{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

От фармацевтики к журналистам: как мы использовали TrendLoc и измерили Собчак, Дудя и Парфенова

Когда очень долго работаешь в диджитале фармацевтики, со временем начинает казаться, и весьма справедливо, что и в офлайне твоя аналитика пригодится.

Собчак, Дудь и Парфенов в поисковых запросах. Анализ сервиса TrendLoc

Так случилось с нами в ГЕРОФАРМ – вывели в свет свою программную разработку, TrendLoc, изначально для маркетинга и аналитики: замерять силу отдачи коммуникации в регионах и как это влияет на продажи.

Чтобы анализ территорий был корректным, нам много чему пришлось научиться; нужно не просто «парсить» Yandex Wordstat, а соизмерять разные города и регионы (сейчас наши стандартные отчеты – это 170 + городов по РФ), учитывая их разную поисковую активность, население, доступность медуслуг, пенетрацию заболеваний. Интересной задачкой были и низкочастотные запросы, как их трактовать – качественная информация /намечающийся тренд/ уже годные количественные данные.

Проверили в ГЕРОФАРМ: если все «делать по уму», то статистика региональных запросов прекрасно коррелирует с продажами и, да, интернет – лакмусовая бумажка многих офлайн активностей (что и так всем понятно, но не всюду количественно измерено).

Первые проекты были связаны с фармацевтикой, но мы быстро поняли, что потенциал у TrendLoc значительно выше, и на одной фарме останавливаться не стоит. Кстати, один из проектов был связан с анализом поисковой активности по тематике психоактивных веществ. Аппетиты выросли - мы стали делать больше отчетов и для себя. И что все это значит? Что нам стало скучно в фарме? Вовсе нет.

Дело, скорее, в качестве информации: раз ты становишься источником данных, которым можно доверять, ничто не мешает следить за трендами не хуже аналитиков и визионеров телеграма. Мы, конечно, не «сами себе СМИ», но иметь сегодня под рукой объективную информацию - чудесная возможность видеть чуть дальше и чуть глубже. По крайней мере, для нашей команды.

Итак, есть журналисты, чьи каналы /выпуски мы в Москве читаем и смотрим. А как ими интересуются в других городах? На этот вопрос ответим здесь. А что меняется? На это тоже ответим, но уже через месяц, когда сделаем апдейт отчета. Тренды – это почти самое интересное)

Двое из упомянутых в статье журналистов признаны иноагентами (Дудь, Парфенов).

Начнем с самого простого. В брендах, препаратах – есть бренд, линейка продуктов, а далее могут быть подвиды /дозировки/категории пациентов - все, что угодно. В случае с журналистами есть сила их «бренда», или личности – а есть их «продукты», выпуски, каналы - и т.п.

ЛИЧНОСТИ

Выше - иллюстрация объемов спроса на выбранных журналистов - согласно Вордстату Яндекса и нашей методологии приведения данных (подробнее - ниже). Каждый бабл - журналиста - мы еще “поделили” на каналы:

"каналы" на рис. выше - это youtube или телеграм;

"актуальные новости и интервью" - это поиск контента без уточнения, например, “Дудь интервью”, “Собчак последние”, “Парфенов видео”;

"конкретные выпуски " в пояснениях не нуждаются. Запросы а-ля "Дудь Кучера" - в этом разделе.

У нас в TrendLoc принято приводить запросы к тому, что игроки вместе составляют «рынок», поэтому искусственно это сделано и в данном отчете. Итак, в январе безусловный лидер – это Собчак с 45%, второе место – ожидаемо у Дудя (чуть не дотягивает до 40%) и ощутимо меньше интерес к Парфенову (16%). Даже на уровне федеральных округов различия уже довольно заметны – Собчак сильнее среднего по РФ интересуются там, где, возможно, она и не подозревает - в Северо-Кавказском ФО, традиционно заточенном на Кадырова). А вот и Дудем, и Парфеновым этот округ не очень интересуются. Также Собчак «дотянулась» до Сибири и Дальнего Востока, а этим журналистам – не удалось. Понятно, что у них абсолютно разные цели, Дудь придерживается резко либеральной позиции, а Собчак в журналистском поле пытается привести в равновесие российскую действительность и либеральные месседжи. Ее подход во многом популярней коллег по кухне именно за счет балансировки мнений, что и находит отклик в удаленных от центра регионах.

