Почему иммигранты Израиля уезжают и оформляют гражданство Евросоюза?
По данным канцелярии Беньямина Нетаньяху, новая волна иммиграции в Израиль, начавшаяся в 2022-м, на первый квартал 2025-го достигла показателя 145.000 репатриантов. В их числе 95.000 россиян, что даже превышает численность прибывших в страну после распада СССР. Около 2.500 человек ежемесячно оформляют тут Лессе-Пассе и Дарконы, однако впоследствии многие из них покидают Израиль в поисках лучшей жизни в Европейском союзе. Только за 2024 год из страны эмигрировали 82.700 израильтян, среди которых свыше 15% репатриировавшихся в последние годы.
Причин смены вектора довольно много. Немало проблем вызывает интеграция в общество и отсутствие обозримых перспектив для спокойной жизни, на фоне которых страны Евросоюза ощутимо выигрывают.
При поддержке государства сложилось бы иначе
Многие иммигрировавшие в Израиль с февраля 2022-го изначально видели в стране перспективу остаться для жизни. Однако в отличие Европы, Земля Обетованная оказалась обманчивым образом, не предложив россиянам ничего для интеграции и даже в некоторой степени ограничив их в правах. В первую очередь это коснулось банковских переводов. Многие в надежде быстро ассимилироваться продали недвижимость в РФ и запустили процесс перевода накопленного капитала в израильские банки, что было встречено последними не очень радушно.
Самое неприятное, что блокировки происходили лишь после поступления денег на счет, а дальше без каких-либо ссылок на законодательство требовалось предоставить множество дополнительных документов о связи с Израилем как постоянного места проживания. В противном случае валютные средства отправлялись назад в Россию, где вывести их по достойному курсу было попросту невозможно. И такие истории встречались повсеместно, что вызвало сильную волну негатива у иммигрантов.
С 2023 года в Израиле также были закрыты центры экстренной репатриации, что обязало россиян проходить процедуру в общем порядке и значительно усложнило легализацию и получение гражданства. Такая позиция государства объясняется тем, что в новой волне видят не процесс возвращения на родину, а только паспортный туризм для обхода ограничений.
Аналогичное отношение встречают вновь приехавшие квалифицированные иммигранты и от местного населения, включая репатриантов 90-х годов. Предприниматели, IT-специалисты и фрилансеры, прибывающие в страну, встречают непонимание со стороны тех, кому в свое время пришлось учить язык, соглашаться на неквалифицированную работу и доказывать свою преданность на каждом шагу. Еще большее недоумение вызывает неготовность бросить все в один день и выехать на постоянное жительство, оставив недвижимость, бизнес, капитал и личные связи. Донести идею того, что современный иммигрант — человек принципиально новой формации, на практике становится непреодолимой задачей.
Страны ЕС в вопросах ассимиляции более лояльны. Многие из них предлагают не только возможность трудоустроиться или развивать свое дело, став добропорядочным налогоплательщиком, но и получить гражданство по ускоренной и упрощенной процедуре. Ярким примером таких стран являются Румыния и Болгария, где получить паспорт можно всего за два года, без отказа от исходного статуса и требований к проживанию. Пройти подобные процедуры помогают миграционные юристы International Business, предоставляющие полное сопровождение процесса вплоть до получения паспорта ЕС. При этом Румыния по статистике юристов, для еврейских иммигрантов стоит на первом плане и для этого есть веские причины, о которых чуть далее.
Религия и право
Еще одним камнем преткновения для многих экспатов, стала религия. Для Израиля это явление не является новостью, однако, переезжая сюда, многие недооценивают влияние Иудаизма на быт. А потому для тех, кто придерживается атеистических взглядов или просто светского мировоззрения, перестроиться к новым реалиям бывает достаточно сложно. Особенно непривычно, когда бородатые советские анекдоты про Шаббат, внезапно становятся правдой. Уже с вечера пятницы жизнь во всей стране замирает и отдохнуть с друзьями, отправиться на шоппинг или заниматься привычными делами, например работой или уборкой в доме, не получится.
Не работают по субботам транспорт и заведения общественного питания. Даже лифты функционируют в особом режиме, самостоятельно останавливаясь на каждом этаже, чтобы не приходилось нажимать на кнопки. Особенно сложно эта особенность быта дается тем, кто по роду деятельности взаимодействует с другими странами, ведь в случае форс-мажора решения проблемы фрилансеру или предпринимателю приходится ждать минимум пару дней.
