Медиа Arthur Belostotsky
5 215

Как мы делаем подкаст «Заварили бизнес»

В ноябре 2018 года мы с редакцией «Эвотора» запустили подкаст «Заварили бизнес» — аудиосериал о предпринимательской жизни Саши Волковой и её кофейне «Заварили». Рассказываю, зачем мы это сделали, и делюсь результатами работы за четыре месяца.

В закладки
Аудио
Обложка подкаста Ivan Might

Зачем подкасты

Мы с редакцией «Эвотора» делаем «Жизу» — издание о предпринимателях и для предпринимателей. Фишка «Жизы» в том, что мы говорим о малом бизнесе как он есть — со всеми деталями и негламурными подробностями.

Мы хотим, чтобы «Жиза» была не просто корпоративным блогом, а полноценным изданием. Поэтому мы постоянно ищем новые способы подачи контента и площадки для публикаций.

В 2017 году в мире произошёл бум подкастов. Американские медиа открывают целые отделы для производства подкастов, а рекламодатели вкладывают в рекламу в подкастах больше денег, чем российские — в печатные СМИ, — $ 314 млн.

К концу 2018 года эта волна дошла и до России. «ВКонтакте» и «Яндекс.Музыка» запустили собственные подкаст-платформы. Свои подкасты запускают федеральные СМИ — «РИА Новости» разом запустили 13 подкастов:

В то же время за последние пару лет в российском iTunes практически не появлялось новых подкастов о бизнесе. А это значит, что мы можем быстро и дёшево попасть в топ и найти слушателей.

Мы решили воспользоваться этой возможностью и запустить свой подкаст.

Какой подкаст мы делаем

Самый простой вариант подкаста — интервью. Находишь спикера, записываешь интервью по Skype, минимально редактируешь, подкладываешь музыку… профит! Но подкастов-интервью про бизнес и так полно. Делать ещё один — скучно. Поэтому мы пошли другим путём.

Мы запустили первый и единственный российский аудиосериал о бизнесе. «Заварили бизнес» — это подкаст о том, как бывший главред «Эвотора» Саша Волкова пытается открыть кофейню в Москве.

Такие подкасты называют нарративными — это значит, что мы строим подкаст как сериал — рассказываем историю так, чтобы слушатель не мог оторваться и хотел узнать, что же будет в следующей серии.

Этот формат безумно популярен в англоязычном мире — в 2016 году американскиё подкаст-расследование Serial спровоцировал новую волну интереса к подкастам, и сейчас у каждой подкаст-студии есть как минимум один аудиосериал. В России таких подкастов только два, и один из них — наш.

Как мы это делаем

Сейчас над подкастом работают четыре человека:

Процесс такой:

1. Интервью. Раз в неделю мы созваниваемся с Сашей и полтора часа под запись разговариваем о её бизнесе. Саша рассказывает, что нового у неё произошло за неделю, и рассуждает о произошедшем.

Саша живёт в Москве, а я — в Ульяновске. Поэтому мы созваниваемся по Skype и пишем весь разговор на рекордер (справа от Саши)

2. Расшифровка. После интервью я расшифровываю аудиозапись разговора. Работать с текстом удобнее, чем с аудио: легче понять, какой материал у нас есть и что с ним делать дальше.

Сначала я делал дословные расшифровки — на обработку часовой записи уходило не менее двух часов. Сейчас я делаю смысловые расшифровки — записываю основные запоминающиеся моменты:

3. Сценарий. Я отбираю из расшифровки самые интересные места и пишу приблизительный сценарий — располагаю элементы интервью так, чтобы они складывались в цельную и увлекательную историю.

Финальный сценарий четвёртого эпизода. В сценарии прописаны Сашины реплики, реплики рассказчика (меня), синхроны разговоров с другими людьми и комментарии для звукорежиссёра:

4. Черновой монтаж. Когда примерный сценарий готов, я делаю черновой монтаж аудио. Это самый длинный и трудоёмкий этап. Обычно здесь приходится менять сценарий — не всё, что выглядит красиво на бумаге, интересно звучит. И наоборот — бывают моменты, которые в тексте выглядят невзрачно, а звучат сильно и эмоционально.

