Что такое комфортный контент?

Лёша Устьянцев раз и навсегда объясняет, как и зачем делать посты, пропитанные ностальгией и положительными эмоциями. И показывает очень много примеров

Что такое комфортный контент?

Помните, был такой 2020 год? Пандемия коронавируса заперла нас по домам, и мы оказались лицом к лицу со всеми плюсами и минусами удалёнки: заказывали доставку, занимались спортом дома, изучали фильтры в Zoom и выходили гулять по пустым улицам согласно расписанию. Мы обсуждали, нужно ли носить маски, ждали вакцину и залипали в Animal Crossing. Тогда нам казалось, что хуже и быть не может.

Я только что устроился в «Пикчер», и новая работа заставила меня смотреть очень много контента. Тогда я начал замечать, что некоторые посты чем-то между собой очень похожи, но чем — сформулировать пока не получалось. А в октябре моя лента в инстаграме взорвалась с трёх постов художницы pravsha.art. Вот они:

Эти посты нравились абсолютно всем, и они укладывались в ту общую рамку контента, которую я заметил ещё весной. Я подумал, что эту рамку должно быть можно как-то масштабировать. Ещё несколько месяцев я донашивал эту мысль, пока весной 2021 года не написал в рабочий чат вот это сообщение:

Что такое комфортный контент?

Спустя полгода мы выпустили в соцсетях «Пикчера» первый пост о комфортном контенте:

После этого словосочетание «комфортный контент» ещё пару раз всплывало с нашей подачи в публичном поле, но завирусилось только в марте 2022, когда что-то случилось. Индустрия спустя несколько дней ступора бросила все силы на поиск такого контента, который дал бы аудитории ощущение поддержки. Термин «комфортный контент стал появляться на самых неожиданных площадках в многочисленных рерайтах нашего весеннего поста. Наконец мы решили, что надо бы капитализировать свою идею. Этот текст — первое полное описание концепции комфортного контента от её автора.

Но сначала давайте определимся с тем, что мы вообще называем контентом в SMM.

Контент — это информационное содержание социальных медиа, существующее в контексте массовой коммуникации и находящееся в публичном обороте.

Во-первых, почему «социальные медиа»? Потому что именно там с вашим контентом взаимодействуют другие люди, он распространяется за счёт социальных связей и на площадках, в основу которых заложена интерактивность, — в соцсетях.

Во-вторых, почему «массовая коммуникация»? Потому что контент в соцсетях по умолчанию адресован максимально широкой аудитории.

В-третьих, почему «публичный оборот»? Потому что с нашим контентом любой человек может сделать всё, что угодно, адаптировать и обработать его так, как захочет. Даже репост — это уже авторская обработка чужого контента.

Что же тогда такое комфортный контент? Это публикации (тексты, визуал — неважно), которые дают читателю приятное чувство узнавания, несут положительные эмоции и пропитаны ностальгией. Он хочет нравиться всем, всем хочется его лайкать, репостить и комментировать. Это бабушкин борщ или жареная картошка с луком — комфортная еда, которую всегда хочется съесть и от которой ещё долго ощущаешь приятное послевкусие тепла и счастья.

Комфортный контент везде. Вы просто не знали, что он комфортный.

В фундаменте комфортного контента лежат три принципа и две стратегии, из которых рождаются десятки форматов. Разбираться будем во всём по порядку и с примерами.

Принципы комфортного контента

Эти принципы — не универсальная истина: авторы по-разному используют комфортную базу и формируют собственный уникальный и узнаваемый стиль. Если вы раньше не делали ничего похожего, рекомендуем отталкиваться от трёх базовых принципов, постепенно наруливая свой стилёк. Не ошибётесь.

Первый принцип: доброта

Комфортный контент несёт положительные эмоции. Даже пост на острую тему будет скорее постироничным и, вероятно, вызовет смех, а не злость.

