Вывод финтех-бизнеса в Азию: как устроен рынок и с кого брать пример

Финтех-рынок Азии — это миллиарды пользователей, которые высоко ценят удобные и доступные цифровые услуги. Чтобы создать для них ценный и конкурентный сервис, надо учитывать множество деталей: особенности географии и социального устройства, влияние регуляторов и других бизнесов.

Что нужно знать про азиатский финтех-рынок, как он устроен и каким требованиям должен соответствовать ваш цифровой сервис — рассказываем с опорой на карты рынков и лучших практик Индии и Китая, двух самых крупных экономик азиатского региона.

Что происходит на финтех-рынке Индии

Электронные кошельки в Индии значительно популярнее мобильных банков. Это связано с тем, что банки упустили момент, когда клиентам нужны были удобные платежные инструменты — эту нишу заняли цифровые платежные сервисы, которые быстро выросли и стали основным инструментом платежей в Индии.

В основе этих сервисов находится UPI ID — единый платежный интерфейс, который позволяет быстро привязать банковский счет к платежному сервису и платить с него. В итоге роль банка ограничивается открытием счета, для платежных операций клиенты выбирают именно кошельки.

У каждого жителя Индии сегодня есть как минимум два кошелька, с помощью которых оплачиваются услуги ЖКХ, интернет и штрафы (в некоторых регионах), а также покупаются товары и сервисы, не связанные напрямую с управлением финансами — подарочные купоны, ж/д и авиабилеты.

Платежных сервисов в Индии — очень много. Собственные кошельки имеют технологические лидеры — провайдеры Airtel и Jio, интернет-гиганты Amazon и Facebook.

Чтобы получить кредит, житель Индии также предпочтет обратиться не в банк, чья скоринг-система слишком требовательная, а в онлайн-сервис — аналог российских микрофинансовых организаций. Они быстро выдают кредиты онлайн без бумаг и визита в офис.

Таким образом, и кредитную нишу Индии банкам тоже приходится делить с цифровыми сервисами и кошельками (Freecharge и Mobikwik прямо в приложении предлагают небольшие займы)

А самая узкая аудитория финтех-сервисов Индии — это пользователи инвестиционных приложений пока очень узкая. Жители Индии в большинстве не имеют свободных средств для инвестиций, а те, кто готов инвестировать — предпочтут покупать простые инвестпродукты в банках и приложениях кошельков. Сложные инвестиции в Индии не популярны.

Что происходит на финтех-рынке Китая

В Китае банки также уступили рынок платежей другим игрокам. Основные платежные инструменты в этой стране — суперприложения Alipay и WeChat. Они раньше, чем банки, реализовали удобные платежи и переводы (в том числе офлайн), начали быстро расширять услуги и занимать ниши, которым банки исторически не уделяли должного внимания.

Поэтому даже бурный рост мобильных банков и их функциональное развитие не могут переманить аудиторию суперприложений. Другая часть аудитории, интересная банкам, остается в нишевых электронных кошельках Baidu, BestPay и платежных сервисах мессенджера QQ и системы UnionPay.

Сами суперприложения активно развиваются уже за рамками своих изначальных функций. Владелец WeChat, компания Тencent, развила свой мессенджер в платформу для разных поставщиков услуг, запустила еще один кошелек для аудитории мессенджера QQ, а также открыла digital-only банк WeBank. Alipay со временем вырос в мощную торговую платформу, начал предлагать свой овердрафт, микрокредитование и рассрочку на товары, а также стал маркетплейсом страховок.

Сами банки, упустив важные ниши финтех-рынка, стараются строить собственные суперприложения и предлагать доступные кредитные карты и рассрочки. Эти продукты рассматриваются жителями Китая, как доступные аналоги обычных кредитов.

Раньше эту нишу занимали p2p-сервисы, которые позволяли быстро и удобно брать небольшие займы, но они не пережили репутационный кризис, связанный с волной мошенничеств — и либо закрылись, либо смогли перепрофилировать сервисы.

За аудиторию потребителей кредитов китайским банкам приходится бороться с технологически развитыми компаниями других отраслей.

