Зачем российским мобильным операторам свой Twitch

В марте 2019 года стриминговые платформы запустили Tele2 и МТС. Компании рассказали об ожиданиях от этого рынка.

По мнению мобильных операторов, текущие платформы в России не достигли большого успеха: у рынка ещё есть потенциал. Согласно прогнозам, российский рынок киберспорта будет расти со скоростью 20% в год.

Cyberhero от Tele2

Собственную игровую платформу Cyberhero в Tele2 позиционируют как первый на российском рынке полноценный продукт, который ориентирован на профессиональных игроков и любителей киберспорта. В компании отметили: на этапе пилота аудитория Cyberhero увеличивалась на 25% в месяц. Объём инвестиций в запуск проекта не раскрывают.

Зачем российским мобильным операторам свой Twitch
Зачем российским мобильным операторам свой Twitch

Создатели платформы считают, что Cyberhero имеет большой потенциал за счёт высокого интереса аудитории к киберспорту. В Tele2 ссылаются на аналитику NewZoo, согласно которой Россия заняла третье место по размеру аудитории киберспортивных трансляций в 2018 году — число зрителей достигло 22 млн человек.

Мы рассчитываем точно угадать потребности игрового сообщества и следовать последним трендам в мире киберспорта. В проекте Cyberhero представлены мобильные или мультиплатформенные игры. В ближайшее время площадка пополнится и ПК-играми.

Для стриминга пользователям доступны любые из них, но турниры проводятся только по трём: HearthStone, Clash Royale, PUBG Mobile.

Участвовать в премиум-турнирах с призовым фондом абоненты Tele2 могут за 5 рублей в сутки. Но существуют и бесплатные состязания, доступные для всех пользователей платформы.

Ольга Галушина, руководитель департамента стратегических коммуникаций Tele2

Сейчас мобильный оператор завершил пилотный этап и обещает дополнить функциональность платформы: запустить мобильное приложение, улучшить сервисы для стримеров, увеличить число турниров и призовые выплаты, расширить возможности для заработка.

WASD.TV от МТС

Оператор МТС открыл тестирование платформы для геймеров WASD.TV 13 марта. Пользователи могут вести трансляции сами и смотреть стримы других игроков.

На платформе действуют два проекта — «Лига Gambit» и «Лига стримеров». «Лига Gambit» отбирает игроков-любителей, которые после двух этапов могут получить предложение от киберспортивного клуба Gambit Esports. По данным опроса Nielsen eSport, клуб занимает четвёртое место по популярности среди киберболельщиков в России.

«Лига стримеров» создана для поддержки стримеров, которые активно используют платформу и получают очки (XP) от зрителей. За использование сервиса игроки могут получать XP и тратить их на продвижение канала. Делиться XP можно, одобряя чужие трансляции. Общий призовой фонд проекта составляет 5 млн рублей, он будет распредёлен между 50 победителями.

Зачем российским мобильным операторам свой Twitch

МТС собирается продвигать собственный бренд через рекламные возможности Gambit Esports и предлагать спонсорские контракты сторонним компаниям. В дальнейшем платформа может зарабатывать на подписке.

Общий объём инвестиций в направление Esports составляет $10 млн: в него входят и платформа, и команда Gambit Esports.

МТС активно развивается в направлениях вне традиционного телекома.

Компания уже вышла на рынки электронной медицины (платформа SmartMed), электронного обучения (Smart University), облачных технологий (#CloudМТС) и в другие растущие бизнес-направления, связанные с цифровыми технологиями.

Запуск платформы — не первый и не последний шаг МТС в сфере киберспорта.

Рынок киберспорта и стриминга растёт во всём мире, при этом Россия по темпам роста опережает мировые тенденции. По нашим оценкам, российский рынок киберспорта в ближайшие годы будет расти в среднем на 20% ежегодно, в 2019 году достигнет $55 млн, в 2023 году превысит $100 млн.

Алексей Меркутов, пресс-секретарь МТС

Также в компании отмечают наличие молодой и потенциально платёжеспособной аудитории среди поклонников киберспорта.

Говоря об отличиях между WASD.TV и разработками конкурентов, представители МТС добавили, что речь идёт именно о платформе, на базе которой будут развиваться различные решения в сфере игр, профессионального киберспорта и мультимедийного контента.

Функциональность WASD.TV, к примеру, позволяет смотреть сразу два стрима и отслеживать сообщения двух чатов, зарабатывать и менять виртуальную валюту на различные бонусы внутри платформы.

Twitch и YouTube

По данным отчёта Nielsen eSport за 2017 год, опубликованного в октябре 2018 года, любители киберспорта пользуются YouTube (57%) и Twitch (46%), чтобы следить за новостями индустрии и наблюдать за поединками профессиональных игроков.

Twitch — видеостриминговый сервис, специализирующийся на компьютерных играх, принадлежит он Twitch Interactive, дочерней компании Amazon. Сервис был создан в 2011 году после отделения от платформы более широкой тематики Justin.tv (в настоящее время закрыта).

В то время как в Нью-Йорке в 2016 году игры чемпионата мира по League of Legends (LoL) собирали 15 тысяч болельщиков, в России только начинали говорить о перспективности отрасли.

Сейчас по количеству заходов в Twitch мы на втором месте в мире — 42 млн визитов в месяц. В России уже подготавливают профессиональных киберспортсменов в ИТМО и менеджеров киберспортивных проектов в Высшей школе экономики.

Алексей Соловьёв, венчурный инвестор

Многие эксперты, в том числе исследовательские компании, прогнозируют значительную динамику на рынке, но есть и альтернативные мнения.

