{"id":14286,"url":"\/distributions\/14286\/click?bit=1&hash=d1e315456c2550b969eff5276b8894057db7c9f3635d69a38d108a0d3b909097","hash":"d1e315456c2550b969eff5276b8894057db7c9f3635d69a38d108a0d3b909097","title":"\u041f\u043e\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430\u0434 \u043a\u0440\u0443\u043f\u043d\u0435\u0439\u0448\u0438\u043c\u0438 \u0418\u0422-\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u0430\u043c\u0438 \u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u044b","buttonText":"","imageUuid":""}

Большой разбор акций Whoosh: отличная история роста или огромные риски?

whoosh-bike.ru

Вообще Whoosh попал в список моих фаворитов на 2024 год и пока я собиралась писать про них статью успел долелеть до таргета и от него скорректироваться вниз. Но так как компания мне по-прежнему кажется интересной и после публикации у нее вышел отчет за 2023 год целиком, предлагаю сегодня познакомиться с ней поподробнее и посмотреть остался ли там еще потенциал роста.

Чем занимается Whoosh

Whoosh — один из лидеров в секторе микромобильности и предоставляет в аренду СИМ (средства индивидуальной мобильности). СИМ функционируют на собственной технологической платформе. То есть это не только самокаты, но и IT-продукт, на основе которого и функционирует сам сервис. В частности компания применяет технологии определения когда на самокате в нарушение правил передвигается одновременно два человека вместо одного, технологии компьютерного зрения, распознающие людей, препятствия и дорожную разметку, технологии определения правильности парковки и так далее.

Кроме того компания работает над разработкой собственного аккумулятора, за счет внедрения которого предполагается сокращение перезарядок в два раза и, как следствие, уменьшение затрат и увеличение рентабельности, а также работает над локализацией производства запчастей для самокатов, что предоставляет существенную экономию на комплектующих.

При чем компания работает и над улучшением самих самокатов: если смотреть историю их развития — то там и беспроводные зарядки для смартфона, и изменения в подвеске, и эксперименты с увеличением размера переднего колеса, и передняя подсветка, и многое другое. Кстати, вы знали, что у Whoosh кроме, собственно, самокатов есть также и электровелосипеды для передвижения на более длинные дистанции? Мне даже самой захотелось на таком покататься:

whoosh-bike.ru

Хочется сказать и пару слов о самой индустрии кикшеринга и о том, что люди, которые СИМ не пользуются, воспринимают самокаты зачастую как некоторое развлечение, «покатушки». Однако это не совсем так. В крупных городах кикшеринг – это транспорт первой и последней мили, который может служить альтернативой поездкам на такси, автомобилях каршеринга и общественному транспорту, а также пешеходному маршруту. То есть это история про доехать на самокате от метро до точки назначения в первую очередь, а не про покататься по центру города по велодорожке. Доля именно транспортных, а не рекреационных поездок у Whoosh — около 85%.

Если смотреть историю развития компании — то она выглядит достаточно впечатляюще: путь от стартапа до одного из лидеров кикшеринга занял всего 5 лет. Компания осуществляет экспансию в новые города и страны: количество локаций за пять лет возросло с 4 до 55, количество устройств — с 1,3 тысяч до 149,9 тысяч, а в планах компаниии на 2024-й год — наращивание парка устройств на 44 тысячи (+29,4% год к году), а количества локаций — до 64 (+8 новых городов).

При чем в отличие от Делимобиля у Whoosh не наблюдается раскорреляция между ростом выручки и ростом ключевых натуральных метрик:

whoosh-bike.ru с моими комментариями

Количество поездок на зарегистрированного пользователя и на СИМ год к году растет и здесь, в отличие от Делимобиля, выход в другие менее богатые по сравнению со столицами города не приводит к снижению натуральных метрик в пересчете на одного пользователя и одно устройство. Это говорит о том, что у Whoosh есть потенциал по дальнейшему наращиванию финансовых показателей при одновременном поддержании и даже улучшению и так не маленькой рентабельности, а также о том, что Whoosh удается успешно справляться с конкуренцией — количество поездок на пользователя продолжает расти.

