Как мы делаем подкаст «Заварили бизнес»

В ноябре 2018 года мы с редакцией «Эвотора» запустили подкаст «Заварили бизнес» — аудиосериал о предпринимательской жизни Саши Волковой и её кофейне «Заварили». Рассказываю, зачем мы это сделали, и делюсь результатами работы за четыре месяца.

Обложка подкаста Ivan Might
Обложка подкаста Ivan Might

Зачем подкасты

Мы с редакцией «Эвотора» делаем «Жизу» — издание о предпринимателях и для предпринимателей. Фишка «Жизы» в том, что мы говорим о малом бизнесе как он есть — со всеми деталями и негламурными подробностями.

Мы хотим, чтобы «Жиза» была не просто корпоративным блогом, а полноценным изданием. Поэтому мы постоянно ищем новые способы подачи контента и площадки для публикаций.

В 2017 году в мире произошёл бум подкастов. Американские медиа открывают целые отделы для производства подкастов, а рекламодатели вкладывают в рекламу в подкастах больше денег, чем российские — в печатные СМИ, — $ 314 млн.

К концу 2018 года эта волна дошла и до России. «ВКонтакте» и «Яндекс.Музыка» запустили собственные подкаст-платформы. Свои подкасты запускают федеральные СМИ — «РИА Новости» разом запустили 13 подкастов:

Как мы делаем подкаст «Заварили бизнес»

В то же время за последние пару лет в российском iTunes практически не появлялось новых подкастов о бизнесе. А это значит, что мы можем быстро и дёшево попасть в топ и найти слушателей.

Мы решили воспользоваться этой возможностью и запустить свой подкаст.

Какой подкаст мы делаем

Самый простой вариант подкаста — интервью. Находишь спикера, записываешь интервью по Skype, минимально редактируешь, подкладываешь музыку… профит! Но подкастов-интервью про бизнес и так полно. Делать ещё один — скучно. Поэтому мы пошли другим путём.

Мы запустили первый и единственный российский аудиосериал о бизнесе. «Заварили бизнес» — это подкаст о том, как бывший главред «Эвотора» Саша Волкова пытается открыть кофейню в Москве.

Такие подкасты называют нарративными — это значит, что мы строим подкаст как сериал — рассказываем историю так, чтобы слушатель не мог оторваться и хотел узнать, что же будет в следующей серии.

Этот формат безумно популярен в англоязычном мире — в 2016 году американскиё подкаст-расследование Serial спровоцировал новую волну интереса к подкастам, и сейчас у каждой подкаст-студии есть как минимум один аудиосериал. В России таких подкастов только два, и один из них — наш.

Как мы это делаем

Сейчас над подкастом работают четыре человека:

Процесс такой:

1. Интервью. Раз в неделю мы созваниваемся с Сашей и полтора часа под запись разговариваем о её бизнесе. Саша рассказывает, что нового у неё произошло за неделю, и рассуждает о произошедшем.

Саша живёт в Москве, а я — в Ульяновске. Поэтому мы созваниваемся по Skype и пишем весь разговор на рекордер (справа от Саши)
Саша живёт в Москве, а я — в Ульяновске. Поэтому мы созваниваемся по Skype и пишем весь разговор на рекордер (справа от Саши)

2. Расшифровка. После интервью я расшифровываю аудиозапись разговора. Работать с текстом удобнее, чем с аудио: легче понять, какой материал у нас есть и что с ним делать дальше.

Сначала я делал дословные расшифровки — на обработку часовой записи уходило не менее двух часов. Сейчас я делаю смысловые расшифровки — записываю основные запоминающиеся моменты:

3. Сценарий. Я отбираю из расшифровки самые интересные места и пишу приблизительный сценарий — располагаю элементы интервью так, чтобы они складывались в цельную и увлекательную историю.

Финальный сценарий четвёртого эпизода. В сценарии прописаны Сашины реплики, реплики рассказчика (меня), синхроны разговоров с другими людьми и комментарии для звукорежиссёра:

4. Черновой монтаж. Когда примерный сценарий готов, я делаю черновой монтаж аудио. Это самый длинный и трудоёмкий этап. Обычно здесь приходится менять сценарий — не всё, что выглядит красиво на бумаге, интересно звучит. И наоборот — бывают моменты, которые в тексте выглядят невзрачно, а звучат сильно и эмоционально.

Чтобы превратить часовое интервью в получасовую историю, я нарезаю речь героини на атомы, а потом располагаю их так, чтобы осталось только чистое золото <p><br /></p>
Чтобы превратить часовое интервью в получасовую историю, я нарезаю речь героини на атомы, а потом располагаю их так, чтобы осталось только чистое золото


5. Текст рассказчика. Когда черновой монтаж готов, я пишу текст рассказчика — это текст, который помогает слушателю лучше понять, что происходит в нашей истории. После этого я записываю этот текст и вставляю его в черновой монтаж.