Онлайн-кредиты предлагают крупные цифровые банки Webank от Tencent и Ping An Pocket Bank. Свой цифровой сервис микрокредитования запустила компания JD.com — приложение JD Finance, в котором дополнительно можно купить страховые и инвестиционные продукты. Также микрокредиты предлагает и компания Xiaomi с приложением Xiaomi Finance.

Китайские страховые компании, как и банки, также упустили момент и не смогли предложить хорошие цифровые сервисы. Сейчас они выступают больше инфраструктурой страхования, а приобретение продукта происходит в других каналах — в суперприложениях (в том же Alipay) и цифровых сервисах (JD Finance).

Так же, как и в Индии, жители Китая инвестируют неохотно, предпочитая вкладывать в материальные ценности — чаще всего в недвижимость. Те пользователи, которые все-таки готовы инвестировать в рынок, покупают простые инвестиционные продукты в приложениях банков.

Где искать лучший UX в приложениях Азии

Одно из любопытных наблюдений, которое мы сделали в рамках исследования финтеха Азии — лидеры рынка по аудитории не всегда дают лучший пользовательский опыт. Это показывает и карта лучших практик, которую мы собрали в ходе изучения самых популярных финтех-приложений.

Несмотря на популярность кошельков и суперприложений, китайские мобильные банки предлагают больше ценных практик.

Это можно объяснить тем, что разработчики мобильных банков постоянно находятся в гонке с гигантами рынка, им крайне важно вовлечь клиента в свой продукт, максимально упрощая его задачи. Также хорошие практики решения задач кредитования предоставляют и банки и кредитные сервисы, опять же, не смотря на то, что на рынках Индии и Китая лидируют МФО-компании.

Меньше всего на карту попало практик из сервисов для инвестиций, кредитования и страхования. Это одно из немногих совпадений с рыночной ситуацией: на картах рынков эти сервисы не являются лидерами в собственных сегментах, больше интересных инсайтов по покупке инвестиционных и кредитных продуктов дают суперприложения, электронные кошельки и мобильные банки.

Чему учит опыт финтех-рынка Индии и Китая

Мобильные банки Индии и Китая в свое время упустили важные моменты развития своих цифровых сервисов, в результате сегодня им приходится конкурировать с новыми игроками, готовыми предложить доступные и удобные финансовые услуги населению. Банки Индии и Китае вынуждены делить с небанковскими организациями не только ниши платежей, но даже классические для себя сегменты кредитования.

Для любого финтех-стартапа, который запускается в условиях близких к азиатским (большие конкурентные рынки, определяющая роль регуляторов, неоднородное население) важно понимать возможности своей аудитории, продумывать путь клиента задолго до его обращения к функциям приложения и всегда давать ему альтернативные варианты решения задач, недоступные в других сервисах.

Доступность и удобство финансовых сервисов — критически важны в странах, где чрезвычайно сложная социальная стратификация и цифровое неравенство.

Важнейший ресурс развития для финтех-стартапов — дополнительные возможности для пользователей, не связанные напрямую с управлением финансами. Это может быть заказ услуг, товаров, государственная и социальная поддержка, оплата дополнительных сервисов.

Важно использовать любую возможность, чтобы узнать больше о клиенте, в том числе и в офлайн-каналах, и за счет этого дать ему сервис более высокого уровня и постоянно повышать его вовлеченность в продукт.

Изучить нашу методику отбора и исследования азиатских приложений, а также посмотреть скринкасты с самыми интересными реализациями — можно на странице Financial Services Review Asia 2020.

2323
5 комментариев

Осталось только понять, что индусы все хотят даром и закрыть для себя фантазии об Индии

5

Комментарий недоступен

5

Юго-Восточную Азию забыли изучить. А это огромный рынок в 650 млн. человек. Очень динамично развивающийся регион, в том числе и в плане финтеха.

2

Пока решили сфокусироваться на Индии и Китае. Обязательно дойдем до других стран)

2

Читаю такой заголовок "Вы входите в финтех бизнес в Азии" и на миг вдруг представил...

2