Пять базовых принципов сильного лидера, или как управлять без кнута?
Преамбула
Однажды каждая маленькая компания на определённом этапе развития нуждается в сильном кадровом менеджменте. Другими словами, рано или поздно вам придётся нанять HR-менеджера (или, по-старинке, кадровика). И дело даже не в том, что у вас с ростом компании накопится большое количество бумажной работы. Нет, КДП — это, с моей точки зрения, лишь небольшой сегмент реальной работы для специалиста по человеческим ресурсам. Лично с моей точки зрения, это всего лишь 20% от работы отдела или человека в этом направлении, причём те самые 20% — самая ненужная рутина и бюрократия.
А вот настоящая работа — это построение воронки найма. Причём масштабно, со всеми вытекающими. Воронка зарождается на построении HR бренда и заканчивается, в лучшем случае, после прохождения испытательного срока новым членом команды. А может быть, она продолжается до самого момента ухода опытного специалиста в более крупный бизнес. Весь цикл жизни — от рождения нового члена коллектива и до его продолжения жизни вне компании.
Я описал, с моей точки зрения, второй по величине и по рейтингу сегмент работы HR-отдела. Кто же занимает вершину пьедестала? Я считаю, что самое главное направление этой службы — работа с текущей командой: прогнозирование психологических рисков, потенциала роста, амбиций и, в общем, сбор обратной связи от коллектива.
Итак, друзья, сегодня хочу с вами поговорить про управление человеческими ресурсами компании. Мы как раз находимся в активной стадии формирования нашего «эйчара», и я предпринимаю уже не первую попытку нанять человека, который бы стал ядром нашей компании по работе с командой. Несколько раз я нанимал хороших людей, но это очень непростая работа, и у нас не получалось. Как говорится, Москва не сразу строилась. А бренд тем временем всё крупнее и масштабнее — растёт как грибница.
И вот на днях у меня состоялась очень увлекательная серия собеседований — первый и второй этап — с невероятно интересным новым кандидатом. Диалог получился развёрнутый, и мне было задано большое количество вопросов о том, как устроена работа внутри компании и как нужно мотивировать людей, особенно молодого поколения. Я очень часто слышу, что никто не хочет и не любит мотивировать людей с помощью жёсткого контроля дисциплины — в частности, с помощью приложений для компьютера, где фиксируется каждое ваше телодвижение или движение мышки. Или как это водится в ресторанном бизнесе: приходит человек с секундомером и измеряет, кто сколько раз сходил покурить или в туалет. Есть ли иной путь? Можно ли добиться от вашей команды мечты ярких достижений и прорывных проектов без регулярной эксплуатации кнута и драконовских мер дисциплинарного контроля?
Безусловно, такие методы есть! Сегодня давайте раскроем тему того, как управлять людьми и направлять их, помогать им развиваться не с помощью одних лишь требований и штрафов, а другой — более мягкой — силой. Я не буду тебя томить и ходить вокруг да около, дорогой читатель. Сразу отвечу: я говорю про корпоративную культуру. Именно культура — тот механизм, который предостерегает нас от перехода перекрёстка на красный свет. По разным причинам. Кто-то боится штрафа, а кто-то — погибнуть под колёсами автомобиля. Это называется цивилизация: когда люди понимают, что соблюдение определённых правил и синхронные действия приводят к крутому результату.
Но это только базовый уровень. Он работает для соблюдения регламентов безопасности. А как добиться более креативного результата, чтобы люди не просто переходили на зелёный, но, собравшись коллективно, изобрели, например, реверсивное движение? В общем, надстройка поинтереснее, чем просто правила. Я не первый, кто размышляет на эту тематику; тема довольно клево раскрыта, например, в книге «про гениев и Pixar».
Однако, пропустив через себя сотни кандидатов и штатных работников, я выработал базовые принципы, которые декларирую для каждого человека. Это мой личный опыт. Не судите строго, я так ощущаю мир. Итак, приступим.
