей, ни время. Предположение о том, что у большинства российских граждан в домах уже есть современные телевизоры, способные принимать цифровой сигнал, не оправдалось. Это значит, что людям со старыми телевизорами, привыкшим потреблять ТВ-контент, нужно приобрести приставку, которая даст доступ к любимым каналам, что влечет за собой дополнительные траты со стороны домохозяйств. Но хуже всего, если возникает спонтанный дефицит таких приставок, воспользовавшись которым, их распространители могут взвинтить цены и таким образом испытать любовь россиян к ТВ на прочность.

Собственно в чем необходимость, этой болезненной для России модернизации? Все дело в том, что радиоволны, которые занимает сейчас аналоговое телевидение, обладают ценными свойствами: они покрывают огромные площади и проходят сквозь стены, в то время как большинство стандартов беспроводной связи этим похвастаться не могут.

Обычно, базовые станции распространяющие сигнал находится снаружи, и поэтому работа сети в помещениях может иногда давать сбои. В новом диапазоне частот такой проблемы нет вовсе и эти частоты идеально подходят для развертывания сети 5G (пятое поколение), без которой невозможно например говорить об умных городах с автопилотируемыми автомобилями, или об умном доме, где все, от освещения до тостера подключено к единой сети и облегчает жизнь человеку саморегулирующейся деятельностью, ну и по ходу дела собирает разного рода данные о своем владельце, но об этом не будем. Собственно представьте только, какой это объем данных и какую пропускную способность должна иметь сеть, чтобы все это функционировало, для этого и нужен 5G. Освободив занимаемые аналоговым телевидением частоты, можно создать единую национальную беспроводную сеть, в которой "нет сети" вы никогда не увидите.

США перешли на цифровое вещание в июне 2009 года, и американские телезрители столкнулись с теми же проблемами, с которыми не так давно столкнулись некоторые жители Тверской области. Камнем преткновения стала необходимость дополнительных расходов на ТВ приставку, которая тогда стоила от $60 до $80, что естественно повлекло за собой негативную реакцию со стороны граждан и заставило американские власти запустить купонную программу, тем самым субсидируя распространение приставок преобразующих цифровой сигнал в аналоговый, чтобы старые телевизоры продолжали работать.

Что стоит за переходом российского ТВ на цифровое вещание и почему это важно для рекламного бизнеса

Что интересно, еще до перехода США на цифровое вещание, там прошел аукцион, на котором продавали освобождающиеся частоты. Перчинки истории добавило бы, если Google (Amazon, тогда еще не был таким могущественным), предлагавший сделать новую сеть максимально открытой, выиграл бы аукцион. Но пирог поделили между собой крупнейшие сотовые операторы Verizon и AT&T.

Можно быть уверенным, что наши власти внимательно изучали опыт других стран и именно поэтому переход на цифру откладывался буквально до последнего момента, когда 5G уже постучалась в дверь и стало необходимым срочно начать подготовку к развертыванию сети, чтобы не допустить катастрофического отставания в развитии от передовой половины человечества.

Что стоит за переходом российского ТВ на цифровое вещание и почему это важно для рекламного бизнеса

Почему Россия тормозила, спросите вы? Все просто, ТВ это традиционный канал распространения линии партии. Потерять часть населения, из-за того, что их телевизоры не смогут работать с цифровым сигналом, стратегически недопустимая для властей вещь, и я думаю это основная причина, почему мы до сих пор ходим вокруг да около в этом вопросе аж с июля 2011 года. Правда конечно же стоит добавить, что для власти аналоговое телевидение является также средством оповещения в чрезвычайных ситуациях, собственно как и забытая многими радио точка в квартирах.

Но есть и другая проблема, которая стала бы следствием потери части телезрителей - потеря телеканалами рекламных бюджетов. И можно быть уверенным, подковерная борьба лоббистов крупнейших холдингов за сохранение места под солнцем была не на жизнь, а на смерть, что несомненно оказывало влияние на правительство.