Кстати, если вспомнить оценки рынка на момент выхода Whoosh на IPO — тот же SberCIB Investment Research писал, что к потенциальное количество активных пользователей сервисов микромобильности к 2026 году может составить 21 млн. пользователей, однако Whoosh, как и рынок в целом, вплотную подобрался к этой отметке уже в 2023 году. То есть рынок, на котором работает компания, не просто растущий и пока все еще с низкой степенью проникновения в городах, но и растет с темпами выше прогнозов аналитиков. Понятно, что не все зарегистрированные пользователи являются активными. Если сравнивать метрики количество поездок/число активных пользователей и количество поездок/число зарегистрированных пользователей — метрики различются в 2,8 раз. Но тем не менее рост рынка происходит явно опережающими темпами.

Однако стоит обратить внимание, что на сайте компании не приведены сведения о средней длине поездки и среднем чеке. Если первое я высчитать не могу, то второе приблизительно посчитать самостоятельно вплоне возможно, разделив выручку на количество поездок:

- средний чек в 2020 году — 201,4 рубля;

- средний чек в 2021 году — 157,0 рублей;

- средний чек в 2022 году — 115,0 рублей;

- средний чек в 2023 году — 103,2 рублей.

О чем нам говорит эта картина в совокупности с ростом поездок на пользователя и ростом поездок в пересчете на одно устройство? О том, что кикшеринг становится полноценным транспортом, а не развлечением для широкой публики, и о том, что по мере увеличения количества доступных самокатов поездки становятся короче, то есть нужно больше и больше именно твоих самокатов, чтобы пользователь выбирал именно тебя, иначе в какой-то момент ключевые операционные метрики начнут стагнировать, а за ними начнут стагнировать и финансовые показатели, начиная с рентабельности и кончая выручкой. Поэтому здесь наращивание флота — жесткая необходимость, чтобы не проиграть конкурентную войну. И наращивать флот желательно с темпами не менее, чем у конкурентов.

Кстати о конкурентах: если смотреть исследование truesharing. ru — по итогам 2023 года рынок в России продолжал активно развиваться: росли и выручка, и численность пользователей сервисов, и размер флота, и количество поездок. Крупнейшими игроками на рынке по-прежнему являются Whoosh, МТС Юрент и Яндекс с совокупной долей рынка около 96,4%. В целом рынок кикшеринга по итогам года в цифрах выглядел так:

- Суммарное количество самокатов составило 332,4 тыс. штук (45,1% приходится на Whoosh vs. 36% в 2021 году);

- Количество поездок за сезон выросло до 211,7 млрд. штук (49,1% из которых приходится на Whoosh vs. 47% в 2021 году);

- Количество активных пользователей в России — 21 млн. человек (у Whoosh аналогичное количество пользователей, но число активных пользователей — 7,2 млн. человек и неизвестно сколько из них приходится на Россию).

То есть пока Whoosh очень успешно справляется с конкуренцией и наращивает свою долю как в общем количестве самокатов, так и в общем количестве поездок за сезон. И truesharing. ru прогнозирует дальнейший рост количества поездок в России на 130% до 486 млн. штук за счет развития сервисов в городах присутствия, увеличения количества устройств до 510 тыс. штук, увеличения количества пользователей до 35 млн. пользователей и частотности их поездок.

Что касается рынков кикшеринга в Беларуси и Казахстане, где также оперирует Whoosh, — там наблюдается схожая картина с взрывным ростом рынка и делением его между несколькими крупными игроками. И риски по ужесточению законодательного регулирования там, кстати, аналогичные с РФ. Так в Казахстане, например, приняли закон о том, что пользователи самокатов должны будут иметь водительские права и носить шлемы, а в Беларуси идет дискуссия о необходимости ужесточения существующих правил пользования самокатами.

