Что такое расходы, как их правильно считать, и какими они бывают

Что такое расходы, как их правильно считать, и какими они бывают

Продолжаю цикл статей, в которых объясняю как инвестору и предпринимателю читать финансовую отчетность. Сегодня рассказываю почему деньги, которые ушли с расчетного счета, не обязательно расход бизнеса. А еще разбираю виды расходов: себестоимость, управленческие, коммерческие и прочие расходы.

Что такое расходы и как их считать

Нельзя считать расходом любые уплаченные компанией суммы. Выплата — еще не обязательно расход. Все несколько сложнее.

Расходы (Expenses) — это уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов или возникновения обязательств, которое приводит к уменьшению капитала компании. Исключение — уменьшение капитала по решению собственников компании. Так гласит федеральный стандарт бухгалтерского учета ПБУ 10/99 «Расходы организации».

Знакомо? Расходы определены зеркально доходам. И так же четко отделены выплаты денег от расходов. Здесь важно понять два момента:

  1. Расходы возникают, когда компания отдает любые активы, а не только деньги. Или когда увеличиваются ее обязательства перед контрагентами.
  2. Выбытие активов или возникновение обязательств будет расходом компании, только если ее капитал станет меньше. Это и есть уменьшение экономических выгод.

Пример 1:

Вчера продавец и покупатель договорились о купле-продаже партии товаров за 100 рублей. Вчера же покупатель перечислил предоплату 50 рублей. Сегодня он забрал со склада всю партию товара. Оставшиеся 50 рублей покупатель заплатит завтра — такой порядок оплаты зафиксирован в договоре купли-продажи. Когда покупатель понес расход и сколько он составил?

Вчера с расчетного счета ушло 50 рублей. Это предоплата за товар. Если продавец не отгрузит товар, то предоплату придется вернуть. Значит, вчера одновременно с выбытием одного актива (денежных средств) у компании появился другой актив (дебиторская задолженность). То есть, меньше активов не стало и экономические выгоды не уменьшились. Поэтому вчера расхода у покупателя еще не было. Сегодня у покупателя появился новый актив — товары, которые он забрал со склада продавца. Их стоимость — не расход, потому что активов стало больше, а не меньше. То есть сегодня расхода тоже нет.

Снова напомню капитальное уравнение, из которого следует, что капитал равен разности между активами и обязательствами.

Чтобы уменьшение активов стало расходом, нужно в результате сделки не получить такое же или большее уменьшение обязательств. Чтобы увеличение обязательств стало расходом, нужно в результате сделки не получить такое же или большее увеличение активов.

Так может, в нашем примере расход появится завтра, когда покупатель выплатит вторые 50 рублей? Ведь активы-то уменьшатся. Нет. Сегодня покупатель получил товаров на 100 рублей Это не доход, потому что на эти же 100 рублей возникло обязательство перед продавцом. Частично оно погашено вчера, когда покупатель перечислил предоплату. Завтра оно будет погашено полностью. Покупатель останется при своих активах, просто они изменят форму: 100 рублей денежных средств поменяется на 100 рублей товаров.

Пример 2:

Вчера компания взяла в кредит 100 рублей на год под 20%. За пользование деньгами банка она при возврате кредита должна будет заплатить 20 рублей процентов. Являются ли расходом выплаты по кредиту?

При получении кредита вместе с активом (деньгами) возникает обязательство. При его погашении — обязательство списывается. Нет ни дохода, ни расхода. Но это относится только к телу кредита — сумме, которая была взята в долг. В нашем примере это 100 рублей. Проценты по кредиту — это увеличение обязательств перед банком, в обмен на которые заемщик не получает никаких активов. Другие обязательства при этом не уменьшаются. Следовательно, начисленные проценты уменьшают экономические выгоды компании. Поэтому 20 рублей процентов — это расход. Причем расход этот возникает, не когда проценты выплачиваются, а когда банк получает право их истребования по договору.

Как и для доходов, важно запомнить, что расходы никак не связаны по времени с поступлением денег. Деньги могут выплачиваться раньше, позже или одновременно с признанием расхода. Выплаты могут вообще не быть связаны с расходами. Поэтому планировать и учитывать расходы нужно отдельно от планирования и учета платежей.