Например, сооснователь Sector Esports Марк Авербух утверждает, что NewZoo намеренно завышает оценки. По его словам, киберспортивная аудитория в России не так велика. Число тех, кто постоянно потребляет медиаконтент, он оценивает в 1–1,5 млн человек, а количество киберспортсменов, которые соревнуются более одного раза в месяц, 2,5–3 млн человек.

Всех остальных он причисляет к поклонникам видеоигр. «Учитывая, что последовательным развитием киберспорта в России не занимается никто, 4,5 млн — это очень хорошо», — написал Авербух.

По результатам отчёта PwC об инвестициях в спортивные стартапы и развивающийся бизнес в 2015–2017 годах, на киберспортивные проекты пришлось 35% сделок с российским участием. Это интернет-сервисы, спортивные организации и объекты, медиа и устройства.

За три года совершено 26 сделок, общий объём инвестиций составил $127 млн, $100 млн пришлись на покупку USM Holdings Ltd Алишера Усманова компании Virtus.pro. По данным Nielsen eSport, сейчас это наиболее популярная команда среди киберспортивных болельщиков России. В 2018 году за те же $100 млн компанию выкупила Mail.ru Group.

Гендиректор стримингового сайта GoodGame Михаил Мирчук напомнил, что игровой стриминг начал набирать популярность в последние два-три года параллельно с инвестициями в Twitch в объёме $1 млрд. Этот сервис остаётся наиболее популярным среди стриминговых платформ.

За этот промежуток времени появилось много других проектов: YouTube Gaming, Own3d.tv, Azubu, Hitbox. Из отечественных — ya.tv, CyberGame.tv, Vodportal, Vidi, Sc2tv. Это далеко не полный список. Большая часть проектов сейчас закрыта.

Михаил Мирчук, генеральный директор GoodGame

Руслан Баженов из Peka2.tv (стриминговая платформа «Пекач») согласен, что в игровом стриминге серьёзных альтернатив Twitch или YouTube практически нет.

Аналогичные площадки существуют, но они все занимают узкие ниши. Самые крупные из них — это, конечно, китайские проекты или же реалстримовские, как Periscopе, стримы во «ВКонтакте» и подобные им.

В русскоязычном секторе в этом плане выделяется GoodGame. По количеству зрителей он несопоставим с русскоязычным сектором Twitch, но занимает свою нишу за счёт постоянной работы со старой аудиторией и более гибкой политики трансляции контента.

Руслан Баженов, основатель Peka2.tv

По оценке эксперта, максимум потенциальной аудитории концентрируется на YouTube. Видеоблогеру удобно переключаться на стриминг: не приходится переводить зрителей куда-то ещё. И всё же здесь меньше инструментов для трансляций, они хуже развиты. Для YouTube это направление не является приоритетным, считает Баженов.

На Twitch много инструментов для стриминга, но в результате получилась довольно громоздкая система, далеко не всегда удобная для новичков. По мнению основателя Peka2.tv, Twitch остаётся в лидерах по числу зрителей, концептуально никто пока не предложил чего-то нового.

Есть ли шанс у операторов

Участники рынка игровых платформ считают, что мобильные операторы вполне могут рассчитывать на успех прежде всего за счёт обладания исходными ресурсами.

Михаил Мирчук предполагает, что интерес мобильных операторов спровоцировала не только динамика рынка, но и имеющаяся инфраструктура для развития сервисов.

У операторов сотовой связи есть уже готовая сеть доставки контента. Одна из главных статей затрат для стриминга — именно доставка трафика. По этой причине многие сервисы закрылись, а Twitch был продан Аmazon.

Михаил Мирчук, генеральный директор GoodGame

Руслан Баженов отмечает: мобильные операторы обладают хорошими возможностями в продвижении. Они видят успешность Twitch и понятную схему его работы. Тем не менее, по его мнению, успех проекта во многом будет обусловлен погружённостью создателей в игровую сферу.

Если у руля этих проектов люди, которые много лет занимались стримингом и хорошо понимают, как именно всё это работает, если эти люди по-настоящему любят стриминг и понимают, как его надо развивать, то у них есть шансы занять определённые ниши, во всяком случае в русскоязычном секторе.

Если нет — увы, закончится это всё примерно так же, как и с десятками других аналогичных проектов.

Руслан Баженов, основатель Peka2.tv
1414
25 комментариев

В компании отметили: на этапе пилота аудитория Cyberhero увеличивалась на 25% в месяц.C 10 до 12,5 человек.

17
Ответить

Россия занимает второе место по посещению твича? Трансляций?) Открою секрет, азиаты- у них пабг мобайл могут смотреть по 80-100 тысяч человек одного стримера, таких одновременно может быть 4-5 тел.
Что касается самого твича то основная аудитория это Америка, потом уже Европа и в самой жопе это снг. У нас вообще не смотрят стримы по сравнению с Европой или Америкой. Я хз от куда такие цифры берут. СНГ комьюнити в целом мёртвое и маленькое))))

1
Ответить

Они с этой планеты? У топовых стримеров твича(да по сути у всех) контракт в твичом. Они не могут стримить на других платформах. Откуда они возьмут интересных стримеров для своих клоак? ютюберам тоже все это не нужно. Они на твич за аудиторией пойдут. В чем их стратегия лол? Короче распил какой-то.

6
Ответить

Твич не предлагает фиксированную ставку для топовых стримеров в отличии от подобных развивающихся сервисов. Уж для кого, а для СНГ сегмента это вполне себе актуально.

1
Ответить

мнение диванного эксперта: одновременно запустились – одновременно закроются

4
Ответить
3
Ответить

Вообще не плохо, чуют откуда ветер дует, с одной стороны на твиче анальная модерация, с другой стороны в китае тоже не работает твич и ютуб в их чининтернете.

2
Ответить