Путь к офферу в Барселону. Разработчик Сергей Александров о том, как устроился на работу в немецкий банк N26

Путь к офферу в Барселону. Разработчик Сергей Александров о том, как устроился на работу в немецкий банк N26

AgileFluent запускает новую рубрику и теперь еженедельно будет публиковать интервью с выпускниками проекта, которые уже получили оффер в международной компании. Первое интервью нам дал Сережа, senior java-разработчик, который получил оффер в немецкий банк N26 в мае этого года.

Расскажи о себе, о своём бэкграунде.

Меня зовут Сергей. На данный момент моя позиция формально называется “ведущий инженер-разработчик”. Я java-разработчик с 8-летним опытом. Сейчас работаю в московском инвестиционном банке в бэк-офисе. На этой позиции чуть больше 2 лет, до этого 6 лет рос в другой международной компании от джуниора до старшего разработчика, тимлида. Образование получал техническое, в МФТИ.

Раз уж мы тут говорим о международке — почему решил, что пора? Закончились интересные задачи в московском офисе?

По совокупности причин. План появился приблизительно год назад. Я считал, что выход на международный рынок для меня будет ростом, потому что это всегда интернациональные команды, заказчики и подходы. Чем больше разнообразия, тем больше возможностей получить опыт, по крайней мере, мне так казалось. Плюс мне была интересна сама концепция полноценно пожить в другой стране, да и сейчас интересна, поэтому год назад я и начал об этом задумываться: обсуждать с семьёй, обдумывать, изучать информацию. В итоге выстроил себе некоторый график, условный deadline, что в мае 2022 года я начну искать работу на международке.

Обстоятельства сложились так, что я стартовал на 2 месяца раньше. Сначала сам, потом с помощью AgileFluent работал над разными аспектами, прямо параллельно учился, узнавал, как проходит интервью на международке, какие особенности бывают, изучал технологии и подходы к интервьюированию техническому, так как оно отличается от российских стандартов. Параллельно шёл процесс подготовки к интервью.

Приблизительно с середины марта до конца апреля я был в процессе найма, а в начале мая получил первый оффер. Так как он меня устраивал во всех отношениях, дальше я уже не искал, не смотрел, какие ещё есть варианты. Я изначально целился в топ-компании, которые мне интересны, поэтому, как только я получил оффер, сразу стал с ними работать по релокации.

Супер! Как думаешь, это больше удача или результат труда? Потому что оффер за такое короткое время с относительно небольшой воронкой на старте — большая редкость. У других в среднем около полугода уходит. Сколько ты закладывал на поиск работы? И было ли в твоём плане место везению?

Конечно, куда денешься тут, всё вопрос вероятности и каких-то распределений. Я люблю с точки зрения математики и статистики рассматривать. В общем, базовые условия у меня уже были довольно удачные, так как 8 лет опыта в языке программирования и системах, которые довольно популярны в Европе, в финансовом секторе. Соответственно, с такими технологиями и опытом активно хайрят (нанимают). Английский у меня был не прям хороший, но я мог объяснить свою мысль, иногда витиевато, но всё же мог. Было несложно что-то спрашивать, сложнее слушать.

Опыт общения с индийцами в предыдущей компании также помог. Удачу тут бессмысленно отрицать. А насчёт “быстро” — я смотрю на своих знакомых со схожими вводными, которые тоже релоцируются, плюс-минус в те же временные сроки укладываются.

Расскажи, пожалуйста, про критерии: какие компании и индустрии рассматривал для жизни и работы?

У меня было желание, безусловно, в финансовую компанию, не в крипте: я всё-таки предпочитаю в финансах находиться. Поэтому был некоторый список, но я ограничивал его не по компаниям, а по тому, чем они занимаются: биржи, брокеры, депозитарии и подобные финансовые организации.

Ещё хотелось по технологиям сделать рывок вверх. Java — это понятие растяжимое, мне хотелось, во-первых, передвинуться на более современный и модный язык программирования, который частично происходит от java, — Kotlin; во-вторых, чтобы продукт, который разрабатывает компания, был в облаке, без разницы в каком. В моём случае это оказалось A.W.S. Amazon. В принципе, мне бы подошёл любой вариант с языком Kotlin, облачной технологией и в финансовом секторе.

Какие-то имена компаний были на слуху, и я уже заранее их знал, исходя из своего жизненного опыта. Изначально туда хотел, поскольку крупные имена компаний: Interactive Brockers, Deutsche Bank, Revolut, N26, куда я в итоге получил предложение, и ещё несколько, которые нагуглил в процессе.

Вот по таким критериям я и подавался приблизительно. Ещё важным пунктом для меня был факт того, что они указывали, например, в LinkedIn, что рады соискателям из разных стран и помогут в релокации. Мне было без разницы, как они помогают, важно, что они в принципе готовы.

У N26 было указано?

Да, притом очень подробно, что они делают и как помогают.

А по странам был такой список? Куда бы ты хотел или не хотел поехать?

Конечно, был. Если брать первый приоритет, то это Германия или Испания. Если брать шире, то Европейский Союз.

Германию и Испанию предпочёл скорее из личных критериев.

В Испании приятный климат, приятная страна, жена у меня на испанском разговаривает, друзья там есть, то есть более простая интеграция.

Германия потому, что я всю жизнь учил немецкий, не сказать, что выучил, но реанимировать можно. К тому же это первая экономика Европы, очень крупное IT-сообщество.

В процессе поиска работы телеграм-чаты IT-сообщества в Германии очень помогали, очень отзывчивые. В Германии можно получить более широкий выбор возможностей и условий, если смотреть на перспективу в несколько лет.

Расскажи, пожалуйста, про подготовительный этап: CV, CL, LinkedIn. Много занял?

Тут интересный момент: чем дольше копаешь, тем больше нюансов находишь. И надо ещё больше копать, ещё больше времени инвестировать.

Первое, что я думал: напишу какое-нибудь резюме, и мне будет нужен человек со знаниями английского и пониманием, как составлять резюме, чтобы проверил моё CV.

Таким образом и вышел на AgileFluent: гуглил подобную услугу и нашёл. Но когда пошло дальше — поиск вакансий, создание LinkedIn и вообще понимание, какие есть этапы в процесса найма, — я понял, что здесь нужно много всего изучать помимо того, чтобы развивать только технические скилы.

Понял, что нужно правильно выстроить свою подготовку, и времени пришлось потратить много. Помимо своей основной работы каждый вечер я выделял 2–3 часа и занимался правками по CV, по LI, поиском вакансий, подачей на каждую вакансию. Первые 10 вакансий отбирали по 1–1,5 часа на каждую, дальше — меньше, но мне особо уже не понадобилось.

Сесть и написать резюме за один вечер, как я это делал в России, не подойдёт, я это сейчас понимаю, по крайней мере, мне бы не подошло. LinkedIn мы тоже переделали со специалистом AgileFluent, и сразу разница — небо и земля. Ко мне сразу стали прибегать HR, у которых профиль по поиску, замечать, что ключевые слова совпадают с теми, что они хотят увидеть, что человек адекватный, профиль заполненный — сразу начался поток заявок.

А у тебя были интервью, которые пришли к тебе прямо с LinkedIn?

Были, они ограничились вводным общением: либо прямо в чате, либо пообщались ещё, на коротком интервью, поняли, что не подходим друг другу.

Откуда ты брал вакансии, на которые откликался? На каких ресурсах?

Я искал вакансии через поисковики, довольно просто, на самом деле. Вбивал, допустим, “топовые европейские онлайн-брокеры”. Бежал по списку, заходил на сайты, смотрел вакансии, соответствует ли стэк тому, что я знаю, интересуют ли их сотрудники из других стран, и дальше таким образом пробовал подаваться.

Подавался через LinkedIn или на сайтах?

Обычно через LinkedIn, но он, как правило, перенаправляет на их сайт либо агрегатор, где нужно заново всё заполнить, всё прикрепить, сохранить в том формате, в котором они могут автоматически считывать. То есть изначально я заходил через условный гугл, где искал в принципе вакансии, дальше находил их на LinkedIn, заходил на сайт, смотрел и дальше так подавался.

Сколько всего было интервью и как к ним готовился?

Я в двух компаниях прошёл довольно много этапов, в одной получил оффер, а в другой продвинулся до интервью с hiring manager.

Что меня удивило: процессы достаточно длинные и по времени, и по количеству интервью. В одной компании 5 этапов отбора было, а в другой 6, включая тестовые задания. Сказать честно, по российским меркам это было непривычно.

Первый этап обычно это 30–40-минутный созвон с HR-ом. Тут было легко, с AgileFluent я готовился к гораздо более трудным вводным интервью. Предполагалось, что могут задать острые вопросы, behavioral questions, спросить “Как бы ты поступил в той или иной ситуации”, но все 4 интервью с HR-ом были максимально расслабленными, зачастую неформальными, обсуждали сторонние темы типа хобби. Мне кажется, они это делали, чтобы я расслабился и просто показал, какой я есть.

Следующий этап в обеих компаниях тоже был одинаковым: тестовое задание. Либо задание с онлайн-ресурсами на 2 часа, решить 3 алгоритмические задачки, либо кейс, сценарий, связанный с бизнесом, очень похожий на то, что они реально делают. Нужно было собрать рабочий прототип за 3 дня, я мог в любое время этим заняться.

Если говорить о том, как я готовился, то задачки я легко нагуглил. Есть довольно популярные ресурсы, вроде LeetCode, который дает решать задачи на алгоритмику. Если вы не платите, то есть доступ к ограниченному количеству заданий и их решениям. В целом программа даёт понимание сложности и алгоритмов решений. И ещё один, KODIVITI, который я использовал, поскольку там должно было проходить интервью. Решил заранее ознакомиться с ресурсом, тоже решал алгоритмические задачки.

Третий этап — это очное интервью с разработчиками. Причём и там и там были разработчики из разных отделов, которые не работают друг с другом в одном проекте. Каждый из них составляет собственное мнение, а потом это как-то агрегируется. Это первое интервью из технических, оно по алгоритмам, то есть по домашнему тестовому заданию, и либо меня спрашивали, либо мы садились с разработчиками за блокнот и писали код.

Тут, кстати, HR меня обманули, сказав, что можно будет пользоваться своими разработками. По факту разработчики открыли для меня свой онлайн-блокнот и попросили писать там, вроде как им было удобнее там проверять. Однако очень лояльно относились к тому, что я делал некоторые ошибки в синтаксисе, поправляли, потом мне объясняли. Им было важнее посмотреть, как я думаю, какие алгоритмы выстраиваю.

Следующий шаг — это system design interview. Этот этап мне понравился: мне давали кейс, который я должен был спроектировать от и до. В одной компании мне дали задание спроектировать URL-shortener, сервис, который позволит из длинного URL сделать короткий. Спроектировать так, чтобы не просто работал, а был нацелен на большую нагрузку, на много пользователей, на параллельную работу, и оказалось, что это не так уж и просто. В этом интервью я сделал значительную ошибку при подготовке: готовился только к технической части, прорешивал различные кейсы, проектировал задачи, а нужно было почитать, что ожидает услышать интервьюер.

Фидбэк прилетел от обеих компаний один: нужно больше находиться в диалоге, чем это делал я. Например, я делал предположение, что будет 100 пользователей в минуту, а надо было спросить: “Какая у нас планируется нагрузка?”, “Больше днём или ночью?” и т.д. Мне давали вопрос: “Что бы ты делал, если бы у нас увеличилась нагрузка на базу данных?” — и я отвечал: “Ну, наверное, я бы шордировал базу данных”. В отзывах прилетело: “А почему шордировать?”, “Почему не спросил какого рода прилетит нагрузка на базу данных?”, “А может лучше было бы сделать другое предположение?” Получается, вместо диалога я делал предположение у себя в голове и на этой основе давал ответ. Это было ключевая ошибка, нужно было спрашивать как можно больше.

Но в обоих случаях всё закончилось успешно?

Нет, как раз в одной из компаний это было последним этапом. Мне сначала даже поставили встречу с hiring manager, но потом отменили после неудачного интервью.

А после финального интервью было ли у тебя какое-то обсуждение условий с HR или с нанимающим менеджером? Как решались финансовые моменты?

Условия обсуждались на самом-самом первом интервью с HR-ом в обеих компаниях. Был вопрос: “А сколько ты хочешь?” — и, благо, я был готов отвечать заранее, делал рисёрч. Возможно, я такой человек, мне было психологически тяжело выдавить из себя цифру, но надо быть готовым озвучить её прямо на первом интервью.

Когда я прошёл весь hiring process, был ещё один созвон с HR-ом, где мне подробно рассказали, кто какие отзывы обо мне оставлял, почему они считают, что я достоин такой позиции, а не выше.

Мне, кстати, дали грейд ниже, чем я планировал. Со мной провели звонок, где сказали, мол, ты amazing и всё супер, но по таким-то критериям и маркерам ты не дотягиваешь до позиции senior, на которую подавался, у тебя будет позиция high middle, устраивает тебя или нет. На тот момент я попросил дать пару суток на подумать, чтобы не давать ответ сразу и осмыслить.

После этого у меня была ещё встреча, где мы подробнее обсудили условия. На встрече мне открыли pdf, где было более подробно расписано про оффер, что будет, чего не будет. Сразу же после встречи мне прислали договор, чтобы я ознакомился с юридической стороной вопроса, и дальше мы работали по подписанию контракта и юридическим процедурам.

Также у меня была отдельная встреча с менеджером, где мы пообщались и обсудили, как работает команда, как всё устроено, как они живут, чтобы чуть-чуть меня погрузить в контекст как человека, который скоро переедет.

И когда они планировали уже увидеть тебя?

Да они даже не знали особо дат, говорили, что хорошо бы летом, а если не летом, то осенью присоединишься. Конкретные какие-то сроки и понимание процесса у меня появились после подключения юриста из relocation service. C юристом мы уже обсуждали конкретно, я пытался корректировать свои планы и уточнять, сколько реагирует консульство, сколько получают подтверждение от местной администрации, сколько собираются документы. Тут мне уже подсказывали более конкретно, но всё равно формулировки неточные. Планировалось 3 месяца. Сейчас уже прошло 2 из 3, и я, хоть и не на старте, всё-таки ближе к началу, чем к концу.

Это затык не с твоей стороны, а с той? Например, долгие ожидания апрувов?

С одной стороны да, с другой, бывают недопонимания по поводу документов. Например, у нас в России сертификат о браке даётся один раз, в момент регистрации, а меня просят прислать свежий. Я говорю: “Какой свежий, я не могу пережениться!” — спрашиваю, что делать. Оказалось, можно получить свежий сертификат. Ещё переписка идёт довольно растянуто по почте, неделька так и прошла.

Спрашивали ли тебя на интервью, почему ищешь работу сейчас? Были отсылки к текущей ситуации?

Да, и у меня были заготовлены ответы, но я убрал одну часть и просто сказал, что хочу поменять стэк разработки, есть желание работать в международной компании, получить опыт зарубежной жизни в стране, которая мне нравится. У меня столько ответов было на этот вопрос, что в N26 мне сказали, мол, всё-всё, хватит. Вопросы, касающиеся ситуации, напрямую не мелькали, но вскользь спрашивали. Например, у меня глючила связь, и HR спрашивала про антивоенных хакеров, которые ломают сеть, в такой форме. При этом были серьёзные лица, без шуток.

Что, совсем без шуток? Всё было совсем серьёзно, или атмосфера всё же дружелюбная была?

Когда я начинаю говорить по-английски, у меня столько позитива сразу приливает, не знаю даже почему, переключатель, наверно, работает. У меня тянутся уголки губ, подшучиваю постоянно. Иностранцы тоже в ответ отвечают с улыбкой, часто вставляют “great” и “amazing”, подбадривают. Если какая-то заминка, то говорят: “Don’t worry”. Правда, если не понимал пару слов в предложении, возникал затык, слова не складывались в картинку. Было такое, что у одного из собеседующих была плохая связь и я плохо его понимал, тоже было напряжно.

Эксперты AgileFluent помогают оценить свои шансы на поиск работы за границей, сделать профиль на LinkedIn, написать CV и подготовиться ко всем этапам интервью. Приходите за консультацией или к нам в канал — там обсуждаем нюансы, делимся полезными материалами и отвечаем на конкретные вопросы. Делитесь своим опытом в комментариях.

77
Начать дискуссию