Что станет с блокировщиками рекламы после обновления API Chromium: мнения «Яндекс.Браузера», AdGuard и Adblock Plus
В худшем случае блокировщики будут сильно урезаны, но разработчики найдут выход, уверены эксперты.
- Google планирует выпустить третью версию Manifest — файла, в который вносятся основные данные о расширении. Это означает, что компания откажется от старой версии API webRequest. Сейчас интерфейс позволяет блокировать расширениям миллионы различных элементов на сайте и перехватывать сетевые запросы.
- Новый API declarativeNetRequest ограничен 30 тысячами записей для базы блокировки нежелательного контента (рекламы, фишинга и прочего).
- 23 января 2019 года создатель расширений для блокировки рекламы на сайтах uBlock Origin и uMatrix Рэймонд Хилл сообщил, что обновление API нарушит работу его сервисов. Аудитория его продуктов — более 10 млн человек.
Изменится ли API у «Яндекс.Браузера».
«Яндекс.Браузер» основан на открытом проекте Chromium — так же, как Google Chrome и Opera. В части API для расширений мы не вносим радикальных изменений в платформу Chromium, чтобы иметь совместимость с как можно большим количеством расширений (кстати, в «Яндекс.Браузере» работают расширения и от Chrome, и от Opera).
Поэтому, когда изменится API в Chromium, он изменится и в «Яндекс.Браузере».
Когда выйдет это обновление.
Пока у Google планы настолько предварительные, что о точных сроках говорить нельзя, поскольку даже ещё точно не решено, как именно будет ограничен API webRequest. Точно известно лишь, что даже после запуска Manifest v3 будет переходный период, в течение которого будут доступны и v3, и v2.
Как это обновление повлияет на работу браузера и блокировщиков.
По окончании переходного периода те расширения, которые не будут изменены для учёта новой версии API, перестанут работать. Но повторю: точный вид новой версии API пока не определён, поэтому однозначно сказать, какие расширения не смогут выполнять свои функции совсем, нельзя.
Расширения-блокировщики смогут продолжать работать, просто в ограниченном виде. Насколько ограниченном, пока точно неясно.
Что известно о новом API Chromium.
Пока идёт обсуждение черновика новой спецификации API для браузерных расширений.
Я не думаю, что спецификация останется в том виде, в котором она предложена. В целом она несовместима со многими расширениями, далеко не только блокировщиками.
Несколько примеров расширений с миллионами пользователей: Tampermonkey, Violetmonkey, Greasemonkey, security-расширения (вроде Avira Browser Safety, Avast Online Security), порт NoScript (которого пока нет, но он точно был бы очень популярен) и многие другие.
Все жалобы и замечания к драфту сейчас собирают здесь.
Предположительно, в течение месяца появится какая-то ясность по тому, какие из замечаний будут учтены.
Как обновление повлияет на работу блокировщиков.
Зависит от исхода обсуждения.
В худшем случае, если спецификация останется примерно такой же, как сейчас, поначалу блокировщики превратятся в простенькие и мало на что способные чёрные списки. В дальнейшем большую часть ограничений, наложенных новым API, получится обойти. Только вот работать это будет медленнее, а результат работы будет хуже.
В лучшем случае, если будут учтены все правки и замечания, блокировщики могут стать даже лучше и быстрее, чем сейчас.
Какой выход из этой ситуации для AdGuard.
При любом исходе мы продолжим поддержку расширения для Chrome. Насчёт лимита: я на 99% уверен, что он будет значительно увеличен. Но это всего лишь одно из ограничений.
Насчёт других способов. Премиум-версии AdGuard (для Windows и Mac) работают на системном уровне и не зависят от API расширений. Также большие надежды мы возлагаем на AdGuard Home, который, как и Pi Hole, представляет из себя совершенно другой подход к блокировке рекламы.
Конечно, сейчас они не подойдут простым casual-пользователям, но ведь и нынешние блокировщики когда-то были уделом гиков.
Это изменение затронет всех блокировщиков рекламы, если оно произойдёт. Но опасения преувеличены: нам и другим сервисам нужно будет просто подстроиться под новые правила.
Обновление изменит основной API, который блокировщики используют сейчас. Но пока никто не знает деталей того, что можно ожидать в окончательной сборке. Несмотря на это, мы уверены, что Adblock Plus для Chrome продолжит предлагать пользователям отличный опыт.
Без рекламы интернет умрет, это очевидно. Проблема - в плохой навязчивой рекламе: попандеры, видео со звуком, заглушки на весь экран с отчётом времени и т.д. Но поисковые системы эффективно работают с такими сайтами - они просто накладывают на них фильтры, чтобы те получали меньше трафика.
Не вижу никаких проблем в контекстной и нативной рекламе. Даже медийные баннеры - абсолютно нормальная вещь. А вот пуш-рассылки - тупиковая ветвь, но этой болезнью интернет быстро переболеет, уверен.
Умрут копипастные говносайты, сделанные для заработка. Буду только рад, если интернет снова станет местом, где увлечённые люди бесплатно делятся друг с другом информацией, как это было в начале 2000-х. Я больше 10 лет поддерживаю два собственных сайта, на которых за всё это время ни разу не было ни одной рекламы. Мне неприятна даже мысль о том, что рядом с написанным мною текстом будут висеть какие-то рекламные блоки.
Пусть умирает, я готов лично сделать свой собственный инстаграмм, который не будет за мной следить и пропихивать рекламу в каждую вторую запись, в истории, в посты других пользователей.
Грядет новая звезда на рынке браузеров? Ну или старые воссияют.
Более 10 лет на Firefox - полет нормальный
Если лимиты не поднимут, то расширениям придётся туго.
Придётся на каждый фильтр делать отдельное расширение (а то и два), чтобы втиснуться в лимит 30к правил.
Кроме того, много полезного функционала по удалению рекламы после загрузки просто не будет.