Подводим итоги года и анализируем показатели
В последнюю неделю года все подводят итоги и строят планы на будущий год.
Оценить выполнение поставленных целей и задач поможет правильная управленческая отчетность.
Что нужно сделать собственнику с помощью финдира:
✅Факторный анализ выручки. Как повлияли на выручку изменения объема продаж, ассортимента, цены, клиентской базы, сезонность, внешнеэкономические факторы, конкуренция. Оцените влияние каждого фактора, велика вероятность, что тенденция сохранится и в следующем году, убедитесь, что необходимые для анализа данные собираются, ну или начните их собирать.
✅Соберите отзывы от клиентов о вашей работе и услугах. Это поможет вам понять, что можно улучшить.
✅Анализ переменных затрат. К ним относятся затраты на сырье, материалы, трудозатраты на производство и другие расходы, которые варьируются в зависимости от объема деятельности. Оцените предельные переменные затраты, то есть дополнительные затраты, возникающие при увеличении объема производства на одну единицу, либо проанализируете себестоимость закупки товара, который кратно влияет на выручку (см п.1.) Это поможет понять, эффективно ли используются ресурсы и составить план по маржинальной прибыли. Не забудьте учесть налоги в модели расчета маржинальной прибыли.
✅Оцените постоянные затраты: хватает ли маржинальной прибыли на их покрытие? Определите, какие затраты являются постоянными (арендная плата за помещения, ФОТ административного персонала, амортизация, расходы на маркетинг и рекламу, которые не зависят от объема продаж)Оцените их влияние на выручку. Установите системы мониторинга постоянных затрат для отслеживания их динамики и выявления отклонений от запланированных значений.
✅Оцените эффективность использования рабочего капитала. Оцените соотношение между различными компонентами рабочего капитала (дебиторская задолженность, запасы, денежные средства). Это поможет выявить потенциальные проблемы, такие как избыточные запасы или высокие уровни дебиторской задолженности. Рассчитайте среднее время, за которое компания оборачивает свои текущие активы в денежные средства. Сравните показатели оборачиваемости и ликвидности с аналогичными показателями в отрасли или с конкурентами. Определите меры по улучшению управления рабочим капиталом. Это может включать:
o Оптимизацию запасов (например, внедрение системы Just-in-Time).
o Улучшение процессов взыскания дебиторской задолженности.
o Переговоры с поставщиками для увеличения сроков платежей.
✅Завершены ли все проекты, соблюдены сроки, выполнены обязательства. Не превышены ли бюджеты, уложились ли в показатели окупаемости. Инструмент – план-фактный анализ исполнения проекта.
✅Проведите встречи с командой для обсуждения итогов работы, получения обратной связи и планирования будущих действий.
✅Оцените перспективу автоматизации процессов, чтобы упростить работу в следующем периоде.
✅Не забудьте похвалить себя за эффективное управление финансами и плодотворную работу в уходящем году.