В этом противостоянии на самом деле нет противостояния — и те, и те считают на калькуляторе
В этом противостоянии на самом деле нет противостояния — и те, и те считают на калькуляторе
Пост о том, как поддержать себя в трудной ситуации
Пост о том, как поддержать себя в трудной ситуации
Просто милая картинка с котиком
Просто милая картинка с котиком

Второй принцип: ностальгия

Ностальгировать можно по всему, что произошло не сегодня. Подойдут и задачки для дошколят 20-летней давности, и сериал, который выходил буквально в прошлом году.

«Поле чудес» помнят все
«Поле чудес» помнят все
Вы тоже в детстве строили шалаши из одеяла?
Вы тоже в детстве строили шалаши из одеяла?
У каждого есть уютное воспоминание о том, как он уставший шёл домой по вечерней улице
У каждого есть уютное воспоминание о том, как он уставший шёл домой по вечерней улице
И дневник тоже был у всех
И дневник тоже был у всех

Третий принцип: радость узнавания

Комфортный контент распространяется вирусно. Поэтому в нём часто используют образы из массовой культуры или элементы, которые легко примерить на себя. Когда я вижу очередное видео «Какая ты бебезьяна?», я сразу ищу на нём себя и друзей. А когда нахожу — скидываю друзьям с комментом «чисто МЫ». Узнал → Обрадовался → Расшарил.

Яяяяяяяя!!
Яяяяяяяя!!
О, я его помню, это чисто я!
О, я его помню, это чисто я!
Жиза…
Жиза…

Стратегии создания комфортного контента

Эти три принципа раскрываются с помощью двух стратегий: одна совсем простая, вторая посложнее. Сложнее — необязательно лучше. Придумывая комфортный креатив, прикиньте, что подойдёт больше: просто показать или показать и докрутить? Выиграет пост от усложнения или проиграет?

Первая стратегия: демонстрация сущностей

Самая простая стратегия — просто показать вещи, которые вызывают яркие эмоции у целевой аудитории: вкусняшки из нулевых, странные железяки из банки с гвоздями или модные приколы.

А вы замечали, что характер некоторых людей похож на тверк?
А вы замечали, что характер некоторых людей похож на тверк?
Страх, знакомый каждому сммщику
Страх, знакомый каждому сммщику
Бинго может быть о чём угодно, играть в него всё равно весело
Бинго может быть о чём угодно, играть в него всё равно весело

Вторая стратегия: совмещение сущностей

Стратегия посложнее — комбинировать разные сущности. Например, поместить узнаваемого персонажа в новые обстоятельства или наделить скучный знакомый предмет новым смыслом. А можно и просто скаламбурить.

А что если бы Лермнотов заполнил резюме?
А что если бы Лермнотов заполнил резюме?
А что если бы у Толстого была инста?
А что если бы у Толстого была инста?
А что если бы у Люцифера был тиндер? И он бы сделал аватарку а-ля «Клуб романтики»!
А что если бы у Люцифера был тиндер? И он бы сделал аватарку а-ля «Клуб романтики»!
Перевод с языка одной сферы на язык другой — формат с бесконечным потенциалом
Перевод с языка одной сферы на язык другой — формат с бесконечным потенциалом
Правда бесконечным
Правда бесконечным
А ещё можно попробовать объяснить обыденные вещи максимально рационально
А ещё можно попробовать объяснить обыденные вещи максимально рационально
Можно просто показать Бегемота, а можно добавить к этому современный сленг и рефлексию о своём возрасте
Можно просто показать Бегемота, а можно добавить к этому современный сленг и рефлексию о своём возрасте

Почему комфортный контент — ок?

Главные преимущества комфортного контента — его бесконечная глубина и адаптивность к любой теме. Найти вдохновляющую комфортную идею можно вообще в любом месте, а производство такого контента стоит дешевле, чем создание, например, полезного или продуктового. Это делает комфортные посты почти универсальным решением, когда речь идёт о закрытии эмоциональных потребностей аудитории.

Потому что он прост в производстве

Сделать комфортный контент — изи. Использовать классную иллюстрацию, сложный продакшн, оригинальный копирайт можно. А можно сделать круто и без всего этого.