⸻
Принцип №5. Экономическая целесообразность
Пятое место. Самый простой принцип любого управленца среднего или высшего звена, который даёт ответ на вопрос: какой проект внедрять, какое решение применить, какого подрядчика выбрать, сколько заплатить новому сотруднику, сколько времени потратить на проезд — в общем, на любой на свете вопрос, касающийся бизнеса, этот принцип даёт практически ювелирный, математически выверенный ответ. Добро пожаловать в студию, господа: «экономическая целесообразность».
Поясним на суперпростом и наглядном примере. Директор даёт задание своему рекрутеру нанять ещё одного менеджера продаж, потому что в наличии — только один человек, который «не вывозит». После долгого продолжительного поиска и противостояния рекрутёра и директора человека найти не удаётся. Директор ищет идеального кандидата — невероятно коммуникабельного, энергичного и продуктивного. Рекрутер говорит о том, что очень непросто найти на рынке идеального кандидата, и лучше взять сейчас человека с несколькими подходящими навыками и «допилить его напильником» — если такое возможно. Они не могут договориться, и в результате человека нет.
Однако рекрутер проявляет смекалку и предлагает неочевидное решение: давайте передадим тот объём работ, о котором идёт речь, текущему сотруднику и дадим ему прибавку. Объём прибавки меньше, чем зарплата среднему новому человеку — например, 70 тыс. руб. в месяц. Объём работы, видимо, не превышает лимиты и возможности текущего сотрудника. Другими словами, его производительность оказалась выше, чем мы думали. Можно даже упрекнуть руководство в том, что ранее они использовали возможности этого человека не на полную катушку.
Вроде бы задачка решена — все счастливы.
А теперь давайте добавлю. Если объём работы, под который искали нового человека, смог выполнить текущий сотрудник, почему этот объём ему не давали раньше, чтобы он заработал больше денег и самореализовался по полной программе? Недоработочка.
Теперь, если решение найдено и оно экономически целесообразно и рентабельно, зачем останавливаться на достигнутом? Давайте продолжим искать нового человека и тем самым ещё больше увеличим выручку компании и чистую прибыль. Другими словами, реализуем оба решения — и старое, и новое. Тут надо быть, как говорится, решительнее и энергичнее в движении вперёд.
⸻
Принцип №4. Человеческие возможности безграничны
И вот тут мы плавно можем перейти к принципу номер четыре. Человеческие возможности безграничны. Возьмём нашего профи по продажам из прошлого примера. Он смог осилить в разы больше работы и заработать на этом кратно больше денег. А это его предел? Может быть, он может ещё больше? Ещё парочку премиальных клиентов накинем, ещё пару миллионов в его базу — и пусть он блистает на нашем небосклоне ярче, чем Полярная звезда. Где предел человеческих возможностей?
Вот возьмём, например, обычного продавца пылесосов, который работал 50 лет назад. Должен был ходить по офисам или квартирам и предлагать людям товар. Сколько встреч мог он сделать в день? Даже если посадить его на телефон — помните, обычный такой, с пластиковой трубкой и колесом набора номера. Сколько звонков он мог совершить в день, если каждый раз приходилось крутить колесо и искать в справочнике контакт нового потребителя? Дай бог — 50.
А теперь представим себе современный офис Мегафона или МТС. Большой кол-центр, где сидит 100 человек. У этих людей подключена очень оптимизированная система скорозвона. Вам не нужно набирать номер, искать его в базе и даже ждать гудки. Скорозвон всё сделает за вас — вам уже подают горячего клиента, с которым нужно выстроить грамотный диалог. Сколько таких звонков можно сделать в день? 100, 200, 300?