Здесь должно быть фото, как я записываю свой текст, обложившись пледами и стоя между шкафом и двухъярусной детской кроватью, но обычно в это время никого нет дома, и сфотографировать некому.

6. Финальный монтаж. Я отдаю файл с черновым монтажём звукорежиссёру, чтобы он навёл лоск: сделал красивый звук, подложил музыку и добавил эффекты.

Перед публикацией мы проходим один-два круга правок по звуку, чтобы стало совсем-совсем хорошо
Перед публикацией мы проходим один-два круга правок по звуку, чтобы стало совсем-совсем хорошо

7. Публикация. Когда у нас готова финальная дорожка, мы публикуем эпизод на хостинг Simplecast — оттуда подкаст попадает в iTunes и «Google Подкасты». После этого мы публикуем подкаст в блоге и соцсетях.

На производство одного эпизода уходит две недели.

Чего мы добились

За четыре месяца мы выпустили трейлер и пять эпизодов подкаста. Шестой эпизод выйдет на этой неделе, во вторник.

За это время наш подкаст послушали 11 396 раз. И если в декабре и январе мы набирали около 2000 прослушиваний, то в феврале что-то произошло, и мы набрали прослушиваний, как за все три предыдущих месяца вместе взятые:

График прослушиваний подкаста за четыре месяца, Simplecast

По сравнению с популярными подкастами-интервью, наши показатели — это курам на смех. Но нужно учитывать, что интервью получают хороший охват за счёт аудитории гостей. У нас же всё крутится вокруг одной героини. Основная аудитория — это подписчики Сашиного канала «Заварили бизнес» и подписчики соцсетей «Эвотора».

Прослушивания подкаста во «ВКонтакте» не учитываются в статистике нашего хостинга. Но мы можем посмотреть их отдельно — во «ВКонтакте» подкаст послушали 1459 раз:

В какой-то момент мы стали публиковать подкаст в двух пабликах — на странице «Эвотора» и странице «Жизы». Оказалось, «ВКонтакте» не одобряет такую практику. Поэтому в январе прослушивания упали
В какой-то момент мы стали публиковать подкаст в двух пабликах — на странице «Эвотора» и странице «Жизы». Оказалось, «ВКонтакте» не одобряет такую практику. Поэтому в январе прослушивания упали

Прослушивания — не единственная метрика, за которой мы следим. Среди подкастеров сейчас только и разговоров, что о нерелевантной публике во «Вконтакте» — авторы жалуются, что мало кто дослушивает подкасты до конца.

Тут у нас всё неплохо. До финальных титров подкаст дослушивает почти половина слушателей. Я считаю, что это очень хороший показатель — «ВКонтакте» ловит слушателей огромной сетью, и подкаст слушают не только наши подписчики.

Если половина дослушивает до титров, значит, подкаст интересен широкой аудитории
Если половина дослушивает до титров, значит, подкаст интересен широкой аудитории

Сейчас «Заварили бизнес» входит в десятку самых популярных бизнес-подкастов в «Apple Подкастах».

Как мы делаем подкаст «Заварили бизнес»

Где послушать подкаст

За четыре месяца мы выпустили четыре эпизода и один трейлер. Свежий пятый эпизод выходит на этой неделе — во вторник. Подкаст можно слушать на сайте или подписаться в приложениях для подкастов:

Спасибо, что прочитали до конца! Буду рад ответить на вопросы :-)

2828
15 комментариев

Комментарий недоступен

3
Ответить

Нельзя ли "ухудшить" производство в угоду длительности и/или частоте появления выпусков?

Ухудшать нельзя, а вот отлаживать процессы — можно и нужно :-)

Мы только в последних двух эпизодах нащупали оптимальный подход к производству: еженедельное интервью → расшифровка → сценарий → монтаж. До этого всё было более хаотично и интуитивно.


Слушаю подкасты про бизнес в таком же формате на 50-55 минут ( не российского производства)

А поделитесь, пожалуйста, что за подкаст?

В крупных американских подкастах обычно работает целая толпа людей, а производство занимает еще больше времени, чем у нас. Например, команда подкаста Serial готовила первый сезон (тот самый, что наделал много шума) целый год, а потом выпускала по эпизоду в неделю.

Наша задача — выпускать свежий эпизод каждые две недели и не слишком сильно отставать от реальных событий. И тут пока есть над чем работать — нам несколько раз приходилось сдвигать выпуски.

1
Ответить

Хорошее дело!

2
Ответить

Артур и Саша, вы большие молодцы! Статьями Эвотора можно зачитываться, даже если ты не предприниматель, а подкасты — просто кайф.

1
Ответить

Спасибо!

Ответить

Фри тип: бум рынка подкастов гораздо драматичнее подавать через Китай, там он примерно $7B (US x 23). А проект у вас отличный, удачи вам!

1
Ответить

Артур, спасибо за опыт. Насчет быстрого попадания в топ - впечатлен. Невероятный результат👍 Завидую )

1
Ответить