Если что, это фотошоп. Но какая разница? 39 000 лайков ваши
Если что, это фотошоп. Но какая разница? 39 000 лайков ваши
Это вообще скрин заметок. Ещё можно сделать моушн с помощью скринкаста
Это вообще скрин заметок. Ещё можно сделать моушн с помощью скринкаста
Рисовать тоже можно просто и не слишком стараться
Рисовать тоже можно просто и не слишком стараться

Потому что он адаптивен и вечен

Любой формат можно привязать к любой теме и использовать вечно. Никто не обвинит вас в том, что вы украли идею, потому что вдохновляться чужим комфортным контентом и делать похожий — нормально.

Есть очень старый формат — стартер-пак. Так его можно применить к офисной тематике
Есть очень старый формат — стартер-пак. Так его можно применить к офисной тематике
Так — к посту о современном искусстве
Так — к посту о современном искусстве
Так — к посту про моду
Так — к посту про моду
И ещё раз про офис
И ещё раз про офис
А вот про продюсеров
А вот про продюсеров
И всё это — один и тот же формат, но разные целевые аудитории
И всё это — один и тот же формат, но разные целевые аудитории
Другой распространённый формат — разбор по составу
Другой распространённый формат — разбор по составу
Ну, вы поняли)
Ну, вы поняли)

Потому что его глубина бесконечна

Новые комфортные форматы появляются каждый месяц и не думают заканчиваться, потому что докрутить до них можно абсолютно всё. Оглядитесь вокруг прямо сейчас, и вы найдёте десятки идей для комфортного контента.

Например, в парке аттракционов можно встретить силомер
Например, в парке аттракционов можно встретить силомер
А дома — найти бабушкин кубик Рубика и докрутить формат бинго
А дома — найти бабушкин кубик Рубика и докрутить формат бинго
Классическую инфографику про высоту зданий тоже можно докрутить
Классическую инфографику про высоту зданий тоже можно докрутить
В интерфейсах приложений уже лежит куча идей
В интерфейсах приложений уже лежит куча идей
Телевикторина — отличная ностальгическая механика
Телевикторина — отличная ностальгическая механика
Скрин интерфейса — бескрайнее поле для экспериментов, а ещё он максимально узнаваем и прост в производстве
Скрин интерфейса — бескрайнее поле для экспериментов, а ещё он максимально узнаваем и прост в производстве
А давно вы открывали учебник русского?
А давно вы открывали учебник русского?
Ну и снова заметки из телефона
Ну и снова заметки из телефона

Что можно делать с комфортным контентом?

Просто сделать комфортный пост — круто. А ещё круче — знать, как использовать его в сочетании с другими SMM-задачами. Например, скучный продуктовый пост можно подать комфортно и эффективнее выполнить брендовые цели. А в экстремистских соцсетях теперь нельзя делать таргетированную рекламу, но никто не отменял коллаборации. Они стоят недорого или вообще бесплатны, но могут оказаться не менее эффективны, чем дорогущие интеграции или сложные схемы с иностранными рекламными кабинетами. На примерах ниже я покажу, почему комфотрный контент — топ для коллабораций.

Прокачивать скучные посты

Это могут быть экспертные посты, продуктовые посты, анонсы — любой скучный пост можно прокачать, сделав его комфортным.

Вот открывающая картинка экспертного поста, типичный комфортный контент
Вот открывающая картинка экспертного поста, типичный комфортный контент
Плавно переходим к сути
Плавно переходим к сути
А вот сам экспертный пост
А вот сам экспертный пост
Классический комфортный формат «да, но…», который применили к полезному посту
Классический комфортный формат «да, но…», который применили к полезному посту
Другой знакомый всем формат, который обычно используют для развлекательных постов
Другой знакомый всем формат, который обычно используют для развлекательных постов
Формат «до — после»
Формат «до — после»

Делать коллабы

Когда вы вписываетесь в коллаборацию, важно, чтобы ваш пост работал сразу на две аудитории. Комфортный контент решает эту проблему, потому что ностальгия, радость узнавания и доброта — это то, что нравится всем.

