ВСЯ ПРАВДА О КОЛЛЕКТОРАХ

Расскажем о важных вещах, которые связаны с коллекторами: их права и ограничения во взыскании долгов, права должников, как проверять сотрудников коллекторского агентства, зачем вообще МФО и банки обращаются к клиентам по возврату задолженности.

КТО ТАКИЕ КОЛЛЕКТОРЫ?

Коллектор — это сотрудник коллекторского агентства, который пытается получить купленный долг. Теперь, когда коллектор не имеет права прикасаться к имуществу должника, а методы взыскания сильно ограничены — требование вернуть деньги адресуется должнику письмами, звонками, СМС и личным общением в рамках закона, то есть без угроз.

Коллекторское агентство — это юридическое лицо, которое скупает просроченные займы/кредиты у банков и МФО, после чего самостоятельно пытается получить долги.

Почти всегда коллекторское агентство — это общество с ограниченной ответственностью, изредка можно встретить акционерное общество. Выкуп долга юридически называется уступкой права требования — то есть юрлицо покупает у другого юрлица право требовать деньги. Это законно, хотя если Вы дали прямой запрет на уступку права требования во время подписания договора, то МФО или банк не могут обратиться в бюро коллекторских услуг.

ВСЯ ПРАВДА О КОЛЛЕКТОРАХ

КАКИМИ ЗАКОНАМИ РЕГУЛИРУЕТСЯ КОЛЛЕКТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ?

Если Ваш долг продали коллекторскому агентству, оно может приступить к процедуре взыскания задолженности в рамках Федерального закона №230. Раньше, до введения этого закона, коллекторы часто «жестили» и «выбивали» деньги из должников: были случаи, в которых коллекторы угрожали должнику, поджигали ему двери, звонили с угрозами родственникам, закидывали СМС, — список историй можно продолжать долго.

Но это было раньше, сейчас возможности профессиональных коллекторских агентств ограничены настолько, что они не могут буквально ничего, в отличие от судебных приставов. С 2020 года даже пытаются продвинуть законы о полном запрете деятельности коллекторов за ненадобностью, но вторая версия закона, появившаяся в феврале 2023 года, была отклонена Госдумой.

ЧТО МОЖНО, А ЧТО НЕЛЬЗЯ?

Суть работы коллекторов заключается в том, чтобы убедить Вас выплатить долг, применяя ряд психологических приемов, и помочь решить проблему, связанную с долгом. В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона № 230-ФЗ от 03.07.2016, это можно сделать только тремя способами:

⁃ с помощью непосредственного взаимодействия, которое может выражаться в телефонных переговорах и личных встречах;

⁃ посредством направления сообщений через интернет (смс, голосовые сообщения и другие).

⁃ с помощью обычных писем через почту России, направленных по месту Вашего жительства, это могут уведомления, претензии, досудебные предупреждения и так далее.

Коллектор должен взыскать денежные средства, взятые в кредит, с заемщика. Для этого у сборщика долгов есть набор средств. Однако методы работы таких специалистов не должны выходить за рамки закона. Ст. 6 и ст. 7 ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности» от 03.07.2016 г. регулируют отношения коллекторских компаний с должниками.

Итак, согласно вышеупомянутым законам, запрещено:

⁃ Общаться с неплательщиком с 22:00 до 8:00 в будние дни и с 20:00 до 9:00 в выходные.

⁃ Звонить чаще двух раз и отправлять сообщения больше четырех раз в неделю.

⁃ Воздействовать на заемщика или его близких физически, а также угрожать расправой.

⁃ Обращаться к должнику, не называя свои ФИО и не сообщая название коллекторской фирмы.

⁃ Оказывать психологическое давление на должника или его родных и друзей, используя оскорбительные и унизительные выражения.

⁃ Наносить ущерб собственности заемщика, уничтожать имущество или угрожать сделать это.

⁃ Сообщать конфиденциальную информацию о неплательщике третьим лицам.

⁃ Вводить в заблуждение заемщика относительно той суммы, которую нужно вернуть, или касательно сроков возврата задолженности.

⁃ Запугивать должника ложной информацией о возможности его преследования в административном или уголовном порядке.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ КОЛЛЕКТОР ДЕЙСТВУЕТ НЕЗАКОННО?

Если Вы понимаете, исходя из вышеизложенной информации, что коллекторы действуют противозаконно, лучше всего постараться их игнорировать. Не вступайте с ними в диалог и не пытайтесь что-то объяснить, просто вешайте трубку.

Если Вы все-таки ответили, можете попробовать использовать диктофон или хотя бы просто сообщить о том, что записываете данный разговор, чтобы звонящий понял, что ему придется нести ответственность за незаконные действия, которые можно доказать.

Чтобы привлечь коллекторское агентство к ответственности, желательно получить в разговоре данные, которые вам понадобятся впоследствии: ФИО и должность того, кто звонит, название коллекторской компании, адрес фирмы, ИНН и ОГРН и пр. Если Вы получили SMS с угрозами, не удаляйте их.

При звонках с неизвестного номера в неустановленное время не берите трубку. Старайтесь отключать телефон ночью. Блокируйте номера от нежелательных абонентов и контролируйте список номеров в телефоне, чтобы Вам не могли дозвониться те, кто Вам не нужен. Также можете на время поменять номер телефона.

Помимо этого, Вы можете установить на смартфон любое качественное приложение, которое сортирует спам и нежелательные звонки.

Если коллекторы превышают полномочия, Вы можете пожаловаться в Роспотребнадзор. Представители Федеральной службы запросят у банка и коллекторской компании требуемые документы и займется расследованием дела. В качестве наказания могут быть применены штрафы или административные воздействия, в отдельных случаях фирму могут лишить лицензии.

Как только Вы услышали угрозу или оскорбление от коллектора, он начал Вас шантажировать либо пытаться применить физическое насилие или нанести вред Вашему имуществу, сразу же обращайтесь в полицию. За такие действия коллектор может отправиться в тюремное заключение сроком до пяти лет.

Доказательством правонарушения со стороны коллекторской фирмы могут стать записи или распечатки телефонных разговоров, смс, а также показания свидетелей. Кроме того, пожаловаться на коллекторов можно в Центробанк и ФССП. Если Вас неизвестны название, ИНН и ОГРН кредитора, уточните эту информацию в НБКИ — Национальном бюро кредитных историй. Для этого нужно зарегистрироваться на их сайте.

А если Вы уже устали бороться с коллекторами, мы знаем верное решение! Запишитесь к нам на бесплатную консультацию по номеру телефона: +7-967-268-75-44.

Начать дискуссию