Тем самым мы имеем две причины столь позднего, относительно развитых стран, перехода на цифру - политическая и коммерческая. Решение тормозить процесс вполне логичное в наших политических и экономических реалиях. Телеканалы все это время получали субсидии от государства на продление аналогового вещания, что конечно же было гораздо целесообразнее, чем субсидировать распространение среди российских граждан ТВ-приставок для устаревших телевизоров, но еще более дальновидным было дать людям 5-10 лет на обновление домашних телевизоров за свой собственный счет.

Тут и экономический кризис сыграл на руку, все помнят “черный вторник”, 14 декабря 2014 года, день обвального падения курса рубля, когда целые пласты населения побежали в магазины спасать свои сбережения, кто-то квартиру или автомобиль купил, но гораздо большая часть паникеров обновила свою бытовую технику, в том числе и телевизор. Кто тут выиграл, каждый может ответить себе сам.

Какой телек у вас?
Современный
Безнадежно устаревший
Мне пофиг, я не смотрю телек

Многие люди из рекламного бизнеса могут четко отметить год, когда Смарт ТВ стал хайпом в диджитале - 2015. Лично я помню, как с тех пор в агентства стали приезжать площадки, продающие рекламу на платформе Смарт ТВ, повторяя как мантру, что телевизоры с функцией Смарт ТВ в экономических реалиях России могут позволить себе только люди с высоким доходом, как бы опуская факт панических покупок этих самых современных телевизоров не очень богатыми людьми и то, что еще в 2016 году далеко не все владельцы современных телевизоров даже использовали эту самую функцию Смарт ТВ в своих телевизорах.

Если подытожить, то на сегодняшний день, мы все еще наблюдаем осторожную политику властей в этом вопросе, т.к. известно, что правительство договорилось с операторами о сохранении аналогового вещания в кабеле, но рекламному бизнесу проблем прибавилось.

Недавно РБК писал, что на конец 2018 года в России будет от 16,2 млн до 33,7 млн телевизоров (или 13,5–30,6% от всех используемых ТВ в стране), способных принимать только сигнал аналогового телевидения, это следует из экспертных оценок, подготовленных по запросу Минпромторга. Поэтому теперь рекламным агентствам и рекламодателям как минимум стоит внимательно следить за графиком отключения некабельного аналогового вещания по российским регионам и не забывать о доле каналов из зоны риска в ТВ-сплите. Сколько аудитории потеряют эти телеканалы и потеряют ли вообще, мы вероятно узнаем только на опыте.

77
8 комментариев

> Так, на примере Тверской области выяснилось, что население в полной мере не готово к переходу на цифру, и тут не помогли ни масштабная информационная поддержка со стороны властей, ни время.

Да какая там информационная поддержка?! Все говорят про переход на цифру, но не говорят конкретики. Я в Твери так и не понял, перешли мы на цифру или нет.
Какой стандарт должен поддерживать телевизор? Как новые каналы настроить? Как понять, что канал цифровой?
Друг купил новый телевизор перед Новым годом. Новый телевизор, значит должен поддерживать цифровые каналы? Часть каналов показывает картинку "требуется какой-то ресивер". Это и есть цифровые каналы? Нужно купить приставку, хотя телевизор новый? Какую именно приставку?

Короче, информационная поддержка (включая эту статью) никудышная.

1
Ответить

Поддержу. Если даже читатели VC не понимают как это настроить и что должно быть в телевизорах, то о какой масшабизации на страну может идти речь.

1
Ответить

В гуле забанили ? rtrs.ru, там даже карта вышек есть и информация куда антенну направлять.
А ещё "Телефон круглосуточной федеральной горячей линии (звонок по России бесплатный): 8-800-220-20-02."

Ответить

У меня нет телека. Смотрю через ПК

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

А тем временем с июля стоимость самой простецкой приставки dvb-t2 с 600₽ выросла до 1000-1200₽. В точках продаж разного уровня.

Ответить

Я на телевизоре смотрю только канал "Карусель". Там нет Украины, Путина и Единой России

Ответить