Мобильные платежи: какие они бывают и какие нужны вашему бизнесу

За 5 лет с 2013 года число россиян, выбирающих безналичную оплату покупок, увеличилось в 3 раза, и каждый десятый это делает с помощью смартфона, как сообщали в НАФИ. Пандемия усилила этот тренд: почти 80% всех транзакций в Европейском регионе происходят безналично, при этом уже треть россиян оплачивают покупки смартфоном. Возможность предоставления опции мобильных платежей сегодня одна из важных деталей любого бизнеса. И мы расскажем о четырех основных технологиях и о том, с какой из них лучше работать.

В качестве ликбеза

Под мобильными платежами подразумевают все финансовые транзакции, которые проводятся с помощью мобильного устройства: смартфона, умных часов, планшетов. Одна из первых подобных технологий — SMS+ или DCB (Direct Carrier Billing). Схема «отправьте сообщение с кодом XXX на короткий номер YYY, чтобы получить доступ к услуге» известна уже не один десяток лет. Платеж осуществляется через мобильного оператора или агрегаторов. Чем больше участников в этой цепочке, тем выше комиссия. Деньги списываются с мобильного счета, а не банковской карты.

Производной формой DCB, которая сегодня сменила SMS+, стали платежи через счет мобильного оператора. Иногда их называют «мобильными кошельками», но этот термин может внести путаницу в понятия, потому что под ним же значатся платежные системы Google и Apple (Google Wallet, Apple Wallet), а также сервисы WebMoney, PayPal, Яндекс.Деньги и пр.

Самая популярная технология в России — бесконтактные платежи через NFC (Near Field Communication): беспроводная передача данных на малом расстоянии, обычно в пределах 10 см. Сегодня она реализована в первую очередь в смартфонах, а также в умных часах (Apple Watch, Samsung Galaxy Watch и пр.), в планшетах. Небольшой радиус действия делает NFC безопасным, а мгновенное подключение — простым. Работает технология через привязку к банковской карте.

Также встречаются мобильные платежи, основанные на прямом доступе к банковским картам через данные от оператора связи. Они лежат в основе 3D-secure — обеспечение безопасности интернет-транзакций.

NFC для онлайн и оффлайн-платежей

Для большинства пользователей «мобильные платежи» — это про смартфон, который можно приложить к терминалу. В этом процессе участвует технология NFC, которая возникла позже других методов e-payments и сейчас активно развивается. Сегодня это наиболее популярный метод электронной оплаты: согласно исследованию «Яндекс.Денег» за 5 месяцев, с января по май 2020, число NFC-платежей через смартфоны и умные часы выросло почти на 25% в сравнении с аналогичным периодом 2019 года. В целом около 36% россиян предпочитают платить не картой, а телефоном.

Преимущество NFC в простоте и высокой степени защиты денег. Не вдаваясь в технические детали, можно утверждать, что в среднем безопасность выше, чем у оплаты при помощи пластиковых карт. Пример на бытовом уровне: карты с бесконтактной технологией PayPass прикладываются к терминалу и при покупках на сумму меньше 1 тыс. рублей не требуют ввод пин-кода. Хотя VISA расширила коридор до 3 тыс., но решает это банк-эмитент. Если карта будет утеряна (или украдена), нашедший сможет без проблем ей воспользоваться. Платеж через смартфон требует подтверждать действие паролем или биометрическими данными: для Apple это лицо владельца или отпечаток пальца, в зависимости от модели iPhone. Утерянным смартфоном и привязанными к нему картами воспользоваться труднее, чем обычным «пластиком» — каждая операционная система сегодня позволяет удаленно заблокировать гаджет от несанкционированного доступа.

На рынке сегодня представлены три основных системы NFC платежей: Apple Pay, Google Pay и Samsung Pay, развивающиеся в России с 2016 года. По популярности Google Pay обходит остальные: им пользуются 29,1% россиян, а Apple Pay и Samsung Pay — 20,2% и 17,4%. Это связано с ограничением для таких систем — их можно использовать только с определенными гаджетами. Apple Pay работает лишь на одноименных устройствах, Google Pay требует наличия операционной системы Android, а Samsung Pay доступен даже не для всех смартфонов Samsung.

NFC-платежи применимы в двух сценариях: когда покупка производится через терминалы оплаты (POS-терминалы) и когда она осуществляется внутри магазинов AppStore и Google Play, в приложениях (Apps), на сайтах. Связанные с этим ограничения широко обсуждаются, во многом из-за комиссии для разработчиков приложений, обозначенной Apple и Google. Размер комиссий доходит до 30% от суммы платежа. Среди наших клиентов через NFC-платежи проходит всего 5% от общего числа выплат.

Платеж через счет мобильного оператора

В качестве развития метода DCB возникло понятие «мобильного кошелька», это условный «счет», который привязывается к номеру мобильного оператора. При этом подключение происходит не напрямую между мерчантом и мобильным оператором, а через посредников — платежные системы, которые реализуют интеграцию. Чаще всего, интеграция всех способов платежа проходит через единую «точку входа» - API.

Несмотря на сложности, это достаточно популярный способ оплаты. Он повышает конверсию для любых сервисов по подписке, включая покупки, встроенные в игры, подписки на электронные библиотеки и лимитированный доступ к закрытым ресурсам. Но применим он только для продуктов, которые используются онлайн.

Способ удобен для ситуаций, когда невозможно воспользоваться Apple или Google Pay — например, если у клиента телефон не поддерживает эту технологию. Также не все россияне не готовы указывать в интернете данные банковской карты для оплаты напрямую. Платеж через DCB решает проблему: открытым становится только номер телефона.

Правда минусы все же есть: не все клиенты считают безопасным хранить на счете оператора большие суммы, поэтому покупка товаров, например, за 5 тыс. рублей, таким способом маловероятна.

Доступ к банковским картам через оператора

Наименее известный и редко встречающийся способ платежа. Этот способ — гибрид банковских выплат и мобильных платежей, при котором для доступа к счету карты используется данные оператора связи. В России этот способ не получил широкого развития напрямую, но является основой обеспечения безопасного доступа в технологии 3D-secure. Через отправку SMS на номер мобильного телефона банки проводят идентификацию плательщика. Полученный код пользователь вводит в окне транзакции, подтверждая легитимность своих действий.

SMS+ для покупки онлайн-услуг

Вторая категория мобильных платежей, известная большинству владельцев телефонов — платежи SMS+ (или DCB). Этот платеж осуществляется напрямую через оператора мобильной связи и использует его инфраструктуру. Оператор выделяет определенный список коротких номеров для сдачи в аренду и берет процент от стоимости платежных SMS. В основном на базе SMS+ развиваются сервисы, предоставляемые самими операторами мобильной связи: дополнительные услуги, изменения тарифов, информационные приложения. У технологии есть ограничения по суммам платежей.

Этот способ оплат был особенно популярен в начале 00-х: его использовали магазины музыкальных рингтонов и сервисы знакомств, предлагая отправить короткий код или USSD-команду. Несмотря на очевидное преимущество в легкости платежа, для внедрения этого метода необходимо заключать прямое соглашение с поставщиком мобильных услуг. По причине сложности подключения и непрозрачных требований по настройке сервиса сейчас он практически не распространен в России.

Фактически, среди существующих сегодня технологий мобильных платежей нет универсальной. Несмотря на растущий спрос на NFC-решения и их внедрение как онлайн, так и оффлайн, карту к смартфону привязывает только треть россиян. А к Apple Pay и Google Pay до сих пор нельзя добавить карты МИР. В то же время, в мире Apple Pay пользуется уже каждый второй владелец айфона. С Google Pay ситуация сложнее: открытых данных нет, однако активных владельцев Android в мире в 2019 насчитывалось 2,5 млрд (у Apple — 2 млрд), поэтому даже потенциальный рынок больше. Хотя число установок сервиса Google меньше, чем у Apple — всего 100 млн против 440 млн.

Кроме того, это не самые простые решения, особенно в отношении Apple: компания не берет комиссию за платеж через терминал, но требует зарегистрироваться в платежном шлюзе, получить Merchant ID, верифицировать домен сайта и получить два сертификата. Последнее без макбука на руках, скорее всего, сделать не удастся. Сайт должен соответствовать требованиям Apple (с Google аналогично), а за каждый год использования Apple Pay придется отдавать $99 — это «абонентская плата» за регистрацию учётной записи разработчика (Apple Membership), без которой не удастся получить платежный сертификат, верифицировать домен сайта. Впрочем, если бизнес с международными продажами, Apple Pay будет выгоднее аналога от Google, потому что охватывает 46 стран (против 20+).

Но при всей привлекательности NFC нельзя забывать о том, что смартфонами пользуется только часть населения. А вот платежи через мобильного оператора доступны практически всем, правда уступают NFC в скорости.

Возможно, все описанные способы будут применимы для вашего бизнеса. Скорее всего, один из них будет доминирующим для оплаты конкретного товара или услуги. Мы думаем, что доля мобильных платежей в структуре любого бизнеса будет расти.

22
Начать дискуссию