Отказываемся от клиентов в 2024 году, или 6 универсальных правил продаж

Рассказываем, почему мы в Okdesk отказываемся продавать свою систему некоторым клиентам и почему от этого чаще всего выигрывают обе стороны.

Отказываемся от клиентов в 2024 году, или 6 универсальных правил продаж

Привет! На связи Алексей Шевченко, команда Okdesk.

В век потребления стала популярной фраза «Клиент всегда прав», и бизнесу часто рекомендуют бороться за каждого клиента.

Мы с этим не согласны, и вот почему.

Работая с 2015 года мы поняли, что вне зависимости от масштабов бизнеса есть ситуации, когда потенциальному клиенту лучше отказать.

За годы общения с тысячами руководителей из сегмента малого и среднего бизнеса у нас сформировались категории клиентов, с которыми мы стараемся не работать.

В этой статье собрали шесть причин отказа и шесть правил, по которым работают наши продажи, а также объяснили, почему от отказов выигрывают и потенциальный клиент, и мы.

Правила продаж универсальные и могут применяться в любом бизнесе 🙂

Причина отказа №1. Близкая, но не целевая аудитория

Как любая компания, при создании Okdesk мы сформировали и постоянно дорабатываем портрет клиента и ценности (читай: пользу), которые наша система может дать «идеальному клиенту».

Проблема в том, что сам клиент очень редко хочет разбираться в тонкостях и особенностях того, что предлагает рынок. «Хочу автомобиль», — очень яркий пример типового клиентского запроса.

Кирилл Федулов, сооснователь Okdesk

В нашем случае мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда компании ищут систему клиентской поддержки (help desk), но при этом задачи у них разные:

  • одни поддерживают конечных обезличенных клиентов (например, клиент интернет-магазина или банк) по типовым вопросам, то есть так называемый Customer Support (B2C);
  • другие занимаются постпродажным обслуживанием юридических лиц (B2B).

Вроде и там и там одно и то же — поддержка.

Но это две совершенно разные ниши со своей спецификой и, как следствие, принципиально разные продукты.

Отказываемся от клиентов в 2024 году, или 6 универсальных правил продаж

В других сферах происходит то же самое: у каждой отрасли и ниши есть свои особенности, и не все решения подходят компаниям безоговорочно.

Отсюда получаем наше первое правило бойцовского клуба (зачёркнуто) продаж:

Правило № 1. Не пытайтесь продать продукт клиентам, если он им не поможет.

Даже если вам удастся «закрыть сделку», вы очень быстро столкнётесь с требованиями, которые идут вразрез с запланированным курсом развития вашего продукта/компании. Клиент же получает продукт, который не может решить его проблемы. Отсюда появляются разочарование и негодование.

Мы в таких ситуациях честно говорим потенциальному клиенту о том, что ему нужны совсем другие решения, и даже советуем тех, кто, по нашему мнению, лучше всех справится с поставленной задачей.

Зачем?

Просто потому, что стараемся быть честными и откровенными. Со всеми.

Причина отказа №2. Слишком большие надежды

Бывает и так, что клиент является вашей ЦА.

Но есть нюанс.

Ваш продукт/услуга ещё не могут закрыть те потребности, которые нужны конкретно этому заказчику.

Иными словами, продукт не удовлетворяет клиентским ожиданиям.

При этом вектор развития вашего решения совпадает с «хотелками», и вы не сомневаетесь, что в среднесрочной перспективе нужные «фичи» в продукте появятся.

Именно в этот момент почти у каждого возникает соблазн продать сейчас, а потом как-нибудь закрыть потребности.

На рынке есть масса компаний, особенно на ранних стадиях развития, продающих то, чего пока еще нет. После того как контракт подписан, они начинают спешно искать способ удовлетворить запросы клиента, но это крайне редко можно сделать безболезненно для своих планов по развитию массового продукта.

Кирилл Федулов, сооснователь Okdesk

Так поступать нельзя.

Отказываемся от клиентов в 2024 году, или 6 универсальных правил продаж

Клиент далеко не всегда готов ждать. По сути, вы просто обманываете его ожидания и в конечном счёте подводите. Итоги могут быть совершенно разными: от очень негативного отзыва до ситуации, когда компания уже не обратится к вам ни при каких обстоятельствах.

Получаем наше второе правило:

Правило № 2. Открытость, честность и выполнение взятых на себя обязательств — это основа бизнеса.

Мы всегда объясняем, почему сейчас наш продукт клиенту не подходит и когда получится решить его задачи. Так как разработка программного обеспечения — дело не самое прогнозируемое, в своих ответах мы всегда говорим о кварталах и только по тем функциям, которые действительно есть в планах.

Такая позиция позволяет превратить заказчика в «адвоката бренда», и очень часто наш help desk всё равно покупают, просто чуть позже.

