13 причин завести несколько расчетных счетов

Привет. Мы по-прежнему делаем лучший русскоязычный сервис для бизнеса (по версии StartPack) и помогаем наладить управленческий учет не одной тысяче собственников. Практически у всех наших клиентов несколько расчетных счетов. Зачем? Опросили предпринимателей и выделили 13 главных причин.

13 причин завести несколько расчетных счетов

Расчетный счет – учетная запись, которую банк использует для проведения финансовых операций по требованию клиента. Можно вносить деньги, снимать, поручать банку переводить оплату контрагентам, выплачивать зарплату, вносить обязательные платежи в бюджет или просто хранить деньги.

Организациям без счета не обойтись, это единственный способ уплачивать налоги и взносы в бюджет. Исключение – если расчетный счет заблокирован и нет другой возможности перечислить деньги. В этом случае можно внести обязательные платежи через банк.

Для ИП расчетный счет не обязателен: получать оплату от клиентов можно наличными, а налоги и взносы платить через кассу в банке или личный счет. Есть ограничения по расчетам наличными с юр.лицами и другими предпринимателями – сумма сделки не должна превышать 100 тыс. рублей на один договор. Если сумма больше, по закону требуется безналичный расчет.

Можно схитрить и разбить сделку на несколько договоров до 100 тыс. рублей, но налоговая такие схемы видит и может оштрафовать на 4-5 тыс. рублей по статье 15.1 КоАП РФ.

На что обратить внимание при открытии расчетного счета?

  • Стоимость открытия и обслуживания счета – складывается из оплаты за ведение счета, комиссии за банковские операции (внесение и снятие наличных, переводы, эквайринг), допуслуги, например, SMS-информирование. Так, если у компании много платежей по картам, лучше выбрать счет с низкой стоимостью эквайринга, а если нужно часто вносить на счет наличные, то главным критерием может стать комиссия за эту операцию.
  • Оперативность работы – платежи должны выполняться максимально быстро, а служба поддержки быть всегда на связи.
  • Расположение банка – удобно, если банк находится близко, иногда все же придется его посещать.
  • Надежность банка – тут все понятно.

Сколько расчетных счетов можно открыть?

Их количество не ограничено. Можно открыть несколько счетов в одном банке или по одному в разных, зависит от целей бизнеса.

Организация или ИП могут иметь и 100 расчетных счетов, были бы ресурсы для их оплаты и учета. Но чем больше счетов, тем сложнее контролировать деньги. Здесь помогают сервисы учета финансов.

Например, к ПланФакту можно подключить любое количество счетов. Интеграция с банками и автораспределение операций по статьям расходов серьезно экономят время собственника. А автоматические отчеты, собранные в одном окне (ДДС, ОПиУ, Баланс), помогут оптимизировать расходы и принимать верные управленческие решения.

В ПланФакте деньги сразу распределяются по статьям расходов: на зарплаты, налоги и прочее. Я проанализировал стоимость банковских услуг и понял, что маленькие комиссии в конце месяца складываются в десятки тысяч. Сменил тариф и теперь экономлю по 20 тыс. рублей ежемесячно

Алексей Корноухов, собственник кровельной мастерской

Как пользоваться деньгами на расчетном счете?

Деньги на расчетном счете индивидуального предпринимателя – это его собственность. Тратить их можно на свое усмотрение. Для учета удобно, когда к расчетному счету подключена банковская карта, на которую переводятся деньги на личные нужды. Это не обязательно, но экономит время и деньги. За снятие наличных обычно берут комиссию, а средства с карты можно тратить без нее.

Предприниматель может переводить деньги на свой счет в другом банке или на личный счет в этом же, перечислять суммы физическим лицам. Но, если переводы осуществляются регулярно, налоговая может заподозрить трудовые отношения, провести проверку и начислить налоги и страховые взносы.

Для организаций тратить средства с расчетного счета сложнее: считается, что это деньги компании, а не собственность владельца. Все расходы придется обосновать. Можно покупать только то, что будет использоваться в работе: сырье, материалы, оборудование, транспорт и так далее, а подтверждать покупки нужно чеками.

Безопасно ли хранить деньги на расчетном счете?

Деньги индивидуального предпринимателя на расчетном счете застрахованы в сумме до 1 400 000 рублей. Если у собственника в банке личный счет и расчетный счет предпринимателя, то в страховом случае вернут деньги за оба, но общая сумма не может быть больше 1,4 млн рублей. Деньги организаций, размещенные после 1 января 2019 года, страхуются в таком же размере.

Зачем предпринимателю несколько расчетных счетов?

1. Диверсификация рисков.

Если один банк «лопнет», организация сможет проводить операции через расчетный счет в другом банке, пока получает компенсацию. Банк не застрахован и от технических сбоев, а иногда отложить платеж нельзя.

2. Лимит страхования вклада.

