Письмо в редакцию: Как я переехал из Москвы в ИТ-город Иннополис

Станислав Протасов, бывший разработчик компании Parallels, рассказал ЦП о своём переезде в российский ИТ-город Иннополис — о том, как устроен процесс заселения в наукограде, какие у него недостатки и преимущества, стоит ли в нём жить.

Письмо в редакцию: Как я переехал из Москвы в ИТ-город Иннополис

Российское ИТ-сообщество в лице своих представителей частенько посматривает на Запад. Бакалавры смотрят на американскую и канадскую магистратуру. Стартаперы смотрят на Кремниевую долину. Разработчики со стажем примеряются к ценам на недвижимость в Чехии и Германии. У меня ещё в детстве что-то пошло не так, поэтому я до сих пор никуда не уехал. И даже более того, мой миграционный компас повернулся строго на восток, а ветер перемен унёс меня на 800 км от Москвы — в республику Татарстан.

В двух словах расскажу, кто я и где. Меня зовут Станислав Протасов, последние 3 с половиной года я работал .NET программистом в московском офисе компании Parallels, параллельно преподавал на базовой кафедре Parallels-Acronis в МФТИ. Сейчас я нахожусь в городе Иннополис, республика Татарстан.

Первым и уже работающим проектом в этом пока ещё крошечном городе является университет с оригинальным названием «Иннополис». Университет занимается подготовкой ИТ-специалистов высокого уровня, заимствуя опыт лучших вузов мира. Так, основная программа магистратуры MSIT-SE разработана и читается совместно с Carnegie Mellon University — одним из лучших американских вузов, поэтому преподавание тут всё на английском.

Бакалавриат готовит по направлению Computer Science, при этом довольно своеобразно набирает сразу на 3 или 4 курс (и это отличный повод слинять из своего *ГУ или *ГТУ после 2 курса, пока не стало поздно). Всю эту и другую информацию как трудоустроиться или поступить (и получать стипендию больше, чем зарплата доцента в любом государственном вузе) вы более или менее легко найдёте в интернетах и без меня, а я же хочу рассказать про свой опыт переезда.

Как я переезжал

Как выяснилось, за 28 лет жизни я не оброс большим объёмом скарба, поэтому все мои личные вещи (и даже часть вещей жены) влезли в Solaris, причём осталось даже место для парня, которого я подхватил на Blablacar. Дорога от Москвы до Иннополиса заняла 11 часов и реально расстроили только дороги в Чувашии.

Для более адекватных людей есть самолёты и поезда. Мне по контракту университет обещает оплатить до 50 тысяч рублей за переезд, если я подам чеки в течение 40 дней после оформления. За женой и второй партией вещей я поеду на арендованной Lada Largus (реально, кажется, самый популярный автомобиль в Татарстане) по 2 200 рублей в день. Кстати, найти минивэн в прокат (без водителя) через интернет оказалось непросто, хотя неплохо ищется через autorenter.ru.

Как встретили

Вот тут я как всегда везунчик. Мне «повезло», что оба моих руководителя оказались не в России на момент моего приезда. Тем не менее, поддержку через Telegram (это здесь стандарт общения de facto), почту и телефон мне оказывали сразу несколько девушек из HR.

Так вот, первое, что я сделал — это пошёл заселяться в общагу. Опыт потрясающий — через 15 минут после того, как я заглушил машину, у меня был ключ от «семейной» двухместной комнаты (мне дали её выбрать) с душем, кухней и работающим интернетом. Никаких подписей, паспортов и прочего. Я просто был в списках.

А дальше начали проявляться особенности проекта, живущего на стадии бурного зарождения. Вообще, в стандартной ситуации при встрече нового сотрудника руководитель заводит в «Мегаплане» задачи по интеграции сотрудника — место найти, компьютер, учётные записи, оформление.

