Китай: от маленьких гигантов до больших корпораций

Китай: от маленьких гигантов до больших корпораций

Следующей остановкой нашего технологического путешествия в Китай стало изучение инновационной экосистемы страны. Здесь мы не будем касаться темы венчурных инвестиций, так как разобрали ее в предыдущем материале. Зато узнаем точное число единорогов в Китае, их главные места обитания и изучим активности китайского правительства в деле развития инноваций.

Развитие технологических компаний в Китае определяется политикой государства, направленной на стимулирование роста стратегических и растущих индустрий, таких как, искусственный интеллект, микроэлектроника и полупроводники, биотехнологии и др. К тому же государство рассматривает предпринимательство как то, что непосредственно влияет на уменьшение числа безработных. Важным мотивом действий местного правительство в сегменте молодых технологических компаний является желание их развития на местном рынке. 1,4 млрд человек населения страны – вполне реальный объем аудитории для выращивания новых технологических гигантов.

В рейтинге StartupBlink среди мировых экосистем для стартапов по итогам 2022 года Китай находился на 10-м месте, а в азиатском регионе он занимал 1-е место. Ведущими городами в части развития экосистем создатели рейтинга назвали Пекин, Шанхай и Шэньчжэнь. Также были отмечены Ханчжоу, Гуанчжоу, Чэнду, Ухань, Чанша и Нанкин. Дальше мы в тексте часто будем ссылаться на данные 2022 года, так как более свежей информации в открытых источниках пока нет.

Министерство промышленности и информационных технологий Китая в 2022 году отмечало, что в стране ежедневно регистрируется в среднем 23800 новых компаний. А общее число предприятий микро, малого и среднего бизнеса превышает 52 млн единиц. Правда, точных цифр по количеству технологических стартапов в Китае нет. Зато известно количество «единорогов».

Атака «единорогов»

В 2022 году в Китае было 368 единорогов (компаний с капитализацией более $1 млрд). Причем динамика появления новых участников списка впечатляет. Например, за 2022 год Китай прирос 74 новыми единорогами (в целом по миру их количество выросло на 330). Экономисты на тот момент оценивали общую капитализацию компаний этого статуса в $1345,5 млрд. 10 из 40 самых дорогих единорогов в мире по итогам 2021 года представляли Китай.

Интересно, что на Китай приходится почти четверть от всего количества единорогов в мире. Лидирует в этом рейтинге США – 746 компаний. А на втором месте как раз Китай – 23% от общего числа единорогов в мире. Азиатский гигант опережает всю Европу, где на начало 2023 года было 264 единорога. В Китае время развития стартапа до статуса единорога проходит существенное быстрее, чем в среднем в остальном мире. На это уходит 5-6 лет, что на 4 года быстрее средних глобальных показателей.

70% компаний-единорогов из Китая сосредоточены в четырех технологических областях: это сleantech, новая энергетика, медицина и умная логистика. А более 300 китайских единорогов работают в 11 секторах экономики. К упомянутым сегментам добавляются цифровая экономика, корпоративные сервисы, программное обеспечение, высокоточное оборудование, e-commerce, финтех, новые медиа и новое потребление. Больше всего единорогов сосредоточены в e-commerce, медицине и высокоточном оборудовании (у каждого сегмента доля выше 12%). Хотя в денежном эквиваленте лидером является сегмент новых медиа – компании этого сектора занимают 28,2% от всего объема капитализации китайских единорогов. Конечно, здесь помогает ByteDance, владеющий TikTok. Эта компания является лидером во всем мире среди единорогов по уровню рыночной стоимости. Следом за новыми медиа располагается сегмент финтеха с долью 16,1%.

Китайские единороги облюбовали четыре города. Это Пекин, Шанхай, Шэньчжэнь и Ханчжоу. В этих мегаполисах в 2022 году располагалось 73,3% китайских «миллиардеров». Лидером является Пекин – 113 миллиардных компаний.

За счет развития единорогов в Китае сформировалось несколько индустриальных кластеров. Например, в дельте реки Янцзы сосредоточились крупные игроки, представляющие отрасли полупроводников и новой энергетики. В юго-восточных регионах предпочтение со стороны единорогов отдается новому потреблению, ритейлу и e-commerce. А район Большого залива (Гуанчжоу, Шэньчжэнь и Гонконг) - это прерогатива финтеха, e-commerce, высокотехнологичного производства, медицины.

Автомобильный кластер находится в городском округе Чанчжоу. Здесь размещаются производители электромобилей, включая мирового гиганта BYD, их поставщики и даже самый крупный производитель батарей компания CATL.

Маленькие гиганты

Китайское правительство сформировало программу роста «Сделано в Китае», по которой к 2025 году должно появиться 10 тысяч «маленьких гигантов» - стартапов в приоритетных отраслях экономики. В 2022 году сообщалось, что в стране было выявлено 8997 таких компаний.

«Маленькие гиганты» в понимании местных властей – это представители малого и среднего высокотехнологичного бизнеса, которые специализируются в нишевых сегментах и развивают решения, призванные заместить на местном рынке импортируемые продукты. Если раньше правительство Китая поддерживало преимущественно индустриальных гигантов для достижения стратегических целей, то сейчас переключилось на компании, способные генерировать ценные инновационные решения. Была сформирована национальная система на всех уровнях по поиску потенциальных «маленьких гигантов» и стимулирования их роста. Компании, получающие этот статус, становятся претендентами на прямую и косвенную поддержку со стороны государства. И каждые три года они должны подтверждать свой уровень. Что касается той помощи, которую выделяет правительство страны, то она сосредоточена в финансовом направлении, развитии R&D с вовлеченностью университетов и исследовательских институтов, и кооперации с крупными компаниями в части инвестиций, развития клиентской базы и менторства.

Такая политика уже привела к тому, что «маленькие гиганты» не просто выросли на местном рынке, но и стали выходить со своими продуктами в другие страны. В качестве одного из примеров подобного успеха в Китае называют фармацевтическую компанию Gan & Lee Pharmaceuticals Co, которая разработала местный аналог инсулина. «Маленький фармацевтический гигант» вышел затем с этим продуктом на 14 крупных зарубежных рынков.

Пространства для созидателей

В 2015 году правительство Китая запустило программу «Демонстрационных платформ для массового предпринимательства и инноваций». В ее основе была идея создания так называемых пространств для изобретателей (maker spaces). Они напоминают модель инкубаторов, где предприниматели и инноваторы изучают потребности целевой аудитории своих продуктов и решений. В этом им помогают профессионально настроенные службы поддержки, которые включают ангельские и венчурные инвестиции. На конец 2022 года в Китае насчитывалось 212 таких площадок.

Вообще, правительство Китая практически во всех возможных направлениях проявляет активность по стимулированию инноваций, вплоть до программ по доступности качественного интернета в крупных корпорациях. Смена вектора на поддержку технологических компаний произошла в Китае в конце XX века, когда государство решило переключить внимание с трудоемких производств на этот новый и достаточно динамичный сектор экономики. Затем страна открылась для мировых игроков – фондов и корпораций, что придало сильный импульс технологическому развитию.

В создаваемую экосистему поддержки технологических компаний входят бизнес-инкубаторы и акселераторы, инновационные технопарки, менторские программы, услуги помощи бизнесу и программы развития будущих лидеров. Бизнес-инкубаторы, как правило, работают в связке с университетами, предлагая ресурсы и помощь для начинающих предпринимателей. Акселераторы дают возможность участвовать в программах менторства и финансовой помощи растущим и развивающимся компаниям. Менторские инициативы связывают владельцев бизнесов между собой, создавая культуру обучения и формирования шансов на успех. Одним из первых технологически парков в стране был основанный в 1988 году Чжунгуаньцунь, называемый «Силиконовой долиной Китая». В рамках парка работают десятки бизнес-инкубаторов, выпускающих более 3000 стартапов ежегодно. Самые известные из них - Innovation Works, основанный известным китайским технологическим предпринимателем Кай-Фу Ли, и Legendstar, созданный Lenovo и Академией наук Китая. Этот технопарк входит в программу «Национальные зоны высоко-технологического промышленного развития». Еще одним участником проекта является Парк высоких технологий Шанхай.

Если говорить о высших учебных заведениях, то в Китае наиболее технологически ориентированными считаются Университет Цинхуа и Пекинский Университет. На их базе открыты инновационные центры, инкубаторы и технопарки, нацеленные на сокращение разрыва между исследованиями и практическими применением результатов на реальных рынках.

В стране действует ряд государственных инвестиционных фондов, поддерживающих технологические стартапы. Их приоритеты находятся в областях производства, машинного оборудования, логистики и электронных данных. В сделки со стартапами они привлекают публичные фонды и частный капитал. Кроме того, в Китае ведут деятельность так называемые Национальные фонды развития растущих индустрий. Правительство страны их учредило для продвижения таких инновационно активных сегментов как передовые производства, биотехнологии, новая энергетика и информационные технологии. Инвестиции фондов помогают предпринимателям довести свои разработки до продуктов и услуг, готовых к выходу на рынок.

Другим направлением усилий правительства является налоговое регулирование. Участникам инновационного процесса доступны освобождение от НДС, уменьшение ставки подоходного налога и льготы для тех, кто занимается исследованиями и разработками.

Конечно, в Китае есть место и частным инициативам. Из самых активных и известных местные специалисты выделяют Yintai Group, которая специализируется на финансовых услугах, глобальный фонд Lenovo Capital and Incubator Group, а также инвестиционную компанию International Fosun, имеющую в своем портфеле Morgan Stanley и Cirque du Soleil. Среди инфраструктурных объектов довольно известной считается сеть бизнес-инкубаторов TusStar.

В Правительстве Китая не скрывают, что успехи частных компаний сыграли огромную роль в развитии технологических стартапов страны. Alibaba, Tencent и Baidu привлекли в свои ряды тысячи талантливых местных специалистов, но также они создали в качестве собственных бизнес-единиц различные венчурные фонды и акселерационные программы.

Гости из России

Онлайн-школа Skyeng и соцсеть TenChat недавно поделились результатами собственного опроса, где 29% респондентов из России ответили, что уже вышли на рынок Китая или планируют это сделать. Чаще всего участники опроса говорили о таких сферах сотрудничества с китайскими партнерами как электронная коммерция, производство, сельское хозяйство и логистика, что вполне укладывается в технологические тренды в стране, о которых мы говорили выше. 21% респондентов готовы запустить новые направления в Китае. В диджитал-агентстве Asia Pacific, в свою очередь, заявили, что число запросов от тех, кто хочет выйти на китайский рынок, выросло в два раза по сравнению с допандемийными временами. Департамент инвестполитики Москвы также отчитался о спросе на бизнес в Китае – в прошлом году он увеличился на 15%.

Ранее несколько российских компаний уже сделали первые шаги на китайском рынке. Одним из первопроходцев была Додо Пицца, которая, к сожалению, после успешного старта через некоторое время закрыла проект. Другим ярким российским представителем в Китае стал сервис с видеоуроками для родителей Babystep.tv. Ему даже удалось вырваться в топы китайского видеосервиса Youku и победить в конкурсе TechCrunch. Для экспансии на китайский рынок резидент «Сколково» с проектом AuthenticateIt помог производителю шоколада компании «Конфаэль» внедрить индивидуальную маркировку товаров, необходимую для доступа продукции на рынки Китая и стран Юго-Восточной Азии.

Сектор развлечений для детей, похоже, становится очень привлекательным для российских компаний в Китае. В прошлом году анимационная студия «Сказка» вышла на рынок страны с мультфильмом «Лунтик» - более 50 серий произведения будет показано на местных телеканалах.

Как видим, российские компании стараются выводить на китайский рынок не совсем очевидные на первый взгляд продукты. Но во многом это связано со спецификой страны. Такие примеры показывают, что высокий запрос на бизнес с Китаем, надеемся, коснется не только традиционно понятных торговых отношений, но и высокотехнологичного сектора.

33
Начать дискуссию