Чтобы превратить часовое интервью в получасовую историю, я нарезаю речь героини на атомы, а потом располагаю их так, чтобы осталось только чистое золото


5. Текст рассказчика. Когда черновой монтаж готов, я пишу текст рассказчика — это текст, который помогает слушателю лучше понять, что происходит в нашей истории. После этого я записываю этот текст и вставляю его в черновой монтаж.

Здесь должно быть фото, как я записываю свой текст, обложившись пледами и стоя между шкафом и двухъярусной детской кроватью, но обычно в это время никого нет дома, и сфотографировать некому.

6. Финальный монтаж. Я отдаю файл с черновым монтажём звукорежиссёру, чтобы он навёл лоск: сделал красивый звук, подложил музыку и добавил эффекты.

Перед публикацией мы проходим один-два круга правок по звуку, чтобы стало совсем-совсем хорошо

7. Публикация. Когда у нас готова финальная дорожка, мы публикуем эпизод на хостинг Simplecast — оттуда подкаст попадает в iTunes и «Google Подкасты». После этого мы публикуем подкаст в блоге и соцсетях.

На производство одного эпизода уходит две недели.

Чего мы добились

За четыре месяца мы выпустили трейлер и пять эпизодов подкаста. Шестой эпизод выйдет на этой неделе, во вторник.

За это время наш подкаст послушали 11 396 раз. И если в декабре и январе мы набирали около 2000 прослушиваний, то в феврале что-то произошло, и мы набрали прослушиваний, как за все три предыдущих месяца вместе взятые:

График прослушиваний подкаста за четыре месяца, Simplecast

По сравнению с популярными подкастами-интервью, наши показатели — это курам на смех. Но нужно учитывать, что интервью получают хороший охват за счёт аудитории гостей. У нас же всё крутится вокруг одной героини. Основная аудитория — это подписчики Сашиного канала «Заварили бизнес» и подписчики соцсетей «Эвотора».

Прослушивания подкаста во «ВКонтакте» не учитываются в статистике нашего хостинга. Но мы можем посмотреть их отдельно — во «ВКонтакте» подкаст послушали 1459 раз:

В какой-то момент мы стали публиковать подкаст в двух пабликах — на странице «Эвотора» и странице «Жизы». Оказалось, «ВКонтакте» не одобряет такую практику. Поэтому в январе прослушивания упали

Прослушивания — не единственная метрика, за которой мы следим. Среди подкастеров сейчас только и разговоров, что о нерелевантной публике во «Вконтакте» — авторы жалуются, что мало кто дослушивает подкасты до конца.

Тут у нас всё неплохо. До финальных титров подкаст дослушивает почти половина слушателей. Я считаю, что это очень хороший показатель — «ВКонтакте» ловит слушателей огромной сетью, и подкаст слушают не только наши подписчики.

Если половина дослушивает до титров, значит, подкаст интересен широкой аудитории

Сейчас «Заварили бизнес» входит в десятку самых популярных бизнес-подкастов в «Apple Подкастах».

Где послушать подкаст

За четыре месяца мы выпустили четыре эпизода и один трейлер. Свежий пятый эпизод выходит на этой неделе — во вторник. Подкаст можно слушать на сайте или подписаться в приложениях для подкастов:

Спасибо, что прочитали до конца! Буду рад ответить на вопросы :-)

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Arthur Belostotsky", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 14, "likes": 37, "favorites": 45, "is_advertisement": false, "subsite_label": "media", "id": 59521, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Mon, 25 Feb 2019 20:05:36 +0300" }
{ "id": 59521, "author_id": 113461, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/59521\/get","add":"\/comments\/59521\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/59521"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199130 }

14 комментариев 14 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
3

Послушал все выпуски, подписался на телеграмм канал.
Когда увидел что Саша собирает деньги на ремонт и на зимние ботинки от подписчиков в Телеграмм канале, понял — кофейня это развлекаловка для владельца, а не бизнес в 99% случаев.

