Я иду искать: перераспределение аудитории традиционного поиска

Традиционные поисковые системы в последние годы столкнулись с конкуренцией на, как ещё недавно казалось, монопольном рынке. Социальные сети и видеохостинги, маркетплейсы и классифайды, а также голосовые помощники и нейросети стали полноправными игроками на рынке поиска. Предлагаю более детально рассмотреть, как делится этот аппетитный пирог прямо сейчас.

В ходе внутривидовой войны поисковых систем и подготовки Microsoft к запуску нового Bing, основанного на технологии ChatGPT, на арену входит серьезный конкурент – социальные сети. Согласно последнему отчету ePassportPhoto, 40% опрошенных среди возрастной группы 18-24 предпочитают использовать TikTok или НельзяГрам для поиска кафе и ресторанов вместо Google поиска или карт. Тенденция использования социальных сетей для поиска информации растет, даже когда технологические гиганты, такие как Google и Microsoft, продолжают бороться за доминирование в области генеративного искусственного интеллекта.

Социальные сети все чаще служат альтернативой традиционным поисковым системам, особенно когда результаты на основе рекламы становятся все более всепроникающими. В частности, все больше потребителей используют комьюнити в ВК или запрещённых в РФ социальных сетях для поиска ответов на местные вопросы, например, какой ресторан подает лучшие маргариты или какие ближайшие кофейни открыты в воскресенье.

Рестораны – самая искомая категория бизнеса в социальных сетях, за которыми следует личный уход. При поиске места для еды наиболее распространенными начальными терминами являются "рестораны", "хорошо" и "фаст-фуд", за которыми следуют "рядом со мной", "популярный" и "лучший".

Также в рамках этого исследования респондентам был задан вопрос: «если бы вы могли выбрать единственную платформу для поиска информации на следующие 6 месяцев, что бы это было?»

Результаты ниже:

Я иду искать: перераспределение аудитории традиционного поиска

Несмотря на то, что Google всё ещё наиболее предпочтительный вариант среди широких групп населения, социальные сети приблизились на расстояние вытянутой руки.

Но почему же многие молодые пользователи выбирают поиск именно в социальных сетях? Они предпочитают видео тексту. Для Gen-Z социальные медиа всегда были частью их жизни, они никогда не жили в мире до интернета. Молодые пользователи поглощали видео массово с детства, и формат видео естественным образом используется, когда они изучают новые темы или получают информацию. Если цифровой пользователь Gen-Z хочет найти подходящее для свидания кафе, еду на вынос или развлечения поблизости, он ищет визуальные сводки через видео, а не просматривает "Топ-10" текстовых результатов в Google. Это объясняет присутствие YouTube в различных топах по MAU в разных странах мира.

Немаловажный фактор использования поиска в социальных сетях среди молодых людей заключается в ощущении того, что алгоритмы знают их лучше, чем Google. Социальные сети содержат богатую информацию о поведении и предпочтениях человека. Когда пользователь прокручивает социальные медиа, не проходит много времени, прежде чем ему появится подходящее и визуально привлекательное видео. Идея пассивного получения персонализированного контента привлекает молодые поколения, которые не хотят искать информацию через потенциально нерелевантный текст.

Как обстоят дела с товарным поиском? Ещё в 2019 году, согласно исследованию eMarketerAmazonбыл отправной точкой в поиске товаров для 49% пользователей среди аудитории 13+.

Я иду искать: перераспределение аудитории традиционного поиска

Однако удивительным образом для поколения Z Google победил Amazon (38% против 36%, соответственно). Поколение Z также было наиболее вероятной группой, начинающей свой шопинг на социальных медиа (5%).

Согласно исследованию artios.io в 2022 году 26% людей в возрасте 16–24 лет использовали поисковые системы при покупке новых продуктов и услуг, за ними следуют 40% людей, использовавших поисковые системы (24–34 года), 43% человек (35-44 года), 46% людей (45-54 лет) и 46% людей были старше 55 лет.

Во всем мире 25% людей использовали поисковые системы в социальных сетях для покупки новых продуктов и услуг в возрастной группе 16–24 лет, 29% людей (24–34 года), 25% людей (5–44 года), 19% людей (45-54 лет) и 13% людей (старше 55 лет).

Я иду искать: перераспределение аудитории традиционного поиска

На российском рынке товарный поиск в настоящий момент распределён более равномерно между действующими игроками. Пользователь в рунете ищет товары/информацию о них на следующих площадках:

  • 26% – на маркетплейсах

  • 20% – в поисковых системах

  • 20% – в интернет-магазинах

  • 13% – на отзовиках

  • 11% – на официальных сайтах и соцсетях бренда

  • 6% – на видеоплатформах

  • 4% – на сайтах с промокодами

Как меняется использование текстового и голосового поиска в сети интернет

В последние годы наблюдается положительная динамика использования голосового поиска (когда пользователь технического устройства нажимает на кнопку микрофона и диктует поисковой запрос в строку поиска) – этот вариант поиска наиболее схож с текстовым поиском (когда пользователь вводит запрос в строку поиска руками, без использования голоса). Различие заключается только в том, что человек использует больше голос, меньше руки. Но не стоит забывать про поисковых помощников (программное обеспечение, которое позволяет пользователям взаимодействовать с устройствами с помощью голосовых команд), которые вызывают массовый спрос и развиваются с бешеной скоростью.