А что ждёт нас в будущем, когда на полную катушку будут использованы технологии искусственного интеллекта? Уже сейчас теоретически один человек с помощью нейросетей может создавать карточки компании для маркетплейса, описания и даже строить диалог через чат с клиентом с помощью нейросетей. Теоретически в одиночку можно курировать небольшой бизнес, не привлекая ни менеджеров, ни дизайнеров — вообще никого. Производительность труда стремится в космос.
Я думаю, вам стало наглядно понятно, что человеческие возможности безграничны. Это лично моё убеждение. Думаю, если с таким тезисом я выступлю на форуме специалистов по работе с людьми, будет невероятный баттл, и в мой адрес полетит куча хейта. Это классическая тема, которая вызывает дикое бурление и споры: можно ли использовать людей как ресурс или надо носить их на руках. Я сейчас не буду «побаттлить» — философский тезис номер три быстренько расставит всё по своим местам.
⸻
Принцип №3. Баланс
Базовый принцип управления номер три. Везде нужен свой баланс. Я убеждённый сторонник научного метода. Верю в эволюцию и биологические методы развития не только человека, но всего живого. Практически всё, что мы придумали, природа изобрела до нас. Даже искусственный интеллект — всего лишь бледная тень самого совершенного «продукта» природы — человеческого мозга.
Самый главный урок природы: с одной стороны, побеждает сильнейший — жесточайший конкурентный отбор. С другой — если убить всех зайцев, погибнут и волки, потому что существует замкнутая система биологического цикла и так называемое природное равновесие.
Короче говоря, баланс — это сакраментальная базовая опция, на которой мы можем строить любую логику. Например: можно ли использовать человеческий ресурс на миллион процентов? Наверное, нет — потому что это перебор. Да, как я сказал ранее, нет предела человеческим возможностям, но всё надо делать в меру.
Именно поэтому, когда мои топ-менеджеры очень сильно устают от изнурительных сложных проектов — например, выхода на новые площадки сбыта (яркий пример — выход на продажи через «Золотое Яблоко») — я чуть ли не насильственно заставляю людей уходить в отпуск, отдыхать; ну или, если это невозможно, хотя бы периодически брать третий выходной в неделю. Если они даже на это не согласны, я просто насильно выгоняю их домой работать с ноутбуком — такая «полуудалёнка на лайте». Опытные управленцы знают: если у вас есть по-настоящему вовлечённый крутой специалист, он может пахать сутками на голом энтузиазме, даже не вспоминая про зарплату. Это крайность, которой стоит избегать — абсолютно так же, как и ленивого разгильдяя, который каждый раз спрашивает про прибавку, при этом не может сдвинуть с мёртвой точки даже самые стрёмные, захудалые проекты. Если от второго, лентяя, нужно немедленно избавляться, то первого, трудоголика, нужно приводить в чувства регулярными, жёсткими, безапелляционными отпусками — и желательно подальше, например, на Мальдивы.
⸻
Принцип №2. Нет предела совершенству
Правило номер два. Нет предела совершенству. Это, наверное, единственный принцип, на который не действует принцип номер три — про баланс. Это исключение, которое подтверждает правило. Это убеждение пронизывает насквозь все наши идеи и начинания. Самое главное, в чём мы действуем без оглядки, — создание нового продукта. Стремление к совершенству и к высочайшему качеству заставляет нас раз за разом искать недостатки в, казалось бы, уже идеальном решении — будь то упаковка нового продукта, новая химическая формула или новая методика адаптации и работы для новых сотрудников.
Это не новый принцип и, конечно же, не я его изобрёл. Мы всего лишь, как команда и бизнес, используем его. Корни уходят в восточную философию и японские традиции: оттуда — Toyota со своим фанатичным рвением ежегодно улучшать то, что и так близко к идеалу. Это и есть кайдзен (kaizen) и Toyota Production System: пусть на один процентик — но каждый год лучше.
Это очень ярко видно на примере ВВП разных стран. Есть страны, у которых рост ВВП регулярно не более 3–8% (как, например, у нас; а то и ниже). Есть страны, которые демонстрировали поразительный рост — китайское экономическое чудо (с конца 1970-х — 1980-х) или чудо Сингапура (c 1960-х). Казалось бы, что такого — всего лишь на несколько процентов больше. Но если взять дистанцию на 10, 20–30 лет, этот «процент» превращается в компаунд-эффект и на длинной дистанции радикально разводит текущие, казалось бы, сопоставимые экономические состояния стран. Одна становится преуспевающей, кратно более развитой экономикой. Другая остаётся примерно там же, где была полвека назад. Вот вам результат — а разница «всего лишь» 1% в год.
У нас очень маленький бренд, но даже мы стараемся работать в этом направлении и доводим до совершенства внимание к деталям — будь то упаковка посылки, дозатор для флакона или подходящий химический ингредиент для формулы.
⸻
Принцип №1. Любая проблема имеет решение
Ну и на закуску, господа, — наш чемпион на пьедестале, принцип номер один не только в бизнесе, но и в жизни. Это правило, которое поможет вам выйти из воды сухими и преодолеть любые преграды на своём пути. Наш чемпион, на удивление, является венцом рационального мышления и при этом наполнен иррациональной верой. Давайте дадим контекст, чтобы ощутить всю прелесть этого правила.
Вот, например, 25-й год. Российский бизнес задушен супержёстким контролем со стороны государства. «Честный знак» своей бюрократией и трудностью внедрения вытягивает жизнь из микро-компаний, у которых нет ресурсов, чтобы его внедрить. На системе онлайн-касс наживаются агрегаторы, зарабатывая миллионы (а то и миллиарды), высасывая из бизнеса комиссии за дополнительные, зачастую ненужные операции. Закон о рекламе создаёт налоги на налоги: бизнес уже платит налоги, но при этом вводятся дополнительные сборы на саму рекламу. Апофеоз абсурда.
Не хватает только налога на воздух. Хотя… как сказать. НДС для малого бизнеса при выручке свыше 10 млн руб. — чем не «налог на воздух»? Короче: осталось только выбить полено из-под ног российского предпринимателя — и он начнёт мирно качаться, раскачиваясь ветром, на петле, которая сдавливает шею.
Но! Даже в этих условиях, лёжа в гробу, я буду утверждать базовый принцип: любая проблема имеет решение. Иначе говоря, выход всегда есть. Да, иногда он супернеочевидный. Иногда — очень сложный. Но если пораскинуть мозгами, всегда можно найти решение любой проблеме. Особенно в бизнесе. Всё-таки это не чистая математика — не нужно создавать целую теорию комплексного переменного, чтобы решать «неразрешимые» задачи. Тут всё намного проще. Да, к сожалению, иной раз нужно сократить штат или сбросить с хвоста лишние издержки. Может быть, на худой конец, взять сырьё подешевле (это я конкретно не рекомендую). Но выход всегда имеется.
Проиллюстрирую очень простым примером. Казалось бы, налоговая система в России стала жёстче, чем в Америке — в те годы, когда верхние маржинальные ставки подоходного налога доходили свыше 90% (именно маржинальные — на сверхвысокие уровни дохода; эффективные ставки были ниже). Но мы часто не смотрим на другую сторону медали. Мы живём в удивительное время, когда цифровые технологии, в частности искусственный интеллект, достигли каких-то невероятных высот. И один человек может делать работу десятерых. Тут тебе и секретарь, и юрист, и строитель-монтажник, и консультант по всем на свете вопросам — всё в одном телефоне за $20 в месяц. Компания OpenAI не зря кушает свой хлеб. Я думаю, позитивный эффект от современных технологий кратно выше, чем негативный эффект от бюрократии, коррупции и прочих «радостей» нашего государства (или любого другого).
Поэтому, господа, ещё раз поприветствуем главный тезис жизни любого предпринимателя: всегда есть решение, всегда есть выход, всегда есть надежда! Успехов вам, и да прибудут с вами деньги!