Показатели: доля игрока в запросах и видимость самого игрока по регионам

В отчете есть два показателя: уже упомянутая доля игрока в запросах и чуть более замысловатая вещь, "видимость в регионе vs. РФ" - где цифры ёмкости запросов по игроку сопоставляются с общей запросовой активностью (все-все, что искали в поисковике за этот период, включая, сериалы, рестораны и пластиковые окна), и этот показатель мы сравнили в каждом регионе с общенациональным уровнем. Зачем мы это ввели:

- показать, где бренд может “не добирать”. В самом деле, с долей может быть все благополучно - она же зависит от других игроков, а вот в целом ты видишь, что в городе Х бренд и все его конкурентное окружение проседает, проще говоря, тема - не прокачана. Значит, можно еще потрудиться и в этом направлении, говоря языком бизнеса, подрастить категорию)

- показать, в каком регионе у игроков что-то лучше или хуже получается. У Васи этот регион зашкаливает в запросах, а у Коли - средненько? Да еще и доля у Васи выше? Налицо его success story, надо разбираться.

Вот, например, Ивановская область в ЦФО. Распределение наших журналистов - как по РФ, но интерес ко всем - сниженный. А в Москве и так-то интерес зашкаливает, но Дудь идет впереди всех - это один из его лучших регионов, да и доля здесь повыше общенациональной. По сути Дудь - Вася из примера выше))

Табл#1

По доле игроков и их видимости в регионе vs. РФ уже на уровне федеральных округов фиксируем различия. Отметим большой интерес ко всем трём участникам в ЦФО и СЗФО - можно предположить, что на картину сильно повлияли Москва и Петербург со своими областями (спойлер: во многом, так и есть), а в СКФО очень выделяется Собчак. Ок, дадим больше деталей и посмотрим, какая разнообразная картинка может быть в регионах.

Табл#2

Доли игроков и Видимость в регионе vs. РФ: хорошо видны отличия различия между регионами в ЦФО

Табл#3

Разбираем также детально Северо-Западный ФО: в Петербурге (как и в Москве) у Собчак и Дудя - паритет.

А вот, например, у Парфенова видимость в структуре запросов - заметно выше в Вологодской, Архангельской областях, а также в Карелии. В общем, территории интересуются земляком, тут, кажется, не может быть других версий. К слову, Москву и Петербург у него - тоже благодарные регионы, но там очень хорошо заметны все три игрока.

КАНАЛЫ

У Собчак их много (и в телеграме - несколько), у Дудя все сильно скромнее и рулит youtube, у Парфенова превалирует тоже youtube - но в целом тут его сила бренда падает очень сильно (повлияло, что в январе был выпуск у Дудя, и это усилило бренд личности?) - поэтому здесь и сейчас покажем, чем Собчак отличается от Дудя, доля Парфенова в “медийке” - чуть более 1%, можно пренебречь...

Поясним, что в этом разделе анализировались только запросы Личность + какой-то канал, например, Собчак телеграм или Дудь ютуб (конечно, мы брали все варианты написаний).

Ну что ж, во-первых, отметим, что Дудь пока “начинается и заканчивается” ютубом. Каких-то вау-региональных различий тут искать не стоит, потому что в случае Дудя “личность + канал” - более всего похоже на брендовый запрос.

А вот у Собчак дела обстоят разнообразнее - да, новостные каналы и “осторожно собчак” ищут очень активно, но просматривается и аудитория “новых юзеров”, которые знакомятся с ней и сейчас ищут “Собчак телеграм”, не зная названия каналов. Что же, сопоставимо с фармацевтикой, есть такой тип запросов “бренд_отзывы” - это как барометр, показывает, что твой препарат заинтересовал новую аудиторию. Видимо, довольно стабильное сформированное ядро аудитории у Ксении - в Уральском ФО, где доля поиска конкретных каналов велика (как и в вышеупомянутом СКФО)

Табл#4

ВЫПУСКИ

Спойлер: где-то же должен был победить Дудь)

Конечно. В своем основном профессиональном векторе - интервью. Причем - с колоссальным отрывом, 88,4% vs. доля Ксении 8,8%. Красивое соотношение.

