Новая Стратегия пространственного развития РФ и её влияние на бизнес, технологические проекты и инвестиции

28 декабря 2024 года была утверждена новая «Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года», которая определяет вектор территориального развития страны. Какие приоритеты выделяет стратегия, как планируется раскрывать экономический и инновационный потенциал регионов, и какие выводы могут сделать из неё инвесторы и технологический сектор? Давайте разберёмся.

Общие положения

Основная цель стратегии - формирование сбалансированной системы расселения и территориальной организации экономики для достижения национальных целей, таких как демографическая устойчивость, рост доходов населения, развитие инфраструктуры, национальная безопасность, ускорение темпов научно-технического прогресса. Обеспечение сбалансированного территориального развития РФ, сокращение межрегиональных диспропорций, повышение качества жизни населения во всех регионах.

Напомним, что на текущий момент в России:

- Более 53% совокупного ВРП вносят 9 субъектов РФ, включая Москву, Санкт-Петербург и регионы с минерально-сырьевыми центрами. Этот дисбаланс усиливает экономическую дифференциацию между регионами.

- Происходит устойчивый рост населения мегаполисов, особенно городов-миллионников, в результате чего малые и средние города теряют население.

- Продолжается снижение рождаемости и естественная убыль населения. К 2030 году прогнозируется сокращение численности трудоспособного населения, что усилит дефицит кадров.

- Наблюдается рост различий по доходам, уровню инвестиций и бюджетной обеспеченности. Высокие показатели бюджетной обеспеченности сохраняются в экспортно-ориентированных регионах, тогда как другие субъекты РФ отстают.

- Средняя температура в России растёт, что создаёт риски для инфраструктуры и сельского хозяйства, но также открывает возможности, такие как расширение судоходства по Северному морскому пути.

Концентрация экономической активности в нескольких регионах, неравномерное развитие инфраструктуры, снижение численности сельского населения, геополитическая напряжённость, климатические изменения и необходимость диверсификации экономики - те вызовы, ответы на которые призвана сформировать Стратегия.

Ключевые задачи

1. Формирование опорного каркаса развития:

- Создание агломераций (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск и др.