Вот пример с абстрактными цитатами
Вот пример с абстрактными цитатами
А здесь прокачали имидж с помощью доброты — и это особенно хорошо работает в коллаборации
А здесь прокачали имидж с помощью доброты — и это особенно хорошо работает в коллаборации
Комфортный контент о ситуации, знакомой обеим аудиториям
Комфортный контент о ситуации, знакомой обеим аудиториям
Комбо: благотворительный комфортный контент в коллаборации
Комбо: благотворительный комфортный контент в коллаборации
По сути, это коллаборация, хотя по факту — нативка
По сути, это коллаборация, хотя по факту — нативка
И шедевр этого года. Зайти на «Пикабу» с рекламой и собрать позитивные комментарии — это триумф комфортного контента
И шедевр этого года. Зайти на «Пикабу» с рекламой и собрать позитивные комментарии — это триумф комфортного контента

FAQ по комфортному контенту

  • Мемы — это комфортный контент?
    Нет. Мемы часто злые и ни фига не комфортные. Злыми мемами не хочется делиться.
  • Комфортный контент — это любой развлекательный контент?
    Нет. Комфконт — один из видов развлекательного контента, как ситуативы или мемы. Если вы просто сфоткаете красивый зимний пейзаж — это будет развлекательный контент, но не комфортный, его виральный потенциал будет не таким высоким. Чтобы докрутить ваш пост до комфортного, добавьте в него доброты, ностальгии или радости узнавания.
  • Может ли комфортный контент быть про смерть или болезни?
    Думаю, да, если ваша аудитория к этому готова. Например, благотворительные фонды вполне могут использовать (и используют) комфортный контент. Но это сложная тема, к ней нужно подходить с осторожностью.
  • Может ли комфортный контент работать на целевое действие, например клики по ссылке?
    Да. Например, с помощью комфортных коллабораций или комфортного подведения к CTA — простенького квеста, узнаваемого образа и так далее.
  • Комфортный контент подходит для всех соцсетей?
    Да, но лучше всего он будет работать там, где есть алгоритмическая лента, — она хорошо раскачивает виральность комфортных постов. Хотя и в том же Telegram он существует вполне успешно.
  • Когда комфортный контент потеряет актуальность?
    Вряд ли в обозримом будущем. Он не сильно изменился за последние три года и при этом не стал хуже работать. Я думаю, комфортный контент ждут трансформации, но, скорее всего, в том или ином виде он с нами надолго.
  • А существует ли как отдельное явление, наоборот, дискомфортный контент?
    Да, например, злые мемы, шок-контент, треш-контент. И новости.

Форматы комфортного контента

Форматов бесконечное множество, они рождаются и погибают каждый день. Чтобы придумать комфортный пост, просто включите этот майндсет:

• Любите людей. Вспоминайте. Радуйтесь знакомому. Делитесь кайфом

• Показывайте или сочетайте

• Не парьтесь над продакшном. Адаптируйте и переосмысляйте. Ройте глубже старое и ищите новое

• Прокачивайте скучное и коллабьтесь комфортно

А чтобы вам было удобнее идти по дороге из комфортного кирпича, для тех, кто дочитал этот лонгрид до конца, мы сделали специальную шпаргалку. В ней собран фреймворк комфортного контента с удобной классификацией по типам форматов и строчками для примеров, которые вы сможете подобрать для себя сами. Скачивайте и наслаждайтесь!

Форматов — больше,

чем звёзд на небе

Автор: Лёша Устьянцев, креатор и идеолог образовательных проектов в «Пикчере»

Редактор: Макс Долинский

А вот сюда нужно подписаться

88
3 комментария

После вашей первой фотки с картошечкой и пюрешкой, я вообще не смог прочесть статью)

4
Ответить

Очень интересно, как эволюционировала идея комфортного контента от первого поста весной 2021 года до её капитализации в 2022

Ответить

мне некомфортно от несмешных мемов

Ответить