Хомячьи разочарование. Как я инвестировал более 800K рублей в Hamster Kombat, Blum, TapSwap и пока не вернул ничего. Метод Виктора Коха

Предвосхищая активность интернет-трольчат, напишу сразу. Я не продаю курсы успешного успеха, не занимаюсь коучингом и не вовлекаю аудиторию в схематозы. Все мои эксперименты с продуктами Tap-To-Earn/Play-To-Earn имеют высокий риск потери денежных средств, поэтому не могут быть рекомендованы лицам, которые воспринимают всё близко к сердцу. Простым языком - не повторяй, если боишься потерять деньги.

Предисловие

Около 8 месяцев назад я начал погружаться в приложения Web 3.0, углубился в несколько проектов с целью анализа аудитории и выявления новых трендов. Все началось с Notcoin. Это было не просто смело, а *****ц как смело. Заработал я на нём хорошо.

Олег Т поясняет
Олег Т поясняет

На момент 25.07.2024 я инвестировал более 800К рублей во множество экспериментов и продолжаю поддерживать их на плаву. Некоторые были описаны ранее на VC. Другие не были раскрыты, но со временем будут также доступны для чтения, оценки, анализа и обсуждения.

Виктор Кох в мыслях о том будет ли листинг или нет?
Виктор Кох в мыслях о том будет ли листинг или нет?

Несмотря на то, что я был готов к любому сценарию развития событий в каждом эксперименте, моя мотивация начала снижаться месяц за месяцем. Конечно, было желание перестать поддерживать живые фермы с аккаунтами Blum, TapSwap, но умение доводить дело до конца до сих пор удерживает меня от подобных мыслей.

Если бы не мой опыт создания с нуля b2c-b2c2b продуктов для большой аудитории, то, скорее всего, я бы завязал уже через месяц-другой. Как говорится, на воспитание дисциплины уходят годы.

Многим моя работа известна по таким проектам, как Slinky (поисковый движок для GIFS, на пике популярности продуктом пользовались ~24M человек в месяц) компания стала частью Sohu Inc. в 2013 году, источник [1,2,3]), Teleport (в первые 7 дней после релиза продукт был установлен более 1.5M раз, источник), стал частью Snap Inc. в 2018 году, источник [1,2,3,4]), Stickeroid (на пике платформа обрабатывала более 10M сессий в сутки), стал частью Naver Corp. в 2019 году, источник [1,2,3,4]).

В этой статье будут перечислены не только мои собственные мысли, которые передают настроение большинства инвесторов в живые фермы, ботофермы и тех лиц, кто планировал на этом заработать /или хотя бы вернуть свои собственные средства.

Плохие симптомы

На данный момент сформировались нехорошие симптомы, которые могут распространиться на все блокчейн-проекты внутри экосистемы Ton. За последний квартал (два) большинство схожих проектов космически нарастили аудиторию, состоящую не только из школьников, но и инвесторов, спекулянтов и создателей разнообразных ферм.

Симптом 1 - Отсутствие листинга

Notcoin установил высокую планку для всей Ton-индустрии. Сегодня не существует какого-либо другого проекта с подобной траекторией успеха и успешным размещением. Листинг Notcoin случился в 16 мая. Спустя несколько месяцев нет никаких других проектов, которые смогли бы удержать планку доверия среди комьюнити-интузиастов. Проекты обещают аудитории листинг, рисуют картинки, ведут активность в каналах, но листинга нет и нет. Hamster Kombat, Blum, TapSwap, все проекты смогли набрать свою аудиторию лишь на доверии пользователей и на том, что лояльные пользователи смогут обменять свои токены на фиатные средства.

Чарт доверия (интереса) аудитории выглядит следующим образом:

Чарт Hamster Kombat
Чарт Hamster Kombat
Чарт Blum
Чарт Blum
Чарт TapSwap
Чарт TapSwap

Безусловно, кто-то скажет, что хайп не может длиться вечно. Однако не стоит забывать, что ДНК мемкоинов - это FOMO, интерес аудитории и хайп, поэтому без этого коктейля из множества факторов успешный листинг невозможен.

Симптом 2 - агрессивная монетизация и перелив трафика

Разработчики Hamster Kombat настолько бодро начали монетизировать свою аудиторию с помощью партнерских и рекламных интеграций, что кажется, будто бы они выжимают все соки из аудитории всеми возможными способами. Реклама ставок, казино, Яндекс сервисов, мероприятий, других крипто-проектов, а теперь ещё и не совсем качественных игр.

Бабки рекой. Жадность взяла контроль над разумом.

Опция Playground - релиз 27.07.2024
Опция Playground - релиз 27.07.2024

Никто не говорит, что продукт не должен обновляться, но вопрос лишь в том, как это увеличит ценность токенов перед листингом? Ответа нет ни на этот вопрос. Нет ответа и на то, когда будет листинг, для чего нужны ключи, почему и для чего аудитории смотреть рекламу по 10 минут, чтобы получить 1 ключ в низкокачественной игре.

Симптом 3 - Размытые формулировки, отсутствие точного плана действий

Если сравнить большинство популярных проектов с Notcoin, то можно выявить еще один важный симптом - отсутствие конкретики в действиях. Notcoin вёл свою аудиторию шаг за шагом. Предоставлял максимум информации для последующих шагов. Доверие с коммьюнити было установлено должным образом, поэтому даже перенос листинга не повлиял на репутацию проекта.

Hamster Kombat по-прежнему удерживает пользователей в догадках, Blum не показал ничего кроме "тапалки по бациллкам", TapSwap не имеет частых продуктовых обновлений. Все эти признаки наводят на мысль существенную часть аудитории, что её просто используют в коммеоческих целях для перелива трафика и монетизации через рекламные задания.

Доверие крипто-интузиастов в экосистеме также снижается из-за введение в заблуждение со стороны других менее известных проектов. Например Aqua protocol благополучным образом устроил многоуровневые трюки, где пользователям необходимо было выполнять дополнительные задания (покупать NFT, тратить средства на обмен, выявлять рейтинг кошельков) и всё это без какой-либо конкретики листинга.

Итог

Конечно, о результатах говорить пока рано, но предварительный вывод сделать можно. За весь цикл моего погружения в Ton-экосистему мне удалось получить существенное количество знаний, которые будут полезны для построения новых продуктов. Нет ничего лучшего, чем получить собственный опыт (даже горький) на базе своих экспериментов. Риск всегда оправдан. Я не буду сожалеть о том, если не смогу вернуть свои денежные средства, но всеми способами не рекомендую другим людям повторять мой опыт.

Если говорить про потенциальное будущее Ton-экосистемы, то здесь уже можно сказать с уверенностью - оно сомнительно. Если проекты продолжат придерживаться текущей стратегии, при которой пользователи не получают никакого вознаграждения, то наступит полное разочарование. Судьба всех tap-to-earn (P2E) проектов зависит от листинга Hamster Kombat, Blum и TapSwap.

Редактор: Алёна Старикова

Начать дискуссию