Кроме того в качестве рисков стоит отметить отсутствие необходимой инфраструктуры для СИМ во многих городах и отсутствие возможности под ее обустройство. Как следствие, некоторые города начинают бороться с СИМ и запрещать парковку в центре на муниципальных землях, или и вовсе запрещать передвижение на СИМ в границах определенных территорий.

Но на федеральном уровне существует дорожная карта по развитию микромобильности, в рамках которой предполагается, что уже в июне 2024 года Минстрой, МВД и Минтранс должны будут разработать план по развитию инфраструктуры для СИМ в России, а региональные власти в течение нескольких месяцев на основании этого плана должны утвердить собственные планы по созданию и интеграции инфраструктуры для СИМ в свои транспортные системы. Не знаю дойдем ли мы как в Амстердаме до отдельных дорожек для велосипедов и СИМ — но будет очень интересно за этим наблюдать:

Амстердам, личный архив

Резюмируя вышесказанное, Whoosh — это яркий представитель компаний роста с отличными перспективами как на рынке России, так и на зарубежных рынках (СНГ и Латинская америка). Пока Whoosh конкурентную борьбу однозначно выигрывает и умудряется расти с темпами выше темпов роста рынка. Однако дальнейший захват рынка сопряжен с повышенными расходами на наращивание флота СИМ, так как доля пользователей СИМ, использующих устройства именно как транспорт, а не как развлечение, постоянно растет, а дистанция поездок и средний чек — неуклонно падают. Кроме того, в голове стоит держать и риски ужесточения законодательного урегулирования отрасли, проблем с выстраиванием полноценной инфраструктуры для СИМ во многих городах, а также валютные риски, так как компания генерирует выручку в рублях, а цены на СИМ устанавливаются в долларах и юанях.

Финансовые показатели Whoosh, прогноз, справедливая цена и дивиденды 2024

Согласно отчету компании за 12 месяцев 2023 года:

- Выручка — 10,7 млрд. рублей (+54,2% г/г)

- ebitda — 4,5 млрд. рублей (+37,9% г/г)

- Чистая прибыль — 1,9 млрд. рублей (+38,1% г/г)

- Рентабельность по ebitda — 42%

- Чистая рентабельность — 17,8%

- ND/ebitda — 1,9х

При первом приближении финансовая отчетность выглядит достаточно неплохо. Цифры демонстрируют увереннный рост. Однако стоит заметить, что свободный денежный поток у компании отрицательный. В потенциале это дополнительное снижение рентабельности и дальнейший рост долговой нагрузки, которая и так по итогам года существенно подросла.

Также стоит обратить внимание на то, что стоимость ремонта и технического обслуживания устройств растет в разы быстрее и выручки, и самого количества устройств — +130% г/г. С учетом того, что средний срок службы самоката 5 лет — это звучит достаточно угрожающе, так как расходы и на обслуживание и на замену самокатов будут дальше только расти. Сможет ли компания с этим справиться без потери рентабельности и без существенного наращивания долговой нагрузки — вопрос.

Раскорреляция между темпами роста выручки и ebitda вызвана опционной программной для мотивации сотрудников, для которой компания выкупает акции с рынка. В планах Whoosh осуществить байбэк около 1 млн. акций, из которых на 27.03.2024 было выкуплено около 0,3 млн. акций. Поэтому здесь я вижу позитив, так как программа байбэка не даст акциям значительно скорректироваться, а сотрудники компании будут заинтересованы в достижении целевых уровней EBITDA и росте курсовой стоимости акций компании.

С учетом цифр в отчете за 2023 год я перестроила модель оценки компании и мультипликаторным подходом на конец года справедливая цена акций Whoosh составляет около 400 рублей за акцию, апсайд к текущим — 30%.