Зачем уходить с работы, если бизнес ЕЩЕ не вышел в плюс? Логично же наоборот: КОГДА что-то выходит в плюс и у тебя нет финансовых и прочих долгов/обязанностей, тогда можно уходить с работы/постоянного источника дохода.
Или я сильно ошибаюсь?

P.S. После прослушивания всех подкастов вопрос к автору статьи — не слишком ли много мороки для выпуска на 23-25 минут?

Слушаю подкасты про бизнес в таком же формате на 50-55 минут ( не российского производства), так там выходит еженедельно, с разными гостями.
С трудом верится, что они также сильно заморачиваться с производством самих подкастов, но выдают очень даже годный материал.

Нельзя ли "ухудшить" производство в угоду длительности и/или частоте появления выпусков?
Или снова я не понимаю ничего?

Ответить
1

Нельзя ли "ухудшить" производство в угоду длительности и/или частоте появления выпусков?

Ухудшать нельзя, а вот отлаживать процессы — можно и нужно :-)

Мы только в последних двух эпизодах нащупали оптимальный подход к производству: еженедельное интервью → расшифровка → сценарий → монтаж. До этого всё было более хаотично и интуитивно.

Слушаю подкасты про бизнес в таком же формате на 50-55 минут ( не российского производства)

А поделитесь, пожалуйста, что за подкаст?

В крупных американских подкастах обычно работает целая толпа людей, а производство занимает еще больше времени, чем у нас. Например, команда подкаста Serial готовила первый сезон (тот самый, что наделал много шума) целый год, а потом выпускала по эпизоду в неделю.

Наша задача — выпускать свежий эпизод каждые две недели и не слишком сильно отставать от реальных событий. И тут пока есть над чем работать — нам несколько раз приходилось сдвигать выпуски.

Ответить
0

Я слушаю как раз плюс-минус вашего уровня (без обид). Это региональные подкасты (ввиду языкового ограничения) ориентированные на МСБ, никаких Serial, никакой Америки.
Два раза в месяц – тоже лучше, чем сегодняшнее расписание. Но вот недельные подкасты в данном конкретном случае были бы круче - в жизни Героини меняется все слишком быстро (как я успел понять из подкастов и материалов ее сайта).
И даже формат "раз в в две недели" может быть неактуальным, как мне кажется.

P.S. Иногда кажется. что если производить подкаст уже со скоростью 1.2-1.3 от изначальной скорости записи, можно простить все "ээээ" и прочие слова-паразиты в речи. И не нужно будет "вычищать" запись.

Ответить
2

Хорошее дело!

Ответить
1

Артур и Саша, вы большие молодцы! Статьями Эвотора можно зачитываться, даже если ты не предприниматель, а подкасты — просто кайф.

Ответить
0

Спасибо!

Ответить
1

Фри тип: бум рынка подкастов гораздо драматичнее подавать через Китай, там он примерно $7B (US x 23). А проект у вас отличный, удачи вам!

Ответить
1

Артур, спасибо за опыт. Насчет быстрого попадания в топ - впечатлен. Невероятный результат👍 Завидую )

Ответить
0

За четыре месяца мы выпустили трейлер и пять эпизодов подкаста. Шестой эпизод выйдет на этой неделе, во вторник.

За четыре месяца мы выпустили четыре эпизода и один трейлер. Свежий пятый эпизод выходит на этой неделе — во вторник.

Так сколько эпизодов уже вышло?

Идея интересная, успехов.

Ответить
1

Уоу! Как круто, что вы заметили ошибку. Пять эпизодов + трейлер. Свежий вышел во вторник, как и обещали :-)

Ответить
0

Сюда даже не смейте нажимать...она сломана и никогда не работала на сайте

Ответить
0

Вы правы — кажется, что эта штука должна запускать плеер, а она ничего не делает. Настоящий плеер расположен ниже. Исправим :-)

Ответить
0

Артур, интересная затея. Можно с вами пообщаться на эту тему, пожалуйста?

Ответить
0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Голосовой помощник выкупил
компанию-создателя
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }