Как маркетологу переехать работать в Берлин

В январе 2020 года я переехала жить и работать в Германию по программе Blue Card.

Это программа для высококвалифицированных специалистов, а не только для программистов и врачей, как думают многие. В 2018 году в Европу по ней переехали 33 тысячи человек. Из них 27 тысяч (83%) Blue Card были выданы Германией.

Blue Card позволяет работать в Германии, через 22 месяца получить постоянный вид на жительство, затем — гражданство. Кроме того, она позволяет перевезти семью и разрешает вашему мужу/жене официально работать в стране. Вы также можете через 1,5 года переехать в другую страну, работающую с Blue Card.

До этого у меня был 14-летний опыт работы в российском маркетинге. В основном в продуктовых ИТ-компаниях b2b-сегмента.

Тысяча причин против

Мысль о жизни и работе в Европе или США стала возникать у меня с 2016 года. Но дальше абстрактного «А хорошо бы!» не заходила.

Казалось, что это не для меня. Это какие-то другие специальные люди в школьные годы съездили в Америку по программе Work&Travel, потом провели 1–2 года в других странах по программам обмена студентами, а затем меняли географию каждый 3–4 года в международных корпорациях.

Для них переезд и зарубежная карьера выглядит органично и естественно. Для меня же, выросшей на окраине Екатеринбурга и впервые посетившей Евросоюз лишь 7 лет назад, — нет.

Вторым препятствием было банальное незнание английского. Мой уверенный средний уровень подходил для чтения и общения в путешествиях. Но был недостаточным для работы в англоязычной среде.

Завершал этот перечень сплошь локальный опыт работы. Я сделала успешную карьеру по меркам родной страны, но за ее пределами мой послужной список ничего не значил.

Плюс у меня было образование российского регионального вуза и притязания на руководящую должность.

Учитывая эти факторы, до середины 2019 года мои амбиции простирались только на Россию. Но потом всё резко изменилось.

Ментальный перелом

Стремясь подтянуть английский, я выбрала вариант полного погружения и поехала на супер интенсив (35 часов в неделю) на месяц языковую школу в Оксфорд. Помогло ли это стазу стать fluent? Конечно нет. Но там, будучи единственным студентом из России среди десятков учеников, я окончательно поняла, что страстно хочу жить и работать в мультикультурной среде.

В то же время случился карьерный клуб Dream catch me Ольги Лермонтовой. Она делает невероятную работу, помогая тысячам людей структурировать свой подход к карьере, целям и поиску работы. Клуб базировался в рамках закрытой группы в Facebook.

Я попала в самый первый набор и обнаружила рядом 400 русскоязычных целеустремленных профессионалов. Они были разбросаны по всеми миру, активно делились опытом, обсуждали, переживали и достигали. Это очень мотивировало.

Примерно в это же время мой мужчина принял решение об уходе из корпорации. С сентября нас больше ничего не держало в России. Пазл сложился. Я поняла, что идеальное время для переезда — сейчас.

И переключилась на поиск работы за рубежом.

Как выбрать страну для переезда

Отдельно оговорюсь, что Германия и Берлин появились не сразу. Сначала я искала работу по всей Европе, включая Англию. Приоритетом был Лондон, из которого, впрочем, мне не ответили ни разу 😃. В других странах (типа Бельгии, Нидерландов) было мало вакансий моего профиля.

Параллельно мы с мужем сделали упражнение под названием «Куда переезжать: рациональный взгляд». Оба написали свои критерии, каждому из которых был присвоен вес.

Помимо очевидных критериев (типа стоимости жизни и языка), там были и неочевидные. Например, моему мужчине была важна хорошая велосипедная структура, а мне — чтобы в городе было много всего и сразу («Понимаешь, — сбивчиво объясняла я, — если я захочу выбрать студию йоги, то там должно быть 20 таких в городе, а не одна!»).

Преимуществом таблички было то, что она переводила эмоции в конкретный рейтинг, который можно было сравнивать между собой. Дальше мы добавили туда самые смелые фантазии по городу мечты на этом периоде жизни.

Я, например, мгновенно вписала Чикаго, в котором не была ни разу.

​Рейтинг городов Alena Povarova
​Рейтинг городов Alena Povarova

Пример нашей таблички с критериями и рейтингом городов для переезда

Еще какой-то момент я наткнулась на статью Сергея Короля в Т—Ж про Берлин. В ней рассказывалось о городе с такой стороны и с такими деталями, что у меня впервые появилось мысль, что этот город, пожалуй, я смогла бы и полюбить. Так фокус постепенно переместился на Германию.

Процесс поиска работы

Резюме. За прошедшие месяцы я переписала резюме бессчетное количество раз. Сейчас специально посмотрела — за 2019 год у меня сохранено 32 версии этого документа.

Я показывала его знакомым, участникам карьерного клуба, носителям языка, собирала обратную связь и снова переписывала. В итоге зарубежные работодатели приглашали меня на собеседование после получения резюме в 20% случаев.

