Мой ребёнок в Аргентинской школе: опыт, который удивил.
После переезда в Аргентину я был поражен, насколько здесь по-другому устроена система образования для детей-иностранцев. И это заставило меня задуматься: а как обстоят дела в России? Давайте разбираться вместе.
"Ты чё по-русски не понимаешь?!" – или как в России "любят" детей-иностранцев.
Нам всегда хотелось пожить в другой стране, и выбор пал на Аргентину. Привлекли доброжелательность людей, яркая культура и, конечно же, возможность дать дочери новый опыт и знание испанского языка. И тут началось самое интересное. Моя дочь пошла в местную школу, не зная ни слова по-испански. Думаете, ее встретили с распахнутыми объятиями? А вот и нет! Ее встретили еще лучше!Пока весь мир ломает голову над тем, как интегрировать детей-мигрантов в школьную среду, Россия, похоже, решила пойти по пути тотальной языковой ассимиляции. Забудьте про многообразие культур и толерантность – тут правят бал бирки "не наш" и "чужак".Что же происходит, когда ребенок попадает в русскую школу, не зная языка, и почему аргентинский подход к образованию дает России сто очков форы? Разбираемся в нашей новой статье – без прикрас и лишней политики.
Солнце, танго, толерантность: как в Аргентине встречают "чужих" детей
Представьте: ваш ребенок – новенький в школе Буэнос-Айреса или любого другого города Аргентины. Вокруг говорят по-испански, а он смотрит глазами кота из "Шрека" и понимает только слово "эмпанада". Катастрофа? Не в этой вселенной! Именно с этим столкнулась и моя семья, когда мы переехали в Аргентину. Дочь, конечно, испанский знала на уровне "Hola", но этого явно было недостаточно для учебы. И что вы думаете? Никто не устраивал из этого трагедию!В Аргентине понимают: дети – это дети, независимо от гражданства и знания языка. И вместо того, чтобы тыкать пальцем и говорить: "Учи язык, понаехали тут", здесь создают все условия для комфортной адаптации:
- Языковые курсы прямо в школе: никаких репетиторов за бешеные деньги, все включено. Буду с вами честен, такое не во всех школах есть, но есть, очень много от директора зависит.
- Программы наставничества: местные ребята помогают адаптироваться, найти друзей и не заблудиться в столовой.
- Преподаватели готовы сами переводить печатные материалы: да-да, вы не ослышались! Чтобы моя дочь не чувствовала себя отстающей, учителя находили время и переводили тексты, адаптируя их для нее.
- Атмосфера доброжелательности и открытости: здесь не делят на "своих" и "чужих" – все дети равны.
И самое главное: никто не требует от ребенка сразу стать "аргентинцем". Здесь ценят и уважают культурные особенности и помогают сохранить свою индивидуальность, параллельно обучая языку и интегрируя в новое общество.
"И как ты будешь учиться?" - Русский язык, великий и непреклонный.
А теперь перенесемся в реалии российского образования. Представили своего ребенка в роли того самого "новенького", только уже не в солнечном Буэнос-Айресе, а где-нибудь в среднестатистической российской школе? Чувствуете, как улыбка медленно сходит с лица?Вот тут-то и начинаются "веселые" будни:
- "Учи русский, тогда и приходи!" В большинстве российских школ поддержка для детей-иностранцев ограничивается этой фразой.
- Google Translate в помощь. Никаких тебе переводчиков, адаптированных материалов и прочих буржуйских штучек. Выкручивайся, как умеешь!
- Интеграция? Не, не слышали. Будь добр, быстро стань "как все", иначе рискуешь стать изгоем в классе.
- Родительский кошмар. Будьте готовы к тому, что вам придется самим становиться и репетиторами, и переводчиками, и психологами для своего ребенка.
А теперь представим нашего гипотетического Педро из Аргентины, которого судьба занесла в российскую школу. Думаете, его таланты расцветут ярким цветом в такой атмосфере? Сомневаюсь. Скорее всего, он просто завянет под гнётом непонимания и равнодушия.И это в XXI веке, господа! Может, пора перенимать опыт у тех, кто понял: дети – это наше будущее, независимо от того, на каком языке они говорят?
Два мира - две реальности: или как вырастить поколение космополитов?
Давайте начистоту: миграция была, есть и будет. Дети из разных стран будут учиться вместе – и это нормально! Вопрос в том, какой путь мы выберем: строить стены или наводить мосты?Пока Аргентина выбирает второй путь, Россия, несомненно, обладает огромным культурным и интеллектуальным потенциалом. И представьте, насколько он мог бы обогатиться, если бы мы активнее перенимали опыт других стран в вопросах интеграции и поддержки культурного многообразия!Вот вам несколько вопросов на засыпку:
- Кто будет более успешен в современном мире – ребенок, выросший в многокультурной среде и владеющий несколькими языками, или тот, кого с детства учили, что все "не такие" – чужие?
- Какая стратегия более выгодна для развития страны – привлечение талантливых людей со всего мира или изоляция и боязнь всего "иностранного"?
Ответы, думаю, очевидны.Аргентина показывает, что интеграция – это не страшно, а даже выгодно. Это инвестиции в будущее, в поколение космополитов, готовых жить и работать в глобальном мире.
Меняем ракурс
Так что же делать? Как сделать так, чтобы российское образование стало более открытым и дружелюбным для всех детей, независимо от их происхождения и родного языка?Уверен, ответ – в диалоге, взаимопонимании и поиске индивидуальных решений.Вместо того, чтобы навязывать готовые рецепты и устраивать "показательные выступления", давайте сфокусируемся на реальных потребностях и возможностях:
- Спросим у самих детей-иностранцев и их родителей: с какими трудностями они сталкиваются? Какую поддержку они хотели бы получить?
- Проведем обучающие семинары для учителей и директоров школ: расскажем о том, что такое межкультурная коммуникация, как работать с детьми из разных культурных сред.
- Создадим платформу для обмена опытом и лучшими практиками: пусть учителя делятся своими находками, поддерживают друг друга, учатся друг у друга.
Помните: ключевое слово здесь – "вместе". Создавая атмосферу доверия и открытости, мы сможем найти те решения, которые помогут каждому ребенку раскрыть свой потенциал, независимо от того, где он родился и на каком языке говорит.
Ведь разве не этого мы хотим для наших детей – счастливого и успешного будущего в мире, открытом для всех?