ПМЖ Германии – кто может претендовать, что даёт, как получить
Большинство тех, кто живёт, работает или учится в Германии на основании ВНЖ, хотят в будущем получить статус постоянного резидента страны.
Разбираемся, что такое ПМЖ в Германии, какие возможности оно открывает и что нужно для оформления.
Оглавление
I. Интро, или о понятии ПМЖ в Германии
В Германии существует два вида ПМЖ:
а) Разрешение на поселение – Niederlassungserlaubnis. Национальное немецкое, выдаётся в соответствии с внутренними требованиями Германии.
б) Разрешение на постоянное проживание в ЕС – Erlaubnis zum Daueraufenthalt-EU. Общеевропейское, то есть, его получение в Германии происходит по правилам, согласованным с остальными государствами-членами Евросоюза.
Для краткости дальше буду использовать аббревиатуры NE для национального ПМЖ и DA-EU для общеевропейского.
Оба статуса дают право на бессрочное проживание в Германии, однако есть важные различия:
- Возможность переезда в другую страну ЕС: С DA-EU можно переехать в другую страну ЕС без визы и затем подаваться на ВНЖ этой страны. Также вы можете заниматься любым видом профессиональной деятельности (право на любую работу —как квалифицированную, так и нет). С NE придётся в некоторых случаях подаваться сначала на визу, а затем получать ВНЖ.
- Сколько можно отсутствовать в Германии: С NE ПМЖ, как правило, теряется через 6 месяцев (год для обладателей Голубой карты и тех, кто прожил в Германии 15 лет и более) непрерывного отсутствия в Германии. А с DA-EU статус сохраняется даже при переезде в другую страну ЕС или при отсутствии в ЕС до года (до двух лет с Голубой картой).
- Сроки жизни в стране для получения: DA-EU можно оформить только через 5 лет проживания, а NE в некоторых случаях — быстрее (например, через 21 месяц с Голубой картой при знании немецкого на уровне B1).
То есть, если вы планируете переезд из Германии в другую страну ЕС, DA-EU – более логичный выбор. Зато если вы – высококвалифицированный специалист и собираетесь оставаться в Германии, NE можно получить быстрее.
Кстати, выбирать между этими видами не обязательно – в Германии разрешено иметь оба.
Что даёт ПМЖ?
Помимо права на бессрочное пребывание в Германии – возможность оставаться за пределами страны на длительный срок без потери статуса, при необходимости – доступ к большинству социальных программ, а также – что очень важно – свободу менять работодателя и профессию. То есть, не нужно получать одобрение от федерального агентства по трудоустройству. Это касается также случаев, если вы захотите стать фрилансером или поступить в немецкое учебное заведение.
Ещё один приятный бонус – вы избавитесь от необходимости каждые 2-3 года продлевать ваш ВНЖ и всех связанных с этим бюрократических проволочек. Потеря работы не влияет на ПМЖ, вы как были, так и останетесь резидентом.
Тем, у кого есть немецкий ПМЖ, намного проще искать работу, а также можно получить кредит на жильё.
В принципе, обладателям ПМЖ доступно практически всё то же самое, что и немцам – за исключением права голосования на выборах и возможности занимать некоторые должности в государственных учреждениях и вооружённых силах.
II. Базовые требования для получения ПМЖ Германии. Особенности для разных категорий заявителей.
Общие правила
На ПМЖ может претендовать тот, кто:
– Длительно проживает в Германии
– Самостоятельно обеспечивает себя и не получает пособий государства
– Обеспечен жильём (минимум 9 м² для взрослого и 6 м² для ребёнка)
– Не имеет судимостей
– Знает немецкий язык на достаточном уровне
– Уплатил достаточное кол-во социальных взносов
– Имеет немецкую медицинскую страховку
Особенности в зависимости от оснований
Конкретные условия зависят от вида на жительство, на основании которого вы проживаете в Германии. Листайте карусель ниже:
Примечание – срок жизни в стране считается по ВНЖ. Количество необходимых пенсионных взносов исчисляется по месяцам. Взносы должны быть уплачены за все месяцы, что вы живёте в Германии.
III. Как проходит подача (Берлин)
NB. Если вы живёте не в Берлине, обращайтесь в ваше местное Ausländerbehörde (ведомство по делам иностранцев) и подавайте заявление там. Процесс может отличаться в зависимости от региона.
В Берлине заявление на ПМЖ подаётся онлайн. Сроки рассмотрения за последний год сильно ускорились, нередки случаи выдачи карточки за 2 месяца, но на всякий случай закладывайте примерно полгода.
Пошлины и оплата
В 2025 году стоимость подачи на ПМЖ (Niederlassungserlaubnis) в Берлине составляет:
– 113 € (56,50 € за обработку заявки онлайн + 56,50 € при визите в ведомство). По этой ставке проходит большинство подающихся.
– 124 € — для самозанятых (62 € + 62 €)
– 55,00 € — несовершеннолетние
– 147 € — повышенная ставка для особых случаев (например, лица, получающие ПМЖ сразу по §18c Abs. 3 AufenthG, то есть без выполнения всех базовых условий как «исключение»)
– Для граждан Турции действуют льготы: 22,80 € или 37,00 €, в зависимости от возраста
Когда вы подаётесь онлайн, первая часть пошлины взимается в процессе создания заявки, а остаток вам нужно будет оплатить на приёме.