Но со мной вышел косяк, поэтому я прочувствовал особенность местной культуры на своей шкуре. Здесь не очень жалуют функции — всё держится на людях. Например, если тебе нужен компьютер, то тебе не в ИТ-отдел, а «к Игорю». Если нужно решить вопрос по общаге — это к Анжелике, а не к коменданту. Чтобы узнать, как найти этих людей, нужно задавать много наводящих вопросов.

К тому же здесь всё постоянно перемещаются в пространстве, меняется ландшафт и вводные. Например, у меня в среду в комнате просто появился холодильник. В день моего приезда отменили контроль пропуска автотранспорта (я как дурак ходил выпрашивал себе пропуск на машину). А ещё никто не знает должностей людей — есть какое-то общее коллективное понимание, какие люди решают какие проблемы. Пока это работает, потому что людей здесь немного. Мэрия города, например, сидит в соседнем кабинете.

Что тут есть

Люди живут в общежитиях (их четыре, они в процессе сдачи), Здесь 2-х и 5-ти местные номера оборудованы всем, кроме стиральных машинок (в течение месяца запустятся прачечные с сушилками). Некоторые сотрудники живут «в домах» — квартал из 16 домов в процессе достройки и сдачи. Сейчас заселён один дом, вокруг него есть асфальт. На всей интересующей меня территории лежит асфальт, движение с грузовым транспортом разделено, поэтому дороги практически чистые, несмотря на непрекращающуюся стройку.

Главная проблема с жильём — неразбериха. Никто не знает точно, кто кому и сколько должен платить арендных и коммунальных платежей. И поэтому никто никому пока не платит. Именно поэтому я оказался в общаге — меня во время общения по почте напугали зверским ценником аренды в 20 тысяч рублей за однушку, и я решил перестраховаться. Потом оказалось, что это сумма, которую университет платит застройщику, а жильцы обязаны компенсировать только часть этой суммы. Теперь мне придётся ждать сентября, когда появится очередная пачка квартир. И пока мне всё равно непонятно — почём?

Сейчас в городе во время рабочего дня находится около 200 человек, ночевать остаётся реально меньше. В том числе это связано с тем, что студенты-бакалавры, их преподаватели и руководители уже защищаются, и все их мероприятия проходят в казанском офисе «Иннополиса». В городе «живёт» только магистерская программа по Software Engineering в лице примерно 15 студентов магистратуры, десятка преподавателей и нескольких сотрудников администрации. В сентябре сюда нахлынет волна из примерно 400 студентов первого «массового» набора.

За порядком здесь следит большая пожарная машина, охрана, вездесущая клининговая служба, приезжают сотрудники полиции. В здании университета запустили медкабинет.

Обещают скорое появление магазина, перезапуск кафе в здании университета (сейчас она открывается к мероприятиям), усиленный наряд полиции и большой медицинский центр. К сентябрю запускают детский садик и школу. Причин не верить этому у меня пока нет.

Кормят в столовой общежития по талонам, талоны предоставляются бесплатно. Я вообще со дня прибытия никому ещё тут не отдал ни копейки.

Спорткомплекс ещё на стадии завершения внутренней отделки, но бассейн, сауна и хамам уже работают и ждут всех с 9 до 18. Пока нет инструктора, нужно подписывать отказ от ответственности, но кого и когда в России пугала безответственность?

Скоро там появятся тренажёры и залы для групповых занятий.

Ещё здесь есть каршеринговый сервис myCars — можно взять в аренду электромобиль Nissan Leaf или Smart и смотаться в Казань. Для тех, кому это неудобно, 3-5 раз в день ходит бесплатная маршрутка в Казань (и гордо называет себя шаттлом). Однако это никак не исключает взаимовыручки (мне уже довелось подвозить профессоров до Казани — из-за того, что они пропустили этот самый шаттл).

В ближайшей Введенской Слободе есть два аутентичных сельских магазина, источник, церковь, монастырь, дикий пляж и прекрасный вид на город-остров Свияжск.

В паре километров от Иннополиса есть приличный горнолыжный курорт и гольф-клуб.

