Увеличение или снижение цены госконтракта

Увеличение или снижение цены госконтракта

Недавно мы решили глубже изучить ситуации, связанные с изменением цен в контрактах. Нас интересовали больше не общие данные, а нетипичные случаи изменения цен. Спойлер — в конце публикации поделюсь интересной тенденцией, а пока — краткий обзор.

Для анализа были выбраны контракты 2024 года, заключенные с 1 января по 1 октября. Из более чем 2,23 млн контрактов, заключенных в этот период, изменение цен затронуло 147 740 контрактов. В 21 тыс. случаях цена менялась в пределах +/- 10 рублей.

Основная информация:

  • 48,3 млрд рублей — общая сумма увеличений цен по контрактам. Это 71,4 тыс. контрактов, из которых 66,27% были заключены с единственным поставщиком.
  • 12,7 млрд рублей — общая сумма уменьшений цен по контрактам. Это 55 тыс. контрактов, из которых 32,8% заключены с единственным поставщиком.
  • Основные объекты закупок в контрактах с изменением цен — лекарства, электроэнергия/газ/пар, стройматериалы. На эти категории приходится 80,5% суммы увеличений и более 60% — при уменьшении.
  • Москву, Татарстан и Санкт-Петербург можно назвать регионами с наибольшими суммами изменения цен. На эти три региона приходится более 35% увеличений и 26% уменьшений цен.
  • Топ-3 поставщика по сумме увеличений цен: АО «Фармстандарт», ООО «Ирвин», АО «Почта России».
  • ООО «Альбатрос» — компания с наибольшим количеством контрактов, по которым была зафиксирована цена ниже начальной. На нее приходится 952 контракта (с уменьшением цены более чем на 10 рублей), что на 340 больше, чем у следующего поставщика.

Отклонения от типовых ситуаций при увеличении цен:

  • 1 100 000%— максимальное увеличение цены контракта.
  • 89 контрактов имели увеличение цены более чем на 1000%, и общая сумма увеличений по ним составила 561 млн рублей.
  • 6 672 контракта были увеличены на 100% и более. Сумма этих увеличений составила 8,4 млрд рублей. 8 из них были расторгнуты, а сумма исполнения составила 0 рублей.

Отклонения от типовых ситуаций при снижении цен:

  • 534 млн рублей— максимальное снижение цены, что составляет почти 40% от первоначальной цены контракта.
  • 115 контрактов были снижены до 0 рублей (100% снижение), 26 из них расторгнуты по соглашению сторон.
  • 4 970 контрактов завершены (исполнились на 100%), но перед этим цена была снижена более чем на 10%. Сумма этих уменьшений составила 1,6 млрд рублей.

Особое внимание привлекла следующая ситуация: при рассмотрении контрактов, заключенных в ходе конкурсных процедур, мы выявили 15 контрактов, где победители снизили цену от 10% до 89%. После заключения контракта по предложенной цене стоимость была увеличена до уровня НМЦК. В каждом таком контракте увеличение составило более 10%, а в 3 случаях — более 100%.

Изучив такие контракты, мы заметили, что снижение на стадии определения победителя на 10% и более нередко сопровождается последующим увеличением цены контракта до уровня НМЦК, что стало важной тенденцией.

Таблица 1. Заключено по предложенной цене, а впоследствии увеличено до значения, равного НМЦК
Таблица 1. Заключено по предложенной цене, а впоследствии увеличено до значения, равного НМЦК
Таблица 2. Ситуации, когда несмотря на большие снижения при определении победителя и заключения по предложенной цене, в ходе исполнения цена контракта увеличена до цены, близкой к НМЦК.
Таблица 2. Ситуации, когда несмотря на большие снижения при определении победителя и заключения по предложенной цене, в ходе исполнения цена контракта увеличена до цены, близкой к НМЦК.
Начать дискуссию