Однако теперь уже нет завышенных ожиданий — для обеих сторон всё предельно прозрачно. Других же в перспективе гораздо проще будет вернуть после выхода ожидаемой функциональности.

Причина отказа №3. Любители халявы

О том, что наш человек любит всё бесплатное, говорят, пожалуй, на большинстве отраслевых мероприятий в самых разных сферах. Многие услуги (медицина, образование, телевидение) долгие годы были бесплатными для населения.

И хотя при капитализме мы живем уже более 25 лет, во многих сферах до сих пор нужно прикладывать усилия, чтобы приучить как частных, так и корпоративных клиентов платить.

Кирилл Федулов, сооснователь Okdesk

В той сфере, где работаем мы — разработка программного обеспечения, ситуация усложнялась самим рынком.

На заре развития ПО в нашей стране было много сервисов, которые работали бесплатно или по модели freemium. А пиратство позволило бизнесу получить полный доступ к дорогому софту.

В итоге многие привыкли, что софт — это что-то бесплатное.

Отказываемся от клиентов в 2024 году, или 6 универсальных правил продаж

Сегодня люди продолжают настаивать на том, чтобы им давали доступ к решениям бесплатно или с очень большими скидками. Таким халявщикам бессмысленно объяснять ценности продукта.

Правило № 3. Не работайте с халявщиками.

Соглашаясь на скидку в ответ на требования халявщика, вы, по сути, понижаете планку всего рынка. А демпинг никому не идёт на пользу.

Да и как потом что-то допродать или повысить цены, если объективно выросла себестоимость?

Скорее всего никак. В итоге клиент уйдёт, поливая вас грязью за вашу «алчность».

Оно вам надо? 🙂

Причина отказа №4. Клиент-шантажист

Крупные клиенты зачастую предпочитают ставить вопрос ребром: «Сначала сделайте — потом заплатим». Помноженная на «У нас большая экспертиза, мы вам сами расскажем, что и как делать», эта позиция типична как для бюджетников с планированием и бюрократией, так и для коммерческих «слонов».

Но малый и средний бизнес, который охотится за крупными контрактами, не обладает таким объёмом ресурсов. А потому при выполнении заявленного объёма работ очень часто попадает в кассовый разрыв.

Кирилл Федулов, сооснователь Okdesk

Нередки случаи (в нашей отрасли мы о них знаем), когда разработчики софта на старте корректируют дорожную карту развития продукта под одного большого заказчика.

Часто это приводит к тому, что продукт, изначально ориентированный на массы, становится инструментом для одной компании, а компании-разработчики разоряются.

Поэтому для себя мы вывели следующее правило:

Правило № 4. «Утром деньги — вечером стулья».

Кадр из х/ф «12 стульев»
Кадр из х/ф «12 стульев»

При обратном подходе — «Можно сначала стулья, а потом деньги?» — построить настоящие партнёрские успешные отношения не выйдет.

Лучше искать клиентов, которые понимают и ценят ваше время, людей и продукт.

Причина отказа №5. Незрелый клиент

Как ни странно, большое количество предпринимателей и руководителей компаний не умеют по-настоящему считать.

Речь, конечно, о бизнесовой, а не школьной математике вроде 2+2 = 4.

Они работают по наитию или в соответствии со средним чеком на рынке, но не готовы разговаривать о том, из чего формируется цена товара или услуги.

Простой пример: парикмахерская арендует помещение и назначает цены, ориентируясь на средние по городу, не заботясь о том, сколько денег приносит тот или иной мастер и какова цена его мастерства.

В итоге такие клиенты приходят к вам и начинают рассказывать, сколько стоит ваше время, опираясь на какие-то свои представления о реальности.

Отказываемся от клиентов в 2024 году, или 6 универсальных правил продаж

Из этого выводим правило:

Правило № 5. Не тратьте время на «учёных» и «экспертов».

Пожелания в сопровождении такой «профессиональной оценки» мы получаем регулярно: «сделайте эту доработку, тут всего час работы программиста».

К сожалению, многие не понимают, что костюм на заказ не может стоить дешевле или столько же, сколько массовое производство в Китае.

Причина отказа №6. Нерентабельный клиент

Рентабельность бизнеса нужно контролировать постоянно.

«Средняя температура по больнице», отчёты по поступлениям или ABC-анализ клиентов не позволят сделать бизнес эффективнее.

Зато это можно сделать, отследив рентабельность по каждому отдельному договору / типу работ (в зависимости от бизнеса). Это позволяет сосредоточить имеющийся у компании потенциал на самых доходных направлениях.

Отказываемся от клиентов в 2024 году, или 6 универсальных правил продаж

Оценивать рентабельность клиентов имеет смысл в контексте длительных взаимоотношений — там, где уместен параметр LTV (life time value), например, в рамках договоров на абонентское обслуживание (обычно это B2B, но и для B2C модель актуальна).

Кирилл Федулов, сооснователь Okdesk

Наше шестое правило продаж:

Правило № 6. Нужно уметь считать СВОИ деньги.

Клиентам нашей help desk системы, предназначенной как раз для сокращения оттока и увеличения LTV, мы рекомендуем по итогам анализа и отчётов отказываться или как минимум обоснованно пересматривать отношения с теми клиентами, по которым суммарные затраты на обслуживание за период больше полученных средств.

Согласитесь, ведь бизнес — это в первую очередь про зарабатывание денег, а не работу забесплатно или себе в убыток.

Вывод: не бойтесь отказывать клиентам

По своему опыту знаем, что сказать клиенту «нет» порой так же сложно, как и договориться о первой продаже.

Но не нужно этого бояться!

В каждый момент времени следует думать не о сиюминутной выгоде или разовой сделке, а о долгих отношениях, ведь только они определяют успех на конкурентном рынке в любой отрасли.

При этом мы придерживаемся правила, что любой отказ должен быть обоснованным и честным. Такая откровенность — путь к долгосрочному успеху и взаимовыгодным отношениям с клиентами.

Подписывайтесь на наш канал «ОК, сервис» в Telegram, где мы рассказываем о своей внутрянке, делимся экспертизой по развитию сервисного (и не только) бизнеса и смешно шутим.

Okdesk — удобная help desk система для автоматизации сервисного обслуживания и технической поддержки в B2B. Интуитивно понятный интерфейс, стабильная и быстрая работа, компетентная техподдержка и возможности Enterprise-систем по доступной цене.

2626
11 комментариев

Расскажу кейс из личного опыта.

Год назад я имел "счастье" пообщаться с логистической компанией.
Вел переговоры с Ведущим логистом и системным администратором.
Суть проекта была в следующем:
Заказчик внедрил ранее малоизвестную CRM-систему (это црм-ка была установлена буквально в 10-ти компаниях по всей РФ).
Через какое-то время случилось то, что должно было случиться:
CRM начала дико подтормаживать, как серверная часть, так и клиентская.
Естественно, заказчик стал обрывать телефоны "вендора"), но тщетно, никто не отвечал и никакой техподдержки оказано не было.
И тут я начинаю общаться с сисадмином, он объясняет ситуацию и говорит:
- Памагити!

Я сразу предложил ливнуть (миграция) в Б24 - широкоизвестная crm, которую поддерживают сотни компании в нашей стране, в случае чего.
Однако перед началом телодвижений я предложил провести анализ ИТ-ландшафта (софтверная часть). И там было выявлено столько всего интересного, что называется зоопарк: и софт и железо вразнобой, и каким чудом это все "работало" - одному Богу известно.
По итогу наши спецы провели аудит (бесплатно, с надеждой на долгосрочные отношения и проекты), выдали подробный отчет по текущему состоянию, исправлениям критических точек, отладке и рекомендованному оборудованию под их потребности, ну и внедрение Б24 посчитали.
Отправили КП с конкретными работами, сроками и стоимостью на согласование Директору.

Финал.
Приходит письмо с ответом:
"Вы нам бесплатно все сделайте, если заработает как надо и быстро, то мы заплатим. А сейчас мы не готовы платить за воздух".

Занавес.

4
Ответить

Всегда интересна судьба таких ребят, они вообще живы потом или уже вынуждены будут согласиться на всё, что угодно?

Ответить

Да, жизненно

Ответить
Автор

Незрелый бизнес. От него, к сожалению, никуда не деться)

У нас пару лет назад был тариф «Мастер» для маленьких компаний (~3000 руб./мес.). Так вот эти компании чаще остальных заявляли, что «за такие-то деньги вы нам всё под ключ внедрять должны»)

Ответить

Полностью согласна с автром. Все что описал, попадает в самое сердце. Не смотря, что я работаю в другой сфере - маркетинга. Сталкиваюсь с такими клиентами регулярно и естественно отказываю, когда вижу первые сигналы. А специалистам хочется сказать: Цените свой труд и свое время. И помните работа за бесплатно не ценится

2
Ответить
Автор

Мало того, что не ценится, так ещё и рынку в целом вредит

1
Ответить

Участвовали пару недель назад на одной крупной выставке в качестве экспонентов. Подходили разные люди, но было несколько важных "директоров", которые начинали за здравие, а потом задавали вопрос "это же бесплатно?". Да, конечно, бесплатно:
- работаем мы бесплатно;
- участие в выставке оплачиваем бесплатно;
- зарплаты платим бесплатно...всё бесплатно.
Еле сдерживался, чтобы не спросить: а ваша компания чем занимается? что продаете / предлагаете? это же бесплатно?

1
Ответить