Что касается дивидендов — то дивидендная политика Whoosh на данный момент привязана к чистой прибыли и предполагает выплаты в зависимости от уровня долговой нагрузки. Так, при показателе «чистый долг/ebitda» ниже 1,5 компания планирует выплачивать в виде дивидендов 50% чистой прибыли, а если этот показатель будет в диапазоне от 1,5 до 2,5, выплаты составят 25% чистой прибыли. При коэффициенте долговой нагрузки выше 2,5 дивиденды не будут выплачиваться. Это ориентирует нас на выплату около 4,5 рублей в виде дивидендов по итогам 2024 года и дает достаточно скромную дивидендную доходность около 1,5% к текущим котировкам.

Выводы

В целом компания выглядит на мой взгляд интересно, хотя лично у меня и есть некоторые вопросы к тому как компания справится со своими расходами на обслуживание и замену флота, а также с потенциальным ужесточением законодательного регулирования и отсутствием необходимой инфраструктуры для СИМ во многих городах.

Компания показывает очень хорошие темпы роста и конкуренцию пока выигрывает. Да и сам рынок кикшеринга растущий и даже за счет одного этого обстоятельства Whoosh вполне способен продолжать рост на горизонте нескольких лет. Но за показателями компании надо внимательно следить, так как тут есть несколько моментов, способных привести к негативной переоценке акций компании, начиная от потенциального роста долговой нагрузки и снижения рентабельности, до дальнейшего снижения длины поездок и среднего чека. Ну а я продолжаю думать над добавлением данной акции себе в портфель, так как компания мне нравится, но чтобы купить что-то нужное — надо продать что-то ненужное, а ненужного у меня пока в портфеле нет)) Не ИИР.

PS Лайк — если понравилась статья: -)

Подписывайтесь на мой блог на VC и телеграм-канал, чтобы не пропустить новые интересные статьи!

***Меня нет на других ресурсах кроме VC и telegram. Если вы видите мою статью на другом ресурсе без ссылки на меня — ее туда незаконно позаимствовали. Политика по копированию материала с данного канала здесь***

0
33 комментария
Написать комментарий...
Евгений Широков

Ещё один доморощенный инвестор. Вы похоже даже новости не читаете, в какую жопу может попасть эти самокаты и какое мнение о них у народа и у властей.

Ответить
Развернуть ветку
Investillion - про инвестиции
Автор

Обожаю людей, которые статью явно не дочитали, но считают своим долгом прийти в комменты и в агрессивной, если не оскорбительной, манере пытаться мне рассказать что они обо мне думают))

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Широков

Обожаю отсутствие аргументацию у людей, которые пытаются работать с деньгами. И да, концовку прочитал, суть которой в том, что вы ничего не знаете о развитии компании, как она будет работать в соответствии с законодательством, не интересуетесь источниками новостей, что напрямую расходится с абсолютно всеми вашими словами. А в свете вашего последнего комментария, вы не способны дать корректный ответ "агрессору" в моем лице, что лишь говорит о вашей неподготовленности. Уж поверьте, ваш стиль общения в сфере инвестиций будет крайне деструктивным в плане финансов и отношения к людям. С таким же успехом дети школьного возраста говорят "за жизнь и понятия" на лавочке у подъезда
Достаточно ясно объяснил, что я подразумевал под выражением "Доморощенный инвестор"?

Ответить
Развернуть ветку
Investillion - про инвестиции
Автор

Ну очевидно, что прочитали то Вы только концовку))

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Широков

А вы очевидно не умеете в адекватную оценку своих способностей. Всех благ. В основном вашим финансам.

Ответить
Развернуть ветку
Investillion - про инвестиции
Автор

Благодарю, взаимно) Пойду скажу тем изданиям, что со мной сотрудничают, что они неадекватно оценивают мои способности, а то они не знают, наверное, но вот Вы их сейчас просветили)

Ответить
Развернуть ветку
Knowledge is power

Забыли написать: вы токсичный. Патаму шта не добавляете смайлики..

