Не хотите терять 10 спринтов разработки — учитесь на нашем опыте

МегаФон делится главными уроками, которые усвоили, разрабатывая новое мобильное приложение.

Не хотите терять 10 спринтов разработки — учитесь на нашем опыте

Компании, которые были созданы до эпохи ИТ и пришли в эту сферу позднее: классические банки, телекомы, страховые — часто совершают одну и ту же ошибку. Когда приходит пора меняться, такие организации решают создавать продукт с нуля, а старые разработки отправляют в корзину. И эта мысль выглядит очень соблазнительно: создать всё с чистого листа, сразу сделать корректную архитектуру, разом избавиться от технического долга и старых костылей. Но в реальности разработать с нуля программный продукт с сотней фичей для миллионной аудитории гораздо труднее, поскольку он будет в разы уступать старому продукту по стабильности и корректности работы. В итоге — потерянное время и деньги.

После успешных запусков принято рассказывать о победах. Но МегаФон считает, что делиться нужно не только успехами, но и извлеченными уроками, поэтому директор по диджитал-решениям Григорий Савенок поделился тремя советами.

Не пытайтесь создать продукт с нуля — обновляйте существующий

МегаФон запустил мобильное приложение в 2014 году — в тот момент оно было лидером в диджитал-среде. Но со временем конкуренты стали догонять. К тому же, системного развития приложения не последовало: появлялись отдельные функции, но с точки зрения структуры, стиля и архитектуры приложение развивалось медленно.

К 2018 году стало понятно, что дизайн приложения устарел, а существующая структура не позволяла внедрять новые идеи. И тогда решили, что пора системно обновлять приложение.

Команда МегаФона начала работать над концепцией нового приложения: проводила исследования, искала референсы, интересные идеи. Чтобы собрать лучшие практики, компания проанализировала 8 зарубежных операторов из разных стран мира — Германии, Англии, США, Кореи, Австралии. Команда горела желанием сделать продукт, который обеспечит лидерство не только в момент запуска, но и в дальнейшем.

К тому времени приложением пользовались около 7 млн человек, поэтому важно было не только освежить дизайн, но и провести качественные и количественные исследования, чтобы новый интерфейс отвечал потребностям абонентов.

Цель качественных исследований — выяснить, чего ждут пользователи от мобильного приложения, почему они устанавливают или не устанавливают его, какие есть барьеры. Мы хотели понять, какие функции наиболее важны и востребованы, и в ходе редизайна сделать их нагляднее и удобнее для пользователей. Старое приложение показывало на главном экране только баланс, всё остальное было спрятано в навигации.

На основании исследований и тестов команда разработала концепцию дизайна: новая структура, навигация, новый стиль и дизайн-система. При этом привычные сценарии использования приложения были сохранены. С точки зрения мобильной разработки это было новое приложение, которое команда создавала с нуля.

Для разработки приложения мы выбрали нового подрядчика — он предложил написать приложение с нуля. Мы подумали, что это хорошая идея — оставить все «костыли» в прошлом и собрать сильный и архитектурно корректный продукт.

Григорий Савенок, директор по диджитал-решениям

Трудность, с которой мы столкнулись на данном этапе — тестирование и проверка качества. Приложением МегаФона к тому времени пользовались 7 млн человек, все они находились в разных условиях: тарифы, устройства, опции, — не каждому были доступны все блоки информации, виджеты и подсказки. Кроме того, в самом приложении было более ста уникальных функций, каждая из которых могла работать по-особому для разных групп абонентов.

Каждая функция многократно тестировалась в момент внедрения. И часто потом перепроверялась в каждом новом релизе. В итоге за 4 года существования приложение прошло тысячи проверок и тестов и было действительно стабильным. Когда команда начала воссоздавать старые функции в новом приложении, оказалось, что справиться с этим не так просто — нужно тестировать всё и сразу, во всех вариациях и проверять все «узкие места». В рамках таких проверок находились сотни багов, требующих исправления. Всё это увеличивало объём разработки в геометрической прогрессии.

И несмотря на то, что в старом приложении было много проблем: дизайн, который не был готов к масштабированию, код, который писался несистемно, технологические ограничения, — у этого приложения было преимущество. Оно работало стабильно на аудиторию в 7 млн человек: абонент с любым тарифом мог зайти в приложение с любого устройства и получить нужную информацию.

Мы решили, что можем создать «новый классный мир». Это очень соблазнительная идея на старте. Но она губительна.

Григорий Савенок,

директор по диджитал-решениям

Кроме того, МегаФон оказался в ситуации, когда идёт развитие существующего приложения, а параллельно «строится» новое приложение.

Замораживайте все доработки старого продукта на время разработки нового

Полгода команда МегаФона работала сразу над двумя приложениями. Старое приложение, которым пользовались абоненты, команда улучшала, добавляла новые функции. А параллельно — разрабатывала новое, «идеальное» приложение. Но новое постоянно оказывалось в позиции отстающего: только воссоздали функции из старого приложения, как в нём появилась ещё одна. Так новое приложение устаревало, ещё не дойдя до пользователя.

Чтобы прекратить эту гонку нового приложения за старым, нужно было заморозить доработки старого приложения. Существующее приложение продолжало стабильно работать для пользователей, но в нём перестали появляться новые функции. Федеральной компании было сложно пойти на такое решение, но это стало ключевым фактором успеха. Все ресурсы, которые раньше были разделены между двумя приложениями, теперь были брошены только на запуск нового.

Ценой этого решения стала остановка бизнес-инициатив на полгода — все доработки старого приложения и предложения по добавлению новых функций отправлялись в бэклог. За эти полгода в приложении могли появиться 80 новых функций разного размера, из них 7–8 крупных продуктовых изменений.

За полгода мы внедрили только 2 крупных изменения, о которых договорились «на берегу». Все остальные — ждали. И только в январе 2020 года, после запуска, мы начали разгребать скопившуюся очередь.

Григорий Савенок,

директор по диджитал-решениям

После запуска, на протяжении всего 2020 года, команда продолжала работать над улучшением приложения и начала внедрять функции, которые ждали полгода.

Не забирайте у пользователей функции

Мы могли споткнуться за метр до финиша и испортить себе грандиозный релиз. Но тогда мы этого ещё не понимали.

Григорий Савенок, директор по диджитал-решениям

Когда МегаФон направил все силы на новое приложение, разработка пошла быстрее. Команда готовилась к федеральному запуску в январе 2020 года.

К концу 2019 года новое приложение было готово, за исключением одной функции — виджета для смартфона, который позволял видеть баланс на экране, не заходя в приложение. Виджетом активно пользовались. Но команда не успевала его доработать и решила, что запуск без виджета не будет сильно критичен для пользователей.

Мы посмотрели на ключевую метрику — MAU — и поняли, что все те, кто пользуется виджетом, заходят и в приложение. То есть виджет скорее носит сервисную функцию и помогает пользователю сориентироваться. Но на метрики бизнеса он особо не влияет. И мы подумали, что запустимся без него, а в следующем релизе, через 3 недели, «докатим» виджет.

Григорий Савенок, директор по диджитал-решениям

Перед федеральным запуском мы решили сделать тестовый релиз в Huawei AppGallery — несмотря на все тесты, мы понимали, что новый продукт нужно обязательно проверить в «боевых условиях» перед всеобщим релизом. И такой подход действительно спас запуск. Аудитория Huawei AppGallery была на тот момент не очень большой — 20–30 тысяч пользователей, и на такой аудитории можно было относительно безопасно получить обратную связь.

В декабре 2019 года мы запустили приложение в Huawei AppGallery без виджета и поняли, что запуск без него разозлит пользователей и поставит успех перезапуска приложения под угрозу. Эта ошибка могла перечеркнуть всю нашу работу за полтора года.

Григорий Савенок, директор по диджитал-решениям

Тогда команда приняла решение выйти работать в новогодние праздники и выиграть дополнительную неделю на разработку.

С 15 января 2020 года МегаФон запустил приложение с виджетом на Android, а ещё через 2 недели — на iOS. За полгода использования приложения рейтинг в Google Play вырос с 3,9 до 4,4.

Редизайн мобильного приложения МегаФона — это не просто новый UI. Это полная пересборка структуры, визуального кода, архитектуры приложения — по сути мы «создали новый мир» вместо старого. Но, усвоив прошлый опыт, в дальнейшем мы решили «строить новый мир» эволюционно — вдумчиво и аккуратно улучшая старый.

Григорий Савенок, директор по диджитал-решениям

МегаФон приглашает тех, кто хотел бы принять участие в разработке подобных глобальных проектов. Так, в команду Григория Савенока требуются IOS разработчик, менеджер проектов, дизайнер, системный аналитик.

1414
37 комментариев

интересно было бы узнать какой % читает истории, это какой-то тренд устраивать избу-читальню из приложения, которое не для этого

11
Ответить

Тоже так думал, пока не стал зависать надолго в историях Тиньков. Притом что я нигде не смотрю истории, ни в фб, ни в инсте, ни в вк.

1
Ответить

"Тогда команда приняла решение выйти работать в новогодние праздники и выиграть дополнительную неделю на разработку" 

Интересно оплатила ли компания время на разработку в праздники? 

8
Ответить

Думаю премировала, а потом платных услуг на номера на эту сумму подключила :) 

4
Ответить

"Когда приходит пора меняться, такие организации решают создавать продукт с нуля, а старые разработки отправляют в корзину." Потому, что наемные менеджеры, которые приходят к вам имитируют бурную деятельность и говорят, что до вас все было говно, мы сделаем лучше.
Запускают новый проект, через 5 лет меняют работу. приходят новые менеджеры и так по кругу. 
На новом проекте результат показать куда проще, чем на старом. И по этому прежде чем дир начинает писать новый продукт, пусть покажет свои результаты на старом и запущеном.

7
Ответить

А почему разобраться в старом легаси это проще и лучше, чем сделать новое приложение с новой архитектурой?

Ответить

  Он предложил написать приложение с нуля. Мы подумали, что это хорошая идея

7
Ответить