В отличие от стран ЕС, где действует эффективная правовая система, тут руководствуются Основными законами Израиля, Декларацей независимости, судебными прецедентам, а также принципами, заложенными в наследии еврейского народа, и прежде всего религией. Это накладывает определенные ограничения и может вызвать целый ряд сложностей для неподготовленного иммигранта. К примеру, заключить брак в Израиле могут только пары еврейской национальности, если же хотя бы один из молодоженов не попадает под этот критерий, придется регистрироваться за пределами государства, что в европейских странах расценивалось бы как нарушение прав человека.
Быт и жилье
Стоимость жизни в Израиле достаточно высока, при этом рассчитывать на корзину абсорбции не стоит, на прожиточный минимум качество жизни будет очень низким. Не радует выбор жилья и общее состояние недвижимости. Приличные апартаменты будут стоить тут достаточно дорого (от 1200$ в месяц за двухкомнатную квартиру), а чтобы их снять желательно иметь поручителя из местных граждан.
Более-менее доступное жилье весьма простое. При этом не редки ситуации, когда за домом, где арендуются апартаменты, числится долг по коммунальным услугам. Но самое главное, если последний потребуют выплатить по решению суда, никто не посмотрит, что долг числится за предыдущим арендатором.
Контроль за стоимостью продуктов питания осуществляется государством, и как бы это позитивно ни звучало, работает система не в пользу потребителя или предпринимателя, что существенно снижает индекс экономической свободы в стране.
Проблемным фактором также зачастую выступает и необходимость учить государственный язык даже несмотря на то, что в крупных городах около 40–60% населения владеют русским. Обучение в большинстве школ и вузов ведется на иврите. В противном случае можно претендовать только на частные заведения с достаточно высокой оплатой. Также язык потребуется для трудоустройства на равных правах с укоренившимся населением. Без него можно претендовать только на низкооплачиваемый и неквалифицированный труд.
ЕС в свою очередь предлагает большие возможности для обучения на английском и даже трудоустройства без знания местного. Во многих странах, например, в Италии и Польше, открыты русскоязычные школы, посещать которые можно абсолютно бесплатно.
Война и служба в армии
Для большинства мигрировавших в Израиль за последние три года, переезд в значительной мере был продиктован необходимостью убежать от военного конфликта дома, и обострение ситуации с Палестиной не добавило плюсов в желании интегрироваться. Страна является союзником Нато, но не входит в альянс, а потому военную службу по достижению призывного возраста по местным правилам проходят все, включая женщин.
Большинство стран ЕС уже давно в составе сильнейшего военного союза в мире, который не обязывает проходить даже срочную военную службу. А потому с позиции безопасности и права выбора, Земля Обетованная тоже не лучший вариант для иммигрантов.
Не очень комфортно и тем, кто не попадает под призыв, ведь напряженная ситуация в Израиле может возникнуть буквально на каждом шагу. Как отмечают многие репатрианты из России, тут теракты расценивают как привычные явления. Естественно, прожив долгое время в условиях мира и стабильности, привыкнуть к ежедневному риску довольно сложно, да и зачем, если есть возможность уехать в более безопасные европейские страны.
Двойная репатриация в Израиль и Румынию
Быстрые программы получения гражданства в странах Евросоюза так же, как и иммиграция в Израиль, основаны на процессах репатриации. И тут возникает вопрос: нет ли конфликта двух процедур возвращения на историческую родину?
Если говорить о Румынии, то тут не обязательно иметь соответствующую национальность. Важно предоставить документы о проживании предков на соответствующих территориях в определенный исторический период. А потому конфликта процедур не будет. Прежде всего программа затрагивает территории Буковины и Бессарабии, где как известно в начале прошлого столетия проживало немало еврейских общин.
Так, после включения Бессарабии в состав Румынии в 1918 году евреи тут автоматически получили румынское гражданство. Аналогичная ситуация происходила на территории Буковины. Однако после прихода к власти советов, румынские паспорта канули в лету, как и мечты о комфортной жизни.
В первые волны иммиграции 90-х с территорий Буковины и Бессарабии выехали в Израиль сотни тысяч евреев. Сегодня же их дети и внуки претендуют на румынские паспорта, дающие возможность ассимилироваться в ЕС, получив еще больше прав и свободы передвижения по миру.
По оценкам юристов International Business, спрос на европейские паспорта в ближайшие годы продолжит расти. При этом, уже сегодня за помощью обращаются не только репатриировавшиеся в Израиль, но и те, кто не успел завершить процедуру и все еще находится в РФ. Привлекает и то, что бе программы можно проходить параллельно и независимо одна от другой, получив в результате сразу два вторых паспорта. Главное — заручиться поддержкой опытных специалистов, понимающих нюансы законодательства и готовых оказать помощь с подготовкой нужных документов.