Что мне нравится

Тут есть две очень крутые вещи. Первая — это чат жителей Иннополиса в Telegram. В нём есть пара министров разного калибра, ректор, мэр и все-все-все. Давеча я через этот чат вписался играть в мафию. Чат с министрами и мафией, Карл!

Вторая — это консьерж-сервис. Понимать, что это такое мне пришлось долго. Если вкратце, то по номеру 8-800 приятные девушки 24/7 ответят на любой вопрос, касающийся жизни в городе и помогут решить любую проблему. У них также есть представительство в Telegram.

Студенты здесь зверски работают и пьют чай. Причём работают с 8:00 до 24:00, не отвлекаясь на всякую фигню. Потому что нагрузка у них зашкаливающая. И я, признаться, несколько побаиваюсь этих роботов.

Здесь очень чистый воздух. Даже несмотря на идущую со всех сторон стройку. Поэтому первой моей покупкой стал велосипед.

Здесь всё очень быстро меняется, внедряется и вообще кипит. За первую неделю моего пребывания запустили шаттлы, банкоматы, поставили холодильники, решили вопрос с доступом автомобилей, запустили прописку в Иннополисе. И это только то, что коснулось лично меня.

Здесь почти отлично работает связь и интернет.

И самое главное — здесь всем до всего есть дело. Люди предлагают и обсуждают самые безумные по российским меркам вещи, вроде альтернативной энергетики в городе. Проекты более реалистичные просто берут и делают. Уже на третий день я попал на English Speaking Club. Скоро появится киноклуб. Благодаря максимальной близости к центрам принятия решений и отсутствию каких-либо бюрократических преград ощущается даже какая-то вседозволенность.

Что мне не нравится

Некоторые важные люди (от которых многое зависит) стали заложниками Telegram. Они вынуждены быть постоянно онлайн, и периодически просто выключаются из разговора посреди фразы. Некоторые из них уже начали покидать чаты, потому что поток информации несовместим с рабочим режимом.

Во многом это обусловлено второй проблемой. У города пока нет никакой общей информационной системы (кроме консьерж-сервиса), приходится придумывать какие-то сомнительные решения вроде пошаренных Google Docs и пресловутых чатов в Telegram. А всего лишь нужно где-то аккумулировать уже найденные решения проблем. Но это, кажется, пока единственное, что мне даётся тяжело в самом Иннополисе.

Что касается Казани — город ближе не станет. До ближайшего ТЦ ехать минут 50. По московским меркам недолго, но в первое время придётся ездить часто. Зато потом можно вообще из норы не вылезать.

В Казани очень плохо поставлена мелкая интернет-торговля по сравнению с Москвой, с этим нужно будет смириться. С покупкой велосипеда меня один раз кинули. И имейте в виду, что доставка в Иннополис для местного бизнеса в новинку. Сейчас это будет стоить рублей 500 с возможными сложностями (карта с названиями улиц пока есть только в 2GIS). Кстати, улицы, на мой вкус, здесь названы посредственно. Город XXI века мог бы обойтись без Центральных, Спортивных и Университетских.

Вывод

Где бы вы и что про Иннополис ни читали. Про текущую крышу, про то, что здесь «обманывают студентов», про то, что это госпроект и освоение бюджетов. Просто вспомните мои очень субъективные слова: пока это лучшее, что случалось с образованием и наукой в России за последние 25 лет.

11
161 комментарий

Я удивляюсь как у нас любят любые начинания обливать дерьмом.

36
Ответить

есть опыт других "новых" университетов и прочих "строек века". надеяться, что Иннополис станет исключением, "жемчужиной в куче дерьма", конечно можно, но как-то не очень по-взрослому.

1
Ответить

Пиздетт и поливать гавном проще всего. Не строят не развивают науку - мудаки. А если строят и пытаются развивать тоже мудаки и казнокрады.

15
Ответить

Ну если так оно и есть... Если что-то делают, то для своей выгоды.

1
Ответить

И до денег, которыми можно делать, допускают одно неквалифицированное быдло.

1
Ответить

Мне одному захотелось туда?

30
Ответить