​Конверсия по этапам Alena Povarova
​Конверсия по этапам Alena Povarova

Нишевость. Я не программист на Python, за мной не выстраиваются очереди стартапов и корпораций. Поэтому я решила, что мое преимущество будет в узкой специализации — маркетолог в b2b-сегменте в SaaS-продуктах.

Соответствующе оформив свои профили на LinkedIn и Glassdoor, я стала искать вакансии именно по этим ключевым словам. Я тщательно отбирала вакансии и искала только руководящие позиции, поэтому отправила резюме всего 33 раза. Для кандидатов с более универсальным профилем количество откликов перед получением офером может быть больше 100.

Персонализация. Найдя подходящую вакансию, я адаптировала под нее (а иногда и писала заново) сопроводительное письмо и резюме, подсвечивая важные конкретно для этой роли моменты.

Язык. Оставалось решить вопрос с языком. Было решено взять натиском 😀. C сентября я возобновила свои занятия в Skyeng и стала заниматься в убойном режиме — 6 раз в неделю.

Ограничила потребление контента на родном языке — отписалась от всех в Instagram, заменив русские подписки зарубежными блогерами. Всё свободное время фоном был включен сериал «Друзья» в оригинале (в юности я его каким-то образом пропустила). Плюс я писала тонны документов во время подготовки.

Подготовка. Да, я готовилась к каждому собеседованию и каждому этапу. Собирала информацию о компании и ее ценностях. Многократно перечитывала текст вакансии, чтобы лучше понять требования и задачи. Находила этим задачам релевантные кейсы в своей практике и старалась упомянуть о них на собеседовании.

Читала отзывы на Glassdoor, где часто содержатся инсайты о внутренней кухне компании. Для каждого собеседования у меня был отдельный файл. Но с английским я всё равно дико паниковала. Поэтому для первого в своей жизни англоязычного собеседования я просто написала все возможные вопросы и ответы, перевела их и выучила наизусть. И я сейчас не шучу.

Подготовка шла в довольно плотном режиме, поэтому пришлось завести специальную канбан доску в Trello, где отслеживался статус по каждой компании и хранились документы для подготовки.

Как маркетологу переехать работать в Берлин

В итоге с момента оправки первого резюме до получения подходящего оффера прошло 3,5 месяца. Еще месяц ушел на сбор всех документов и получение визы с заменой на Blue Card. Начав искать работу в августе, в декабре мы уже переехали в Берлин.

План Б. Одновременно с собеседованиями в Европе я подала заявку на участие в американской программе Atlas Corp, дающей возможность стажировки на 12–18 месяцев в лучших компаниях некоммерческого сектора США (в основном в Вашингтоне).

Плюсы этой программы не только в покрытии всех базовых расходов, а в том, что она рассчитана на специалистов до 35 лет (а не на студентов, как большиснтво) и дает возможность мощного нетворкинга среди участников со всего мира. И самое главное — получение опыта работы в третьем секторе в крутейших организациях некоммерческой сферы Америки.

Участники программы Atlas Corp тщательно и многоэтапно отбираются среди 12 тысяч заявок каждый год. Два месяца назад пришло заветное письмо, что я прошла в полуфинал. Моя стажировка должна была стартовать в мае этого года. Но в этот момент я уже жила и работала в Берлине.

Вместо заключения

У вас может быть 1000 отговорок, почему нет. Но на самом деле иногда нужно просто делать. Не останавливаться на бесконечную рефлексию и самобичевание в момент отказов. Потому что отказы — это не про вас лично, а такая неотъемлемая часть процесса.

Не останавливаться и искать варианты. Blue Card может не подходить лично вам, но есть другие опции.

Потому что разница между теми, кто захотел и переехал, и теми, кто только хочет, — она в количестве и качестве усилий. И больше никакой другой разницы нет 😉.

Alena Povarova
Alena Povarova
1717
14 комментариев

Для получения Blue Card всё ещё обязательно нужно высшее образование по специальности? 

1
Ответить

Для Blue Card да. Но с этого года есть другие программы, которые не требуют образования по специальности

2
Ответить

А почему Alena Svistunova вдруг стала Alena Povarova?

1
Ответить

Заметаю следы :))

Ответить

Вы на английском общаетесь?
Как проходит ваш рабочий день, что именно приходится делать? Настраивать контекст/делать seo или наоборот только работать с подрядчиками?
Чем отличается их маркетинг от нашего? Там проще или тяжелее?
Зачем им нужны маркетологи из-за рубежа? Платят меньше, чем своим? Неужели там нет этой профессии в учебных заведениях, и на рынке существует избыток спроса? 

Ответить

Очень широкий разброс вопросов. Тут еще одну статью нужно писать, чтобы детально ответить на каждый :)

Ответить

Скажите, как вы подтверждали российский диплом об оразовании?

Ответить