Законом определена сумма для возмещения в 1,4 млн рублей. Если на счете больше, есть риск потерять деньги. Чтобы избежать этого, лучше не хранить все яйца в одной корзине.

3. Страховка в случае блокировки счета.

Банк может заблокировать расчетный счет по 115-ФЗ, если заподозрит «отмывание» денег. Чтобы избежать потерь и простоя на время разбирательств, можно использовать резервный счет. Но если средства предпринимателя захочет заблокировать налоговая, то она может это сделать во всех банках одновременно.

4. Выгодные условия работы с валютой.

Тарифы некоторых банков выгодны для работы с валютой, но совсем не подходят для расчетов в рублях. Преимуществом таких банков является упрощенный валютный контроль, возможность принимать сканы документов, помощь в составлении валютного договора. Если вы работаете с валютой, возможно, будет удобнее разделить денежные потоки.

5. Удобство работы с некоторыми контрагентами.

Переводы внутри одного банка удобнее и быстрее, чем межбанковские. Иногда выгодно открыть второй счет в том же банке, что и у крупного клиента или поставщика. Это позволит быстрее переводить деньги.

6. Раздельный учет.

Бывает, что у предпринимателя несколько бизнесов или проектов. Чтобы не путаться в учете, можно завести под каждое направление отдельный счет. Так будет проще контролировать финансы. Если организация совмещает 2 системы налогообложения, то разделение учета по разным счетам облегчит подсчет налогов и сдачу отчетности.

У нас 2 расчетных счета для ведения бизнеса. Почему? У нас 2 продукта, которые сильно отличаются: услуга по созданию отделов продаж и интернет-магазин. Было принято решение разделить получение денег на 2 разных финансовых потока, чтобы видеть все цифры и считать рентабельность по каждому.

Второй фактор – это возможность эквайринга. В одном банке эквайринг возможен только через партнеров с большими комиссиями. В другом – свой эквайринг за минимальный процент комиссии.

Так как мы внедрили онлайн-бухгалтерию, и бухгалтер четко видит движение денег по каждому счету, дополнительных сложностей ведения счета у нас не возникло.

В нашем случае объем платежей по обоим счетам превышает 1 млн в месяц, при этом платежей более 30. Комиссия за обслуживание для нас не так критична. Гораздо важнее то, что мы четко разводим 2 продукта на отдельных счета. И мне, как владельцу бизнеса, удобнее видеть все поступления и управлять цифрами

Сергей Костенков, генеральный директор компании ООО «Бойлерная»

7. Удобство для зарплатных проектов.

Банк может быть очень удобным для бизнеса, но почти не иметь банкоматов в городе. Для удобства сотрудников можно выбрать банк с развитой сетью банкоматов и лояльными условиями обслуживания.

8. Проценты на остаток.

Некоторые банки начисляют процент на остаток по счету, и это может стать приятным бонусом, если планируете хранить большую сумму.

9. Выгодные условия кредитования.

Где-то выгодно хранить деньги, а где-то брать в долг. Иногда банки предлагают выгодные условия кредитования для тех, кто открыл у них расчетный счет.

У нашей организации было открыто несколько расчетных счетов в различных банках, потому что от кредитных организаций поступали предложения с льготным периодом, равным году обслуживания самого счета и зарплатного проекта.

Для микропредприятия сокращение любых расходов имеет значение. После окончания данного периода, мы прекращали движение средств по счету, поэтому оплата не взималась. Эти счета мы не закрывали, оставляли как резервные, если вдруг в одном из банков счет будет заблокирован или закрыт по ФЗ-115 по инициативе банка.

У нас был случай с отзывом лицензии у одного из банков, в котором мы обслуживались, и наличие второго расчетного счета позволило продолжать финансовые операции в прежнем режиме. Не все банки готовы открывать счета в режиме онлайн, а, следовательно, было бы необходимо в экстренном порядке заниматься этим вопросом, отложив не менее важные дела.

Что касается ведения учета и составления отчетности, то бухгалтер просто выгружала выписки с обоих счетов и учитывала все операции в общей массе. Сложностей данный процесс у нее не вызывал

Анастасия Довгаль, генеральный директор ООО «Меридиан»

10. Снятие наличных.

Банки устанавливают суточные лимиты и комиссии на снятие наличных. Если срочно понадобится большая сумма, проще снять ее частями в разных банках.

11. Разный уровень сервиса.

Небольшие банки часто лояльнее к клиентам, быстрее решают вопросы, имеют интеграции с финансовыми сервисами. Более крупные обычно неповоротливы, но предлагают более выгодные тарифы, например, на кассовое обслуживание. Ведение расчетных счетов в разных банках позволит использовать сильные стороны каждого из них.

12. Отдельный счет для управляющих компаний и компаний, работающих по госконтракту.