Ответить
Развернуть ветку
Investillion - про инвестиции
Автор

Ну не думаю, что смайлики как-то могли бы здесь исправить ситуацию, если честно)) Если бы я человеку выше ответила "Вы похоже просто яд сливаете, раз позволяете себе писать в таком тоне, даже не дочитав статьи" - я не думаю, что это воспринималось бы менее агрессивно, даже если бы я поставила в конце такого сообщения кучу смайликов))

Ответить
Развернуть ветку
Knowledge is power

"позволяете себе писать в таком тоне, даже не дочитав статьи"

А, простите за любопытство, в каком тоне он должен писать? Ну, по вашему, "королевскому" мнению?
В подобострастно-заискивающем? Тогда вы ему выкажете милость?

Ответить
Развернуть ветку
Investillion - про инвестиции
Автор

Нет, ну что Вы. Конструктивного тона хватает для того, чтобы я не менее конструктивно отвечала. Понимаете какая штука, во фразах "Доморощенный инвестор" и "Вы даже новости не читаете" - содержится крайне негативный посыл и переход на личности. Если автор комментария хотел выразить мысль "На мой взгляд тут риски существеннее, чем Вы указываете в статье" - возможно так и стоило писать, по-крайней мере воспринимаетеся это очень спокойно. И можно спокойно дискутировать и говорить, "Ну вот смотрите, я писала про это в абзаце таком-то и имела ввиду вот это". А когда пишут по другому - другой ответ и получают, логично вроде, разве нет? Мы же на равных - если по отношению ко мне можно переходить на личности и писать таким образом - почему я не могу в ответ к собеседнику допустить подобное?)

Ответить
Развернуть ветку
Александр

Автор вполне конкретно описал возможные сложности дальнейшего развития кикшеринга. А "в какую жопу может попасть эти самокаты" вы в состоянии хоть сколько-нибудь аргументировано определить? И "мнение о них у народа" подкреплено соц. исследованием? Про мнение властей в статье также упоминается. Перечитайте, если не смогли усвоить информацию с первого раза.

Ответить
Развернуть ветку
Investillion - про инвестиции
Автор

Александр, спасибо за поддержку, но не стоит. Если ознакомиться с комментариями этого человека к другим статьям - он в принципе такой и всем так пишет. Не стоит кормить тролля, с моей стороны - это просто минутная слабость. Таких проще игнорировать

Ответить
Развернуть ветку
Александр

Понятно)
А Вам спасибо за работу. Всегда с большим интересом читаю Ваш канал 🤝

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Леопольдович

Вам не спасибо за, о новость, регистрацию 12.05.2024.
Самые клевые комментарии от только что зареганных фанатов авторов заметок рекламных ))))

Ответить
Развернуть ветку
Александр

По-твоему в день регистрации человек не может ничего оставлять в комментариях?))

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Леопольдович

Хех. Так-то реальный заказчик статейки виден за 146 км ))))

Ответить
Развернуть ветку
Investillion - про инвестиции
Автор

Вот ни разу в жизни нативную рекламу не брала, от слова совсем ибо считаю ее злом) Но Вы безусловно вправе считать так как считаете нужным

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Леопольдович

Мы все абсолютно верим!

Ответить
Развернуть ветку
Читатель vc.ru

Всё жду момент, когда общественности надоест этот кошмар на тротуаре и будут введены действенные ограничения на управление любыми средствами индивидуальной мобильности.

Мне как обычного жителю это СМИ не нужны и более того, не вижу от них пользы для государства, рабочих мест кот наплакал, налогов минимум, в инфраструктуру солидных инвестиций не делают. Если подсчитать сколько тратится бюджетных средств в трамвпунктах на лечение пострадавших возможно государство ещё и в минусе остаётся.

Если было общественное голосование, я бы голосовал за запрет или жесткое регулирование данной сферы.

Ответить
Развернуть ветку
Александр

Самокаты активно пользуются спросом у молодёжи - тех, кто очень скоро станет самым активным и при этом платежеспособным сегментом населения. И этот сегмент будет только расти.
Реакционное мышление тормозит любое развитие. Такие моменты нужно не запрещать, а регулировать. Как правило, подобные запреты ведут к негативным последствиям.
А "польза для государства" - это сомнительный критерий, т.к. государство и служит для обеспечения благополучия населения, а не наоборот. И если население видит в кикшеринге определенный комфорт жизни, то его нужно развивать.

Ответить
Развернуть ветку
Читатель vc.ru

Я не готов терпеть, что самое обезбашенное поколение может травмировать моего ребенка, родителей и сделать их инвалидами на всю жизнь, а защититься от этого невозможно.

Владельцы компаний СМИ в России несут гораздо больше вреда чем табачные компании. В курении хотя бы есть выбор, курить или нет, а здесь не знаешь где тебя собьют, у дома, в парке или на детской площадке.

Буду голосовать рублем, ни копейки этим сервисам, ни голоса в их пользу. Жду законопроекта который сильно порежет права на управление этим транспортом.

Ответить
Развернуть ветку
Investillion - про инвестиции
Автор

Не спорю, что проблема действительно есть и было бы здорово, если бы для СИМ были отдельные дорожки как в Амстердаме. Но сервис все равно востребован, иначе бы не росло количество активных пользователей СИМ и количество поездок

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Воловцев

Самокаты все больше приобретают популярность, но государству наплевать на дорожки и на простых пешеходов.

Ответить
Развернуть ветку
Максим

От электро самокатов постоянно страдают пешеходы. Электррсамокаты надо запретить, а покупать акции таких фирм должно быть зашкваром, чтобы говоришь что купил акции такой конторы, друзья перестают общаться, жена разводится и забирает детей, бизнес партнёры прекращают сделки.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Бабанин

во многих городах просто нет возможности передвигаться на самокате к сожалению, да и погода часто играет решающую роль , хотя для Краснодара и машина уже давно не актуальна)

Ответить
Развернуть ветку
Investillion - про инвестиции
Автор

Тоже соглашусь, поэтому интересный ход с выходом в Латинскую Америку. По логике это сезонность должно снять

Ответить
Развернуть ветку
Филипп Новиков

Whoosh - лучший по качеству сервиса, самый дорогой по услугам, и единственный крупный пока что независимый игрок на этом рынке, в отличие от Urent, продавшегося МТС и самокатов Яндекс Go. Сам имею в портфеле с IPO, продавал и снова покупал.
Больших рисков тотальной регуляции кикшеринга не вижу в ближайшие пару лет, а вот то, что Whoosh будет куплен каким-нибудь гигантом с бесконечными деньгами типа Сбера- вполне возможно.

Ответить
Развернуть ветку
Investillion - про инвестиции
Автор

Тут на мой взгляд вопрос куда качнется регулирование: есть предпосылки и в сторону интеграции микромобильности в транспортную инфраструктуру, и в сторону ограничений типа Казахстана, так как самокатов объективно на улицах стало больше и они стали чаще попадать в ДТП из-за этого. Поэтому тут риски, конечно, есть. А в плане того, что Whoosh может кто-то купить - на мой взгляд это будет позитив для акционеров, так как как правило такие покупки происходят с некоторой премией к рыночной оценке и покупающее лицо выставляет обязательную оферту для миноритариев.

Ответить
Развернуть ветку
Safety1st

Заголовок кликбейтный, контент интересный.

Ответить
Развернуть ветку
Investillion - про инвестиции
Автор

Рада, что статья показалась интересной

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров

У Whoosh за последние годы цена выросла очень существенно. Я помню времена, когда минута стоила 6 рублей, а сейчас не редкость и 9. Предел повышения цены у них IMHO не за горами, а с ним и предел для роста компании.

Ответить
Развернуть ветку
Investillion - про инвестиции
Автор

Не совсем соглашусь, я для этого привела в статье данные о натуральных показателях: рост финансовых показателей в первую очередь достигается пока за счёт роста количества устройств, количества поездок и количества активных пользователей

Ответить
Развернуть ветку
Dan

Стоимость минуты сравнялась с каршерингом. Роста тут больше не предвидится, а вот потенциальных проблем можно огрести вагон.

Ответить
Развернуть ветку
30 комментариев
Раскрывать всегда