¯\_(ツ)_/¯ Без ТЗ — результат ХЗ (нет)

К каждому из нас приходили клиенты, которые не могут четко сформулировать задачу.

— Мне нужен SMM, но я не знаю, что именно делать и какой бюджет закладывать…

— Хочу сайт, но не знаю, как он должен выглядеть, и референсов нет…

— Мне нужна продающая статья в стиле Forbes, но о чем писать, хз…

«Ну тупы-ы-е!» — причитают подрядчики, пересылая скрины переписок в чаты с коллегами. А там все, обнявшись, дружно повторяют мантру: «Без ТЗ — результат ХЗ!»

А потом эти же самые подрядчики жалуются на низкие гонорары, скучные проекты и клиентов, которые им не доверяют и постоянно указывают, что и как делать.

Нелогичненько.

Клиенты не разбираются в нашей работе

Они часто не могут составить адекватное техзадание, потому что не представляют, как решать их проблему. Они и проблему то не всегда способны увидеть, с их точки зрения все может быть хорошо.

Поэтому они и обращаются за помощью к специалисту. Они ждут, что мы возьмем инициативу в свои руки и скажем им, что надо делать, сколько это будет стоить и какой результат можно ожидать.

Они не тупые. Они просто не знают, что надо делать — точно так же, как мы не разбираемся в каких-то вещах, например, в ремонте вертолетов или лечении больной спины. Мы идем к врачу или мастеру со своими проблемами, а предприниматели идут к нам со своими.

Более того, многие клиенты только думают, что что-то понимают, а на самом деле заблуждаются. Техзадания, которые они составляют, — вредное говнище, которому нельзя следовать ни в коем случае. Они как ипохондрики, которые приходят к врачу и говорят: «У насморк и болит живот, поэтому срочно делайте мне МРТ, оперируйте желудок и пропишите что-нибудь от рака»

Поэтому даже если клиент пришел с готовым техзаданием, обычно все равно приходится разобраться в задаче и все перепроверить.

Поэтому на нормальных проектах техзадание составляет не клиент, а сам исполнитель

Он разбирается в задаче, продумывает, что именно надо сделать, считает смету и сроки, составляет план работ, прогнозирует результат — и все это презентует клиенту.

Дальше они жмут руки, согласовывают составленному исполнителем техзадание — и работают по нему.

Именно из таких проектов получаются лучшие кейсы. Именно за них компании готовы платить высокие гонорары. Именно на них мы получаем самый ценный опыт и быстро растем как специалисты.

А поговорка «Без ТЗ результат ХЗ» — вредная наивная фигня. Кто так говорит, того нейросети заменят первым.

5959
45 комментариев

Чëтко и по делу. Моë почтение🤝

Мы не обязаны разбираться в медицине, если у нас что-то болит, то мы идем к врачу и доверяем его профессионализму.

Тут так же. У хозяина бизнеса болят продажи, он приходит к нам и доверяет нашему профессионализму. И именно нам нужно задать необходимые вопросы, изучить необходимые моменты в бизнесе, чтобы причинить ему пользу.

Врачи же не ржут над пациентами, которые приходят к ним без готового диагноза и схемы лечения🤷‍♀️

8
Ответить

Мне мой врач как то сказал - "вы абсолютно здоровы, это наша недоработка и мы это исправим!"

2
Ответить

Все так

Ответить

"Без тз-результат хз" это слова никчемных попусков, которые винят в провалах кого угодно, кроме себя.
Если ты, Вася, занимаешься своим делом (к примеру, окна вставляешь), и делаешь это хорошо, то при выезде на объект ты сам делаешь замеры, смотришь на объект, и предлагаешь 2-3 варианта. Так поступают порядочные люди. А есть чепухи, которые привозят окна не того размера, ставят их боком, разрушают при этом полстены, а на справедливое возмущение говорят "Ну а откуда я мог знать, что тебе окно надо в размер, а не боком?"
Все эти цифровые марамои очень быстро появляются, и ещё быстрее исчезают, по причине того, что у них между ушами то, что и между ножками, оттуда и рождена сия замечательная поговорка про ТЗ

7
Ответить

Ну да, чисто перекладывание ответственности

1
Ответить

До отъезда из РФ это было моим секретным оружием среди конкурентов. Обычно клиенту нужен видеоролик, а больше он не знает вообще ничего: ни хронометраж, ни как он должен выглядеть и тд
Начинаешь задавать вопросы типа как и где он хочет использовать этот ролик. Предлагаешь варианты, говоришь как лучше и в итоге получается понятная всем задача.
Есть конечно риск, что после того как ты ему всё разжуёшь, он с твоим тз пойдёт искать цену лучше. Но на практике этого не случалось.

3
Ответить

Клиенты зачастую в своём-то бизнесе через пень колоду. Не говорю, чтотаких много, но они есть.
А вообще, верно, — должны участвовать все, кто понимает что нужно делать: клиент шарит в своём бизнесе, болях, проблемах и пр., исполнитель прокачан в своей специфике.

2
Ответить