Что важно учесть: селф-чек и документы
Тест на интеграцию
В Берлине с 2025 года обязательно иметь сертификат о сдаче одного из интеграционных тестов:
- Einbürgerungstest. Нужно записаться на приём, а потом лично прийти, чтобы выбрать дату экзамена. Стоимость теста — 25 евро. Он состоит из 33 вопросов на знание особенностей страны.
- Leben in Deutschland. Эквивалент теста, вопросы те же. Обычно его сдают после прохождения интеграционного курса в Volkshochschule. Можно сдать тест без курса, но только если есть свободные места.
Результаты теста приходят через 2–8 недель после сдачи.
Исключение: если вы окончили немецкую школу или университет и обучались на немецком, то тест сдавать не нужно не нужно.
Подготовка
Перед подачей заявления на ПМЖ нужно собрать все необходимые документы.
Очень рекомендую воспользоваться сервисом Quick-Check – с помощью онлайн-анкеты от ведомства по делам иностранцев можно проверить себя на соответствие требованиям для ПМЖ.
Обратите внимание, что если вы работаете как самозанятый (фрилансер или предприниматель), то часть документов должен подготовить налоговый консультант.
Перед личным визитом вам нужно заполнить заявление, а также получить термин. В Берлине всё это делается онлайн.
Система предложит вам заполнить данные и подгрузить нужные документы, так что отсканируйте всё заранее. Когда загружаете документы, используйте PDF-файлы или фотографии.
Не отправляйте документы в формате Word или других форматах. Если документов слишком много, объедините их в один файл или уменьшите размер.
На рандеву возьмите с собой распечатки документов (формат А4), которые указаны в подтверждении записи на приём. Разложите всё в порядке очерёдности, указанной в вашей памятке. Важный момент –не скрепляйте листы.
Базовые документы
Обращаю внимание: список ориентировочный, могут быть отличия в зависимости от кейса.
- Паспорт. При подаче онлайн загружайте цветной скан паспорта. На приёме покажите оригинал паспорта (его не забирают).
- Тест на интеграцию: тест на гражданство (Einbürgerungstest) или тест Leben in Deutschland.
- Языковой сертификат (с марта 2025 года требуется в Берлине).
- Рабочий контракт и справка от работодателя не старше 14 дней на момент подачи заявления, справки о доходах за последние 6 месяцев.
- Подтверждение наличия медицинской страховки. Туристические страховки не принимаются. Карта медстрахования / подтверждение наличия государственной страховки (Mitgliedsbescheinigung nach §175 SGB V) от вашей страховой компании или брокера или подтверждение частной страховки: договор страхования, Mitgliedsbescheinigung и выписки из банка, подтверждающие оплату взносов.
- Договор аренды (должна быть указана площадь квартиры: минимум 9 м² на взрослого и 6 м² на ребёнка).
- Справка о регистрации по адресу (Anmeldebestätigung).
- Подтверждение от арендодателя о передаче жилья (Wohnungsgeberbestätigung).
- Выписки из банка с оплатой аренды.
- Подтверждение уплаты пенсионных отчислений (Versicherungsverlauf от Deutsche Rentenversicherung (можно запросить онлайн, приходит почтой за 1–3 недели; если есть eID, можно получить сразу) или подтверждение частной пенсии: договор + выписки из банка с оплатами.
- Переводы документов, если они не на немецком языке. Переводы должны быть заверенными. Иногда принимают документы без перевода, но лучше не рисковать.
- Если вы получаете социальные выплаты (Kindergeld, Kinderzuschlag и другие) – приложите подтверждения (сертификаты и справки).
- Выписки из банка с оплатами медстраховки (могут запросить в ряде случаев).
IV. Путь от подачи онлайн-заявки на ПМЖ до получения карты резидента
- Вы подаёте заявку через портал Berlin.de
- Заполняете онлайн-форму, загружаете документы (в формате pdf.), подтверждаете подачу
- После отправки система показывает экран подтверждения и присылает вам pdf. с номером заявки
- Заявку проверяют обычно в течение 1–4 недель. Если документы в порядке, вам назначают термин. Учтите, что при необходимости у вас могут запросить по e-mail дополнительную информацию
- Вы получаете приглашение на приём (Termin). Оно приходит по e-mail с точной датой, адресом и списком документов, которые нужно принести распечатанными
- Приём в LEA / ведомстве по делам иностранцев. Проверяют документы, берут биометрию, вы подписываете анкету и платите вторую часть пошлины. Если всё в порядке, вам сразу выдают временное подтверждение о получении ПМЖ (Fiktionsbescheinigung или Zettel).
- Изготовление пластиковой карточки ПМЖ.Занимает, как правило, 4–8 недель.
- Вы получаете письмо с PIN и информацией о получении карты.
- Забираете готовую карту. Иногда — по записи, иногда — без (инструкция будет в письме).
- После получения карточки процесс завершён — ура, теперь вы — постоянный резидент Германии!
V. Полезные ссылки и ресурсы
Образцы, подготовка, информация по записи