Ведь использование текстового поиска в формате «вбить запрос голосом» уже нам знакомо и давно используется, а голосовой помощник открывает перед людьми «дивный новый мир», позволяющий общаться с помощником как с в общем то «живым» помощником, коллегой и другом.

Мы не будем разделять голосовой поиск от голосового помощника и сфокусируемся на динамике развития использования данного инструмента для поиска информации в интернете. Для этого необходимо разобраться, как же голосовой поиск этот собственно голос обрабатывает.

Процесс голосового поиска включает в себя бесшовное сочетание распознавания речи и NLP (обработка текстов на естественном языке). Когда вы даете голосовую команду, микрофон вашего устройства захватывает вашу речь и преобразует ее в текст с помощью алгоритмов распознавания речи. Затем в игру вступает NLP, который анализирует текст для понимания вашего намерения и контекста. Наконец, он извлекает наиболее релевантную информацию или выполняет запрошенное действие, предоставляя результаты за считанные секунды.

Сегодня голосовой поиск осуществляется с помощью сложных алгоритмов, которые могут понимать контекст, диалекты и нюансы речи. Основные голосовые помощники, такие как Siri, Alexa и Google Assistant (а на российском рынке Яндекс.Станция и Маруся) используют эти алгоритмы, чтобы предоставлять безупречные голосовые интерфейсы. Они могут обрабатывать сложные голосовые команды, отвечать на вопросы и даже вести естественные разговоры с пользователями.

Согласно аналитике Statista (провайдер данных по рынкам и потребителям), более 50% населения Соединённых Штатов Америки использует голосового помощника для поиска каждый день и более 34% не менее раза в неделю. И это цифра растет из года в год.

Около семи из десяти потребителей (71%) предпочитают использовать голосовой поиск для выполнения запроса, нежели чем использовать традиционный метод набора текста (PricewaterhouseCoopers, 2018).

Я иду искать: перераспределение аудитории традиционного поиска

А что насчет мобильных устройств? Ведь телефоны уже стали практически неотъемлемой частью наших тел. В настоящее время более четверти (27%) глобальной онлайн-популяции используют функцию голосового поиска на своих мобильных устройствах. (GlobalWebIndex, 2018) Особенно популярным использование голосового поиска является среди возрастной группы от 16 до 34 лет, при этом две трети пользователей голосового поиска на мобильных устройствах относятся к этой возрастной группе.

Это связано и с общей тенденцией на внедрение в нашу жизнь все больше и больше технологий нового времени (значительно на это повлиял удобный искусственный интеллект, который так активно используют в последнее время для всевозможных задач и который не использовался для написания данной статьи), и с улучшением возможностей голосового поиска за счет развития его гибкости к восприятию человеческого голоса и контекста.

К примеру, Google Assistant продемонстрировал высокую эффективность в обработке сложных вопросов, правильно отвечая на более чем 70% из них.

Хороша ли данная тенденция? Тут каждый вправе решать для себя сам. Голосовые помощники хорошие ассистенты и могут быть полезны большому количеству разных людей, в первую очередь людям с ограниченными возможностями, и являются прекрасным примером того, как современные технологии делают жизнь для многих из нас проще и доступнее.

Но не стоит забывать и про то, что, отдавая право выбрать за вас нужный ответ вы лишаетесь возможности самому найти и проанализировать информацию, а также всегда есть риск недостоверности предоставленной вам информации. Поэтому к любой полученной информации нужно относиться, используя критическое мышление и не забывать, что улучшение – это непрерывный процесс и нет предела совершенству.

В конце концов, в современном мире право на ошибку уже кажется есть не только у человека, но и у наших «железных помощников».

Интернет вещей и нейросети

Интернет вещей (IoT) описывает сеть физических объектов — «вещей», в которые встроены датчики, программное обеспечение и другие технологии с целью подключения и обмена данными с другими устройствами и системами через Интернет. И пока большинство пользователей восхищается возможностями умных колонок, чайников или телевизоров, инженеры и программисты с визионерским видением работают над интеграцией умных вещей с нейросетями. Просто представьте, что ваша стиральная машина сможет самостоятельно отслеживать и заказывать порошок, отбеливатель и кондиционер? Так ещё и анализировать предложения на разных площадках и выбирать лучшие, учитывая стоимость товара, скорость доставки, отзывы и иные атрибуты? Вау!

А кофемашина, которая не позволит вам остаться без вашего любимого флэт-уайта на кокосовом молоке? Так и закажет зёрна из кофейни, которую вы чаще всего посещаете. Снова вау! Подобная интеграция умных вещей и нейросетей, наделяющая привычные нам бытовые приборы навыками поиска и анализа информации в интернете, способна перераспределить энергию человека с рутинных задач на творческие и созидательные.

Поиск определённо изменился. В первую очередь, стал более разнообразным. И нет сомнений, что данная тенденция только набирает обороты. Однако, что важно для пользователя – всё это разнообразие благоприятно влияет, в первую очередь, на него. Возможность выбирать, где искать, обеспечивает наиболее релевантную выдачу. Для каждой задачи – есть своя площадка, способная в полной мере удовлетворить потребности пользователя. А продолжающееся сражение между поисковыми системами, социальными сетями, e-commerce и нейросетями будет позитивно сказываться на пользовательском опыте.

Начать дискуссию