Небольшое отступление — о программном обеспечении. Часто для контент-анализа бывает достаточно обычного Excel, но это был не наш случай.
Существует дюжина наименований софта для контент-анализа, то есть для решения как минимум трёх задач:
1) управление и хранение системы категорий;
2) интерфейс для чтения и кодирования текста, хранение кодов;
3) инструменты для количественного анализа кодов.
Мы перепробовали пробные версии нескольких программ: ATLAS.ti, NVivo, MAXQDA. Самой удобной и приятной показалась программа от Provalis Research. Но помимо коммерческих ограничений у неё обнаружились и технические. Кодирование по поиску занимало до нескольких минут, при этом алгоритм промахивался знаков на 30–40.
Кроме того, было неясно, можно ли полученные коды выгрузить и подсчитать где-то ещё. Лучшим вариантом для нас оказалась надстройка RQDA для R. Она прекрасно (разве что не слишком красиво и удобно) справлялась с первым и вторым пунктами. А для третьего отлично подходит сам R.