Не игрушки: когда и как учить детей финансовой грамотности?

Не игрушки: когда и как учить детей финансовой грамотности?

Важно начинать обсуждение вопросов финансов с детьми на самых ранних этапах их развития, когда они начинают понимать, что такое “деньги” и почему за эти бумажки мама покупает в магазине вкусное печение или любимую игрушку. Первые разговоры об этой теме должны быть простыми и понятными, а не перегруженными сложными понятиями. Например, можно использовать игры и быть хорошим примером для детей. Подросткам же важно предоставить больше свободы и право на принятие финансовых решений. Дети быстро осознают, что такое деньги, но им также необходимо понимать, что ресурсы ограничены. А вот как донести это знание до подрастающего поколения рассказали аналитики в области бухгалтерского консалтинга компании «Простые решения».

Почти по Чуковскому: от двух до шести…

Формирование финансовых убеждений и взглядов частично определяется наследственностью, а также собственным опытом, который каждый из нас накапливает на протяжении своей жизни. Изучение финансовой терминологии играет ключевую роль в осознании функционирования финансовой системы. Каждый новый финансовый термин, например, «банк», «зарабатывать», «тратить» или «сберегать» - это еще одна ступенька к финансовой осознанности. Так же важно применение этих слов в повседневной жизни: на работе, во время покупок или при накоплении средств на важные цели. Этот процесс поможет вовлечь в обучение детей, создав для них индивидуальную копилку, чтобы они сами могли участвовать в управлении собственными финансами.

Для развития финансовой грамотности у детей важно не только наглядно демонстрировать стоимость различных предметов, но и активно вовлекать их в процесс управления деньгами. Подсчитывая суммы из копилки и показывая, сколько стоит каждая покупка, мы помогаем малышам осознать ценность денег и научиться расходовать их ответственно.

Помогут в развитии финансовой грамотности и тематические игры в магазин. Существуют даже целые тематические наборы с продуктами, тележками и кассой.

Теперь я первоклашка или как в Германии

Когда речь заходит о том, как лучше передавать школьнику деньги – наличными или на карту, возникает довольно распространенный вопрос. Каждый из этих вариантов имеет свои преимущества, поэтому рекомендуется рассмотреть возможность использования обоих методов. Это поможет ребенку развивать навыки работы с физическими деньгами, а также научит его отслеживать расходы с помощью мобильного приложения банка. Не исключено, что стоит задуматься о том, чтобы создать банковскую карту для ребенка уже с раннего возраста, например, с восьми лет. Однако важно уделить время объяснению ребенку, как правильно пользоваться картой и контролировать свои расходы.

Например, в Германии даже разработаны специальные стандарты для карманных денег по возрастам, а также способу и периодичности выдачи. Ох уж эта немецкая педантичность. Итак, если переводить в рубли немецкую систему, то получим примерно такие суммы:

Детям от 7 до 10 лет немецкие законотворцы предлагают от выдавать от 200 до 300 рублей в неделю наличными (2-3 евро).

Школьникам в возрасте от 10 до 15 по 2000 - 3000 рублей в месяц на карту. Это до 30 евро в месяц.

В принципе, достаточно интересный подход, который вполне можно перенять и в России.

До 16 и старше…

В возрасте 15-16 лет подростки начинают осознанно относиться к учебному процессу, что становится ключевым моментом в их

развитии. Многие школы включают в свою образовательную программу предмет «Финансовая грамотность», который помогает подросткам освоить основы управления финансами. Для тех, кто желает углубить знания в этой области, существуют специальные курсы, предлагаемые в разнообразных форматах и подходящие для широкого возрастного диапазона.

В интернете существует много проектов, которые предлагают помощь в освоении финансовых навыков бесплатно. Например, на веб-сайтах Центрального банка, проекта «Мои финансы» и «Национального центра финансового просвещения» вы найдете полезные шпаргалки и информационные материалы для повышения финансовой осознанности.

А нужно ли это вообще?

К сожалению, во времена СССР финансовой грамотности детей учили редко. А молодые люди, вступая во взрослую жизнь, набивали собственные шишки. Но в лихие 90-е ситуация поменялась, детям стали внушать ценность денег, а школьники стали пытаться работать не на мороженное, а, чтобы помочь родителям. Сегодня те школьники - молодые родители. На своем опыте познав, как трудно, порой, заработать, они стараются приучить своих детей к осознанному отношению к финансам. Главное - не переборщить в этом вопросе. Ведь в детскую голову из самых благих побуждений можно вложить неверные установки типа боязни тратить деньги на себя или постоянно экономить, превращаясь в Плюшкина из «Мертвых душ» Гоголя.

Массовая подготовка детей к финансовой самостоятельности играет ключевую роль в и стимулировании экономического развития страны. Финансовые знания способствует формированию у граждан понимания важности устойчивого развития финансовой системы, что способствует процветанию общества в целом.

22
Начать дискуссию