Табл#5

В заключение статьи мы, наверно, должны красиво упаковать свой продукт, запустить чары нативной рекламы (как наши персонажи анализа), намекнуть на приятный ценник (done), сказать, что без TrendLoc жить хуже и т.п. Постараемся, все-таки, передать самое ценное - инсайт, который оформился у нас за 8 месяцев работы над продуктом и горы сделанной аналитики по разным темам. Все города РФ - разные. Какую тему ни возьми. Всюду свой баланс сил, от политики до болячек. Хотите быть успешными - не пренебрегайте нюансами. Мы и сами только учимся это делать.

P.S. В следующий раз, когда выдастся пауза, померяем телеграм-каналы - наверное, общественно-политические. А почему это их вдруг ищут в поисковиках и конкретно - в яндексе, не в самой “телеге”? Хороший вопрос. Постараемся ответить.

Света Илиади

Костя Петров

Даша Анфимова

0
16 комментариев
Написать комментарий...
Татьяна Щербакова

А как вот это все решает задачи вашей компании? Причем тут фарма вообще?

Ответить
Развернуть ветку
Svetlana Iliadi
Автор

Татьяна, добрый день. Если отвечать кратко, то связка мед представитель донес до врача - врач назначил -пациент пошел в интернет перепроверять, работает мощно. Наши территориальные менеджеры использую сервис для оценки себя и конкурентов, сравнивают города (в том числе - выбирая, где усилить командировочную активность). Связка запросы-продажи, проверено на 171 регионе, имеет очень сильную корреляцию - мы скоро приступим к моделированию форкастов. Совсем подробный ответ с моей стороны включал бы обзор имеющихся решений на рынке, но не факт, что Вам это будет интересно) Скажем так, этот сервис измеряет силу new business - сколько новых пациентов потенциально приходят в марки.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Gerashchenko

Andrey Gerashchenko:
Спасибо за интересную аналитику, по результатам прочитанной информации, что уникального в Вашем продукте? Если я допустим возьму все эти же данные из ворд стата помещу в excel и воспользуюсь сводной таблицей? Ну и сейчас весь мир шумит по поводу ChatGPT ИИ способный ответить на любой вопрос и собрать статистику из открытых источников не убьёт он Ваш продукт?

Ответить
Развернуть ветку
Вячеслав Дмитриев

держите 15 рублей)
вы прежде чем писать комментарии удаляйте имя бота с которого размещаетесь

Ответить
Развернуть ветку
abama abama

чет какой-то жирный бот с рейтингом и кучей статей )

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Gerashchenko

Боты нынче такие юзают ChatGPT для написания статей и комментов

Ответить
Развернуть ветку
abama abama

снимаю шляпу)

Ответить
Развернуть ветку
Obi Van Goga

я бы особо не удивлялся, на vc можно всё что угодно встретить

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Gerashchenko
Ответить
Развернуть ветку
Svetlana Iliadi
Автор

Андрей, привет) Спасибо, что прочитал. Мы разработали методику корректного сравнения регионов, так, как это нужно бизнесу. Если ты увидишь в вордстате запрос "стиральная машинка Bosch" в Екатеринбурге - скажем, 500 запросов, в Пензе - 350 запросов, то как ты сравнишь, где уровень спроса выше? а мы - сделали, и верифицировали с панелистом нашего рынка (игрок, который продает данные по продажам в упаковках). ИИ нам в помощь, когда-нибудь. Потому что качественно собрать семантику на проект - это очень много времени. Нужны разные эксперты, не все лежит на поверхности. Зато результат красивый - сразу видна корреляция с продажами.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Gerashchenko

Спасибо! За развёрнутый ответ! Сколько стоит данное чудо и где посмотреть?

Ответить
Развернуть ветку
Svetlana Iliadi
Автор

Чтобы не грузить нашим супергибким прайс-конструктором, пока высылаем по запросу)) а сайт-визитка в ссылке под шаржем) trendloc.ru

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Gerashchenko

Спасибо!!!!

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ефремов

интересная информация,спасибо)

Ответить
Развернуть ветку
Алёна Любишина

Светлана, спасибо за статью и представление Вашего нового продукта на таком доходчивом нефармавском примере)))

Было интересно, познавательно и легко читать о такой технически сложной системе аналитики!

Лайк )

Ответить
Развернуть ветку
Svetlana Iliadi
Автор

Алена, спасибо большое! обращайтесь, будем рады поисследовать любые темы)

Ответить
Развернуть ветку
13 комментариев
Раскрывать всегда