Управляющие компании, товарищества собственников жилья и те, кто выполняет поставки по государственным контрактам, обязаны заводить отдельный счет. Часто отдельный расчетный счет управляющая компания открывает на каждый обслуживаемый дом. Специальный счет нужен для участия в закупках, чтобы банк мог блокировать и разблокировать средства по обращению торговой площадки, на которой проводятся торги.

13. Экономия на комиссиях и тарифах.

В каком-то банке выгоднее тариф на эквайринг, в каком-то удобнее снимать наличные. Использование комбинации разных расчетных счетов позволит сэкономить на обслуживании.

У нас несколько направлений бизнеса, по каждому открыт отдельный расчетный счет в разных банках. Для зарплатного проекта – отдельный банк, наиболее комфортный для сотрудников и выгодный для бизнеса.

Сейчас для вывода наличных с расчетного счета все банки ввели жесткие ограничения, поэтому имея счета в разных банках, мы можем вывести больше денег, не попадая под финмониторинг

Дмитрий Колесников, генеральный директор ООО «Ети»

Резюмируем

Организация обязана иметь расчетный счет, а для индивидуального предпринимателя это не обязательно: он может вести расчеты наличными с физическими и юридическими лицами (если сумма договора меньше 100 тыс. рублей), а налоги и взносы платить через кассу банка.

Иметь расчетный счет удобно: это экономит время, позволяет получать оплату от клиентов, использующих банковские карты, упрощает учет.

ИП, как и организация, могут иметь любое количество расчетных счетов, остаток на этих счетах застрахован в размере 1,4 млн рублей.

Причин иметь более одного расчетного счета множество: диверсификация рисков, экономия на обслуживании, удобство работы с определенными контрагентами, простота внесения и получения наличных. Главное – определить, что важнее для бизнеса, выбрать соответствующий банк и тариф, и экономить время и деньги.

2929
29 комментариев

По опыту скажу, что изначально завели для ИП Сбербанк. Но там после 3 платежа 1% комиссия, +вывод до 150к на личные нужды, дальше тоже комиссия 1%. (Иногда такие комиссии доходили до 5000-10000₽ в месяц); + за каждую платежку. Сходили с ума, когда подвели подсчеты. 
После мы по акции бесплатного обслуживания добавили Альфу. Все очень удобно, особенно когда деньги приходит за пару секунд на дебетовую карту Альфы. Лимит без комиссии в месяц до 100к.

Недавно, во время карантина, когда каждая копейка была на счету, я связался с точкой. Не ради рекламы, скажу, что у них:
1) лимит до 1млн в месяц
2) туда же входят мгновенные выводы на карту физ лица до 300к
3) все платежи бесплатны и их не ограниченное количество
— обслуживание стёр альфа бесплатно, точка 700₽

Я считаю, что лучше заплатить 700₽, и видеть все прозрачно. Чем непонятно какие комиссии потом видеть в истории. У альфы, например, 99₽ комиссия за какие-то чеки при моих платежей. Если бы я не обратил внимание, так бы им пользовался.

Помимо этого хотел бы сказать, что у всех троих банков есть разные тарифы. И нужно выбирать именно тот, который подходит вам, вашим операциям и объемам. 

Все три банка имеют хорошее приложение, и функционал. У сбера - он круче. Точка проще и понятнее.
Альфу немного глючит.

Все интегрируются с сервисами бухгалтерии. Мы используем Эльбу от контур. Всем довольны. 

Может быть пост написать?)))) слишком большой комментарий. 

12
Ответить

Альфа 2 месяца назад включил оплату за бизнес карту и смс уведлмления, не уведомив об этом. При чем смс не работают, а карта не активирована. Узнал случайно, заглянув - счет резервный. Стоит ли работать с ...?)

1
Ответить

Отличный коммент. Мы 10 лет обслуживаемся в локальном банке. Хорошие тарифы по кредитным линиями и недорогое обслуживание, политика напоминает Сбер, кажется надёжным. Интернет-банк ужасный , много бюрократии, в итоге открыли паралельно Тинькофф и Точку. Тинькофф использовали для продажи товаров в рассрочку и кредит и зараплатного проекта. Удобный сервис, но в остальном все как обычно в этом банке - надо следить за комиссиями , лимитами и так далее. Приложение неплохое, но постоянно быть на стрёме надоедает. Недавно открыли Точку для розничного направления . Пока только позитивные моменты. Низкая комиссия на эквайринг , приложение простое но понятное , настроили отчисление % от поступлений в копилку чего давно хотелось . бесплатные платежи. Планируем поработать до конца года с тремя счетами и потом оставить 2 необходимых .

1
Ответить

крутой опыт, крутой комментарий :) спасибо

Ответить

В день регистрации Юр лиц банки каким-то чудом находят контактный номер и начинают звонить по 5-7 раз в день в течении недели.

4
Ответить

Вы нолик недописали: не по 5-7, а по 50-70.

10
Ответить

Вы подозреваете что налоговая или МФЦ сливает контакты третьим лицам? )

Ответить