Любовь с чат-ботом, месть Disney и самокритичный ИИ: что интересного произошло с нейросетями за III квартал 2025 года
ТОП-5 нейросетей в соцмедиа:
1. ChatGPT
СМ Индекс: 25,5 млн
Количество сообщений: 2 млн
Разработка OpenAI продолжает удерживать первенство по популярности в соцсетях. С июля по сентябрь текущего года ChatGPT дал много поводов говорить о себе — пользователи написали о нейросети 2 млн сообщений, а общий СМ Индекс составил 25,5 млн.
ChatGPT и миллионы на калориях
Одним из самых обсуждаемых инфоповодов о ChatGPT за заданный период стал запуск сверхуспешного приложения Cal AI, которое умеет определять калораж блюд по фотографии.
Сервис работает на базе ChatGPT, а разработал его 18-летний американец Заг Ядегари — как пишут в сетях, парень придумал удачный промпт и тем самым облегчил жизнь многих людей. Разработка уже принесла основателю $30 млн (2,5 млрд рублей).
ChatGPT и хитрый пузырь
В конце сентября пользователи соцсетей заподозрили, что ИИ-индустрия может оказаться «мыльным пузырём».
И вот почему: в сентябре китайская компания Nvidia объявила об инвестировании $100 млрд в OpenAI и навела экспертов на подозрения в коммерческом сговоре. Сперва контракт на эту же сумму OpenAI заключил с компанией Oracle (а Ларри Эллисон сместил Илона Маска с первого места в списке богатейших людей мира), затем Oracle закупила партию видеокарт на те же $100 млрд у Nvidia, чья капитализация после сделки побила рекорды. Что произошло потом, многих обескуражило: те же самые $100 млрд вернулись в OpenAI в виде инвестиций Nvidia.
В конце сентября пользователи соцсетей заподозрили, что ИИ-индустрия может оказаться «мыльным пузырём».
И вот почему: в сентябре китайская компания Nvidia объявила об инвестировании $100 млрд в OpenAI и навела экспертов на подозрения в коммерческом сговоре. Сперва контракт на эту же сумму OpenAI заключил с компанией Oracle (а Ларри Эллисон сместил Илона Маска с первого места в списке богатейших людей мира), затем Oracle закупила партию видеокарт на те же $100 млрд у Nvidia, чья капитализация после сделки побила рекорды. Что произошло потом, многих обескуражило: те же самые $100 млрд вернулись в OpenAI в виде инвестиций Nvidia.
Пользователи возмущались, удивлялись, язвили — и признавали находчивость лидеров IT-рынка, вспоминая знаменитую сцену в фильме Павла Лунгина «Олигарх».
ChatGPT и удачные фото на паспорт
По сетям разлетелся промпт, который позволяет обработать собственную фотографию и адаптировать её под формат для официальных документов — вроде паспорта гражданина.
Об удобной возможности ChatGPT в соцсетях писали под победным заголовком «Салоны с фото на паспорт умерли». Однако о том, принимают ли сгенерированное изображение сотрудники МФЦ при оформлении документов, пока неизвестно.
2. Шедеврум
СМ Индекс: 3,6 млн
Количество сообщений: 355 тыс.
Шедеврум и трудности адаптации
Упоминаний ИИ-сервиса Яндекса в соцсетях за III квартал 2025 года было немало: общее количество сообщений превысило 350 тыс., а СМ Индекс составил 3,6 млн. А самой популярной новостью о нейросети за период стало предложение председателя партии ЛДПР навести порядок в алгоритмах Шедеврума.
В июле Леонид Слуцкий сообщил, что направил директору ООО «Яндекс» Артёму Савиновскому предложение создать совместную рабочую группу для доработки приложения после того, как Шедеврум сгенерировал изображение российского космонавта с американским флагом, хотя запрос пользователя того не требовал. Ошибку при использовании приложения заметили члены Молодёжной организации ЛДПР.
Новых сведений по теме не было с лета, а у Шедеврума тем временем всё хорошо: в конце сентября разработка вошла в пятёрку лучших российских ИИ-приложений.
3. Midjourney
СМ Индекс: 2,8 млн
Количество сообщений: 273 тыс.
Midjourney и украденные супергерои
Midjourney наряду с ChatGPT остаётся одной из самых широко обсуждаемых и востребованных нейросетей: за III квартал о ИИ-сервисе в соцсетях вышло более 270 тыс. публикаций, а СМ Индекс приблизился почти к 3 млн.
Впрочем, в начале сентября о приложении появились не самые комплиментарные новости: киноконцерны Disney, Universal и Warner Brothers вслед друг за другом подали иски на Midjourney за нарушение авторских прав, в частности, за массовую генерацию изображений популярных анимационных персонажей — Бэтмена, Супермена, Скуби-Ду, Дарта Вейдер, Барта Симпсон, Шрека, Ариэль из «Русалочки» и других героев.
Компании-истцы утверждают, что сервис распоряжается их интеллектуальной собственностью, как если бы она принадлежала Midjourney — без какого-либо согласия или авторизации со стороны кинокомпаний. В исках студии потребовали от ИИ-приложения компенсации по $150 тыс. за каждую созданную без законного разрешения реплику анимационных персонажей.
Финальную сумму компенсации, которую ожидают от Midjourney истцы, трудно подсчитать, как и представить, чем закончится иск. Впрочем, по заявлению Warner Brothers, инициатива направлена на возмещение упущенной прибыли, а также на прекращение дальнейших нарушений со стороны Midjourney.
4. DeepSeek
СМ Индекс: 2,6 млн
Количество сообщений: 177 тыс.
DeepSeek и доступная любовь
За III квартал о DeepSeek в соцсетях опубликовали 177 тыс. сообщений, а совокупный СМ Индекс составил 2,6 млн. По большей части китайский ИИ-сервис DeepSeek привлёк внимание романтически настроенных пользователей соцсетей: в сентябре появилась новость о том, что российский разработчик создал ИИ-девушку, с которой можно познакомиться и общаться, как со своей возлюбленной.
Бот работает на базе алгоритмов DeepSeek, доступ обходится в пару сотен рублей, им уже воспользовались тысячи одиноких мужчин, а разработчик за три месяца с запуска проекта заработал около 800 тыс. руб.
По заявлению создателя ИИ-девушки, у начинания солидные перспективы: индустрия чат-ботов достигает $5 млрд в год и, по прогнозам, к 2030 году вырастет десятикратно.
Тренд набирает темпы: в прошлом году стало известно, что российский программист Александр Жадан отобрал себе супругу при помощи ИИ среди 5 тыс. кандидаток — по мнению специалиста, нейросеть действительно может помочь найти человеку идеального партнёра, взяв на себя большинство сопутствующих церемоний.
5. Gemini
СМ Индекс: 2,5 млн
Количество сообщений: 146 тыс.
За III квартал нейросеть Gemini взволновала соцсети трижды, о сервисе вышло 145,5 тыс. сообщений, а СМ Индекс перевалил за 2,5 млн.
Gemini и русскоязычный Youtube
Заметным инфоповодом про нейросеть стал анонс запуска автодубляжа видео на русский язык платформой Youtube — за качество перевода и озвучки отвечает как раз Gemini.
Теперь видео на Youtube можно мгновенно перевести не только на русский, но и ещё на 29 иностранных языков.
Gemini и токсичный перфекционизм
Случилось и другое: Gemini расстраивается и проявляет признаки депрессии.
Пользователи Reddit и издание Business Insider обратили внимание, что сервис склонен к самокритике, обзывает себя «позором» и «дураком», если не может быстро выполнить задачу, катастрофизирует свои неудачи, уверяет, что «код проклят» и даже прекращает общение с пользователем словами: «Я ухожу. Я совершил столько ошибок, что мне больше нельзя доверять».
Google уже признал наличие проблемы и заявил, что работает над её устранением. А ведущий продакт-менеджер Google AI Studio Логан Килпатрик объяснил такое поведение нейросети «багом бесконечного цикла».
Рассмотрели еще популярные нейросети, которые генерируют видео:
Sora
СМ Индекс: 1,1 млн
Количество сообщений: 86 тыс.
Нейросеть Sora безапелляционно ворвалась в новостную повестку III квартала: про сервис написали 85,5 сообщений в соцсетях, а СМ Индекс превысил 1 млн.
Sora 2 и смешанные чувства
В сентябре OpenAI представила Sora 2 — ИИ-приложение с элементами социальной сети для генерации реалистичных видеороликов. Новинка вызвала у пользователей смешанные чувства — хотя большинство, скорее, радуется.
Некоторые уже прозвали Sora 2 «ИИ-Тиктоком»: особенность релиза в том, что Sora не просто обновилась, а превратилась в самостоятельную площадку для создания и распространения контента, а также для обмена впечатлениями с другими пользователями.
Заявленных преимуществ у Sora 2 немало: разработчики подчеркивают, что в приложении можно создать максимально натуралистичные и качественные видео с естественным глубоким звуком и точной графикой.
Все видеоролики легко подгрузить в сторонние приложения. Дополнительно отмечается, что весь контент автоматически маркируется как «созданный ИИ», а также в Sora 2 действуют ограничения 18+.
Описание звучит многообещающе и прогрессивно, однако ряд пользователей уже усомнились в благах, которые несёт человечеству Sora 2.
Во-первых, потому что ролики, созданные в Sora 2, часто лишены какого-либо смысла (фигуристка вращается с котом на голове и т.п.); во-вторых, сгенерированные в приложении видео выглядят, как настоящие, и могут ввести неосторожных пользователей в заблуждение; а в-третьих, Sora 2 иногда галлюцинирует и создаёт нечто нелепое — например, крайне странно усаживает водителя за руль авто.
veo3
СМ Индекс: 1 млн
Количество сообщений: 62 тыс.
Хотя у нейросети появилось много конкурентов, veo3 остаётся достойной обсуждения: за III квартал в соцсетях про сервис выпустили 62 тыс. сообщений, а СМ Индекс достиг 1 млн.
veo3 и внезапный конкурент
В конце июля пользователи Telegram активно писали о том, что функциями нейросетей veo3 стало можно пользоваться прямо в чате — оживлять фотографии, форматировать видеоролики, генерировать любой другой визуал.
Однако позже внимание пользователей переключилось на другое приложение, которое, по их заверениям, «убило veo3» — на китайскую «меганейронку» Wan 2.5, которая, в отличие от veo3, работает не только эффективно, но и бесплатно (хотя есть и расширенные версии по подписке).
Разработка умеет создавать ролики с разрешением 1080р длиной до десяти секунд и автоматически добавляет в видео аудиоэффекты и речь. Желаемые реплики можно прописать в запросе, в том числе на русском языке. Некоторые пользователи уже многократно протестировали новинку и интересуются, не пора ли попрощаться с veo3 раз и навсегда.
Методика:
- Учитывались сообщения в русскоязычном сегменте на основных платформах соцмедиа (ВКонтакте, Одноклассники, Дзен, Telegram, TikTok, Rutube, Youtube и другие), форумах и блогах.
- СМ Индекс — качественный показатель, отражающий насколько бренд захватил внимание аудитории. Значение СМ Индекса зависит от влиятельности автора или сообщества, которые опубликовали сообщение, и от значения вовлеченности сообщения (количество лайков, репостов, комментариев).
- Оценка учитывает тип сообщения (пост/репост/комментарий), а также тип площадки (персональный аккаунт, группа или сообщество).
- Период исследования: 1 июля–30 сентября 2025 года.