Виды расходов

Расходы в бухучете делятся на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы.

В расходы по обычным видам деятельности включают три главных составляющих:

  • себестоимость;
  • коммерческие расходы;
  • управленческие расходы.

Себестоимость (Cost of Goods) — это затраты на изготовление и продажу продукции, выполнение работ, оказание услуг. Дальше, говоря о продукции, буду подразумевать работы и услуги тоже.

Вроде простое определение, но важно понимать, что себестоимость бывает разная. Каждую из посчитанных себестоимостей анализируют для своих целей. И если себестоимость продукции – 100 рублей, а выручка от продаж — 150 рублей, вовсе не обязательно прибыль от продаж составит 50 рублей. Такой информации недостаточно — нужно уточнить, о какой именно себестоимости идет речь.

Производственная себестоимость — это затраты на изготовление продукции. Ее нужно считать и раскладывать на составляющие, чтобы понять, что можно подкрутить в производственном процессе. Например, уменьшить непроизводительные расходы материалов, перейти на более дешевые аналоги или организовать работу более эффективно, чтобы снизить затраты на оплату труда.

Производственная себестоимость за месяц показывает, во сколько обошлось производство. Но ее бесполезно сравнивать с выручкой по трем причинам:

  1. Мало произвести продукцию, ее надо еще продать. А до того, как она продастся, где-то хранить. И все это — дополнительные расходы, которые влияют на финансовый результат.
  2. Не всегда продукция, которую начали производить в этом месяце, выпущена в этом же месяце. Затраты уже есть — продукции еще нет. Такие затраты в формируют стоимость незавершенного производства. И это ваш актив.
  3. Не всегда произведенная за месяц продукция продана в этом же месяце. Это относится только к продукции, для работ и услуг не актуально. Если продукция осталась на складе — это тоже ваш актив.

Когда вы смотрите в отчет о финансовых результатах, то видите там именно производственную себестоимость проданной продукции. Если у вас торговая организация — все проще. Вместо производственной себестоимости есть стоимость, по которой вы приобрели перепроданные товары. В бухучете ее называют фактической себестоимостью товаров.

Себестоимость продаж, она же полная себестоимость — это расходы на изготовление и продажу продукции. Себестоимость продаж складывается из производственной себестоимости проданной продукции и расходов на ее продажу. Именно эту себестоимость надо сравнивать с выручкой для корректного определения финансового результата.

Пример 3:

За день было изготовлено и продано три торта. Для их изготовления было куплено продуктов на 500 рублей, еще 1 000 рублей составила зарплата кондитера. Торты продаются в соцсетях по 1 000 рублей. Таргетированная реклама обошлась в 2 000 рублей.

Производственная себестоимость: 1 500 рублей (500 рублей + 1 000 рублей).

Себестоимость продаж: 3 500 рублей (1 500 рублей + 2 000 рублей).

Убыток от продаж: 500 рублей (3 000 рублей - 3 500 рублей).

Если бы собственник при определении финансового результата ориентировался на производственную себестоимость, он бы решил, что владеет прибыльным бизнесом. Но это не так.

Пример 4:

Те же условия, но продано два торта.

Производственная себестоимость выпуска: 1 500 рублей.

Себестоимость продаж: 3 000 рублей (2 * 500 рублей + 2 000 рублей)

Убыток от продаж: 1 000 рублей (2 000 рублей - 3 000 рублей)

Еще 500 рублей — производственная себестоимость оставшегося на складе торта. Если завтра его купят без дополнительной рекламы, то он принесет прибыль в 500 рублей, но в целом бизнес все равно сработал с убытком.

Коммерческие расходы (Selling Expense) — это расходы на продажу товаров, продукции, работ, услуг. Состав таких расходов зависит от того, чем занимается компания.

Если она производит продукцию, то расходы на продажу начинаются сразу после того, как продукция выпущена. Коммерческими будут расходы на:

  • хранение продукции (аренда или амортизация складов, зарплата кладовщиков и грузчиков);
  • продвижение ее к покупателю (маркетинг и реклама, услуги посредников-продавцов);
  • отгрузку (упаковка, доставка, растаможка экспорта, страховка в пути).

Если компания выполняет работы или оказывает услуги, то коммерческими будут в основном расходы, связанные с их продвижением. Хранить и отгружать попросту нечего.

Если компания продает товары, то коммерческими являются почти все расходы, связанные с торговлей, кроме себестоимости самих товаров:

  • транспортно-заготовительные расходы (вознаграждения посредникам-снабженцам, растаможка импорта, страховка в пути);
  • стоимость доставки купленных товаров до своего склада или магазина, а проданных товаров — до покупателя;
  • зарплата (от директора до продавца — все занимаются продажей);
  • амортизация или аренда зданий, оборудования и транспорта;
  • расходы на маркетинг и рекламу;
  • представительские расходы;
  • расходы на гарантийный ремонт;
  • любые другие расходы на хранение и отгрузку товаров.

Перечень коммерческих расходов у торговых организаций шире, чем у производственных. Поэтому и их удельный вес в отчете о финансовых результатах обычно выше.

Управленческие расходы (Administrative Expense) — это расходы, которые не связаны с производством, хранением и сбытом продукции, но необходимы для работы компании. Еще их называют общехозяйственными.

Сюда входят:

  • зарплата управленцев и прочих офисных сотрудников от бухгалтера до уборщицы;
  • затраты на содержание офиса от кофе с печеньками до амортизации или аренды;
  • затраты на оценку, аудит и прочие консалтинговые услуги;
  • транспортные расходы офисного планктона от содержания персоналки директора до корпоративного такси или проездных за счет компании;
  • представительские расходы, если нет возможности соотнести их с продажей конкретных товаров;
  • любые другие расходы по обычным видам деятельности, не связанные с производством, хранением или сбытом продукции.

Перечень управленческих расходов для конкретного предприятия зависит от специфики его деятельности. Например, для большинства бизнесов зарплата бухгалтера — общехозяйственный расход, а в бухгалтерских компаниях она входит в себестоимость услуги. Для колл-центра стоимость телефонии — это производственные затраты, а для завода — общехозяйственный расход.

В основном управленческие расходы направлены на содержание административно-управленческого персонала и офисной инфраструктуры. Когда я начинал свою карьеру на заводе, таких сотрудников цеховой люд метко называл нахлебниками. Потому что они не производят продукцию и не продают ее. А кормить их надо.

В этом есть своя правда. Управленческие расходы, как правило, являются условно-постоянными. То есть не зависят от объемов выпуска. А значит, они должны быть как можно меньше.

Прочие расходы (Other Expense) — это любые расходы компании, которые не относятся к ее основной деятельности. Разделение на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы производится аналогично разделению на выручку и прочие доходы.

Вот типичные представители прочих расходов:

  • расходы по содержанию сданных в аренду основных средств, если у вас не лизинговая компания;
  • стоимость любых выбывших активов, кроме продукции и товаров;
  • расходы по оплате услуг банков;
  • штрафы, пени и неустойки за нарушение условий договоров с контрагентами;
  • расходы на устранение последствий от пожаров, аварий, стихийных бедствий и прочих форс-мажоров;
  • стоимость подарков для дарителя;
  • проценты, начисленные по взятым кредитам и займам.

Последний показатель раскрывается в отчете о финансовых результатах отдельно от остальных прочих расходов. Там он называется «Проценты к уплате». Так установлено федеральным стандартом бухгалтерского учета ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». Сделано это для того, чтобы из финансовой отчетности можно было оценить уровень кредитной нагрузки компании.

Пример 5:

Завод продал за месяц две партии продукции, затраты на производство каждой составили 500 000 рублей. Затраты на хранение и доставку продукции — 100 000 рублей, на рекламу — 30 000 рублей. Первая партия доставлена в срок, вторая с опозданием, за которое пришлось выплатить неустойку 40 000 рублей. Всего расходов 1 170 000 рублей, из них себестоимость продаж — 1 000 000 рублей, коммерческие расходы — 130 000 рублей, прочие расходы — 40 000 рублей.

В следующей статье расскажу, чем расходы отличаются от затрат. Разница между ними примерно такая же, как между Австрией и Австралией. А если ждать не хочется, подписывайтесь на мой телеграм-канал «Переводчик с бухгалтерского» — там это уже давно есть!

66
Начать дискуссию