Из-за коронавируса «пузырь» инвестиций в технологии уже лопается

Благодаря пандемии обнаружились шаткие устои таких компаний, как Uber, WeWork и Airbnb.

IT-компании пострадали от пандемии. И лишь некоторые избежали последствий. Так, отличился Amazon, получивший огромную прибыль. А ещё взлетели акции стриминговых сервисов, всевозможных приложений для проведения видеоконференций. В их числе Netflix и Zoom. Но то же время пандемия выявила и усугубила некоторые проблемы других гигантов IT-индустрии.

Особенно от последствия распространения COVD-19 пострадали такие приложения для пассажирских перевозок, как Uber, Grab (в Юго-Восточной Азии), Ola (Индия) и Didi Chuxing (Китай). И это естественно, ведь в период самоизоляции люди не пользовались услугами такси.

А ещё в минусе оказались компании, предоставляющие помещения для коворкинга. В их числе и WeWork, у которой всегда были проблемы. Понятно, что они усилились из-за пандемии. Все попросту работают дома. Похожая ситуация происходит в секторе жилья: у компаний Airbnb, Booking. com и стартапа Oyo.

В результате эти проекты перестают быть выгодными для инвестирования. А «победители» получили возможность покупать большие доли акций в тех компаниях, которые пытаются выжить в новых условиях рынка.

«Кто купается голышом...»

Если провести аналогию с доткомами, становится понятно, что есть вероятность очередного падения в сфере IT. Поскольку обилие венчурного финансирования породило спекуляции и побудило инвесторов делать ставки на следующий ‘Google’ или ‘Amazon’.

Как однажды сказал Уоррен Баффетт, «Ведь лишь с началом отлива вы можете выяснить, кто купается голышом». По сути, отлив прошёл. И многие стартапы, объявленные революционными IT-компаниями, переживают тяжёлые времена.

Огромные деньги — единственная возможность противостоять краху. А сколько времени есть у компаний, неизвестно: WeWork, возможно, протянет максимум год без дальнейших инвестиций.

Вот приложения для вызова автомобиля с водителем хорошо финансируются. Но им всё равно будет тяжело. Они испытывают сильный стресс в попытке сократить свои потери. И цель кажется недостижимой.

Airbnb недавно начал привлекать деньги с высокими издержками. Потому что инвесторы не хотят рисковать и ограничивают финансирование. Предлагаемый листинг в этом году крайне маловероятен.

Особенно печально, что в этих условиях стартапы не используют каких-либо инновационных технологий, — даже если при этом они выглядят как технологичный бизнес. И в этом сейчас их главная проблема. Потому что пытающимся выжить стартапам непросто конкурировать с существующими крупными компаниями. Uber следит за динамикой индустрии такси, WeWork — за отраслью аренды офисов, а Airbnb — за отраслью бронирования жилья.

Победитель Получает Всё

Facebook, Amazon и Google отличаются тем, что основали новые ниши. Они создали сетевой эффект: чем больше людей используют платформу, тем лучше она становится. И в этом колоссальная выгода.

Сетевой эффект может создать ситуацию «победитель получает всё». Чем больше ваших друзей и коллег пользуются какой-то определённой соцсетью, тем больше шансов, что и вы присоединитесь. А чем больше поставщиков конкурируют за продажи на Amazon, тем больше выбора и конкурентоспособных цен предлагается покупателям. Наличие большего числа клиентов привлекает больше продавцов.

Гораздо сложнее увидеть сетевой эффект в таких бизнесах, как WeWork. Ведь причин к тому, чтобы быть преданным именно этой компании, не так много. Барьеры входа на рынок для конкурентов низки. Даже среди приложений по перевозке, где Uber был первопроходцем, появляются новые сервисы. Сетевой эффект сильно ограничен: клиенты и водители могут легко переключиться на конкурентнов.

Такая же ситуация с сайтами бронирования жилья: ко всем сейчас есть доступ, сравнивать предложения легче. Airbnb был первопроходцем, но ещё до пандемии сектор аренды жилья был охвачен проблемами, связанными с мошенничеством и безопасностью.

Все эти рынки будут оставаться конкурентоспособными в долгосрочной перспективе. А это влечёт за собой незначительную разницу в предложениях и низкую доходность. Поэтому неудивительно, что цены на акции компаний, занимающихся перевозками, сократились вдвое. Ведь в этой сфере технологии больше не являются конкурентным преимуществом. Поскольку их используют почти все. Технологии лишь средство.

Денежный поток и консолидация

Фондовые рынки неустойчивы. Airbnb отменила своё первичное публичное размещение акций. Спрос на новые листинги слабый и, вероятно, останется таким. А это означает, что венчурным инвесторам будет сложно вывести инвестиций. Если нет гарантий вывода, то и вкладывать средства нет смысла.

Поэтому, скорее всего, сократится инвестирование в стартапы, которые вышли на IT-рынок. Денежных средств будет гораздо меньше, а венчурным инвесторам придётся более тщательно выбирать продукт.

Тем временем некоторые IT-гиганты решили объединится. Например, Amazon был крупнейшим инвестором в последнем раунде сбора средств на развитие британского сервиса Deliveroo. А в июне произошло слияние нескольких компаний, занимающихся доставкой еды. Takeaway.com, базирующаяся в Европе, купила Just Eat и приобрела Grubhub, базирующийся в США. Наверняка нас ждут ещё много подобных слияний.

Из-за коронавируса «пузырь» инвестиций в технологии уже лопается
2626
реклама
разместить
22 комментария

Да уж! Натворил дел коронавирус. Осталось найти правильный вектор движения.

6

Сколько кризисных ситуаций уже в мире было, так что и из этого кризиса рано или поздно выберемся.

5

Все херня: мне про теслу говорили - нахера ее столько в портфеле, :)) Ага, ага — хорошо что аналитиков всяких слушать не стала :)

5

Приятно смотреть на рисковых девушек. 😁

Аналитики аналитиками, но для инвестиций в Теслу надо иметь стальные яйца.

4

У Amazon на данный момент нет значимых конкурентов на тех рынках, где они оперируют. По мимо маркетплейса, у Amazon еще много фишек, которых пока что нет у других  (но многое уже пытаются копировать, тот же Ozon, например, скопировал аналог подписки Amazon Prime, хотя им еще есть куда стремиться)
Ряд факторов способствуют влиянию Amazon в сфере электронной коммерции и розничной торговли. Они включают в себя: Amazon Prime, программу лояльности, которая в этом году начала предлагать  доставку в тот же день, в дополнение к скидкам на Whole Foods, стриминговому сервису и множеству других преимуществ.  В то время когда Uber может предложить только поездку на такси, при том что одновременно на рынке таких приложений десятки. 
Вообще про Amazon можно писать целую отдельную статью на тему того почему Amazon такой успешный.

5

Но Uber тоже создают свою экосистему, все эти Uber Eats, Uber Bikes 

1

Проблемы не-айтишной области, пострадавшей от пандемии сильнее остальных, натянулись на всё айти, 'патамушта' в основе топовой компании этой отрасли - айтишники и айти-технологии. Еще и доткомами обмазано для жути... Ну как так то...

4