IPO МТС-Банка: итоги

IPO МТС-Банка: итоги

Прошедшее перед майскими праздниками IPO МТС-Банка – хороший пример для анализа того, насколько успешными могут быть результаты размещения, в чем секрет ажиотажа, как ведут себя бумаги после выхода на рынок и какие риски все-таки могут возникнуть у их владельцев.

Благодаря рекордному спросу, в 15 раз превысившему предложение, МТС-Банку удалось разместить свои бумаги по верхней границе ценового диапазона – 2 500 руб. за акцию и привлечь 11,5 млрд руб. Капитализация банка при этом была оценена в 86,6 млрд. Free-float по результатам IPO составил около 13,3%, а бумаги стали одними из самых популярных в Индексе IPO: в апреле, по данным МосБиржи, на них пришлось 9,6% портфелей частных инвесторов. Общая аллокация на розничных покупателей по итогам размещения – около 5 млрд руб., на институциональных – 6,5 млрд.

В первый день торгов акции в моменте подскочили на 10% от цены IPO – до 2 750 руб., но по итогам торгов рост замедлился, а потом и вовсе сошел «на нет». Вчера в течение торгов бумаги опускались ниже стартовой отметки в 2 500 руб., но падение было достаточно быстро ликвидировано. Пока еще опасаться нечего: в рамках IPO структурирован механизм поддержания цены до 15% от базового размещения. Он будет действовать до 26 мая, а затем бумаги отправятся в свободное плавание.

В чем секреты успеха?

МТС-Банк сделал ставку на наиболее маржинальный бизнес и сфокусировался на необеспеченном розничном кредитовании. В течение трех последних лет его кредитный портфель ежегодно рос в среднем на 39%, банк стал одним из лидеров в выбранном сегменте и вошел в топ-10 банков по портфелю потребительских кредитов, в топ-6 – по портфелю кредитных карт и лидирует в сегменте POS-кредитов (кредиты на приобретение товаров в торговых точках).

Однако, опережающий рост и привлекательная ниша – не единственные достоинства дебютанта.

Во-первых, он входит в экосистему крупнейшего в стране сотового оператора МТС и, помимо постоянного кредитования со стороны материнской группы, вполне может рассчитывать на любую другую поддержку. В том числе технологическую: база абонентов МТС по количеству SIM-карт – более 81 млн человек, и их привлечение обходится МТС-Банку почти вдвое дешевле клиентов «с улицы». Анализ огромного массива данных, накопленного МТС, позволяет значительно снизить кредитные риски клиентов из экосистемы – их кредитные заявки банк одобряет гораздо охотнее. Цифровизация, кстати, – один из бизнес-приоритетов, и это отвечает современным требованиям, в том числе в части дистанционного обслуживания.

Во-вторых, несмотря на работу преимущественно с розничными кредитами (87% кредитного портфеля), у МТС-Банка достаточно диверсифицированный операционный доход, значительная доля которого (33% по итогам 2023 г.) – комиссии по расчетным операциям, агентские вознаграждения и прочие некредитные поступления. С учетом сокращения расходов благодаря все той же цифровизации, эффективность и рентабельность бизнеса остаются на высоком уровне. За последние три года показатель CIR (cost-to-income ratio, отношение операционных расходов к доходам) снизился с 47,5% до 31,2%, а рентабельность по российским стандартам превышает 20%.

Но есть, как минимум, один важный момент, на который счастливым обладателям бумаг банка стоит обратить внимание.

Кредитование физических лиц даже при эффективном скоринге и анализе больших данных – достаточно рискованное направление бизнеса. Не облигации государственного займа и не расчетно-кассовое обслуживание монополий. И хотя доля просроченных ссуд у МТС-Банка в 2023 г. практически не изменилась и составила порядка 9%, этот показатель может преподнести неприятные сюрпризы. Россияне любят необеспеченные ссуды и кредитные карты: за два года доля заемщиков с пятью и более кредитами, по данным «Скоринг бюро», почти удвоилась, и в случае падения реальных доходов роста проблемной задолженности избежать вряд ли удастся.

Если просроченная задолженность вырастет, может потребоваться досоздание резервов, как следствие, возникнут проблемы с достаточностью капитала. Из-за чего, собственно, МТС-Банк и вышел на биржу. Норматив Н1.0, один из наиболее важных показателей надежности, за 2023 год опустился с 16% до 10%, и при его минимальном уровне в 8% без увеличения капитала рост розничного бизнеса пришлось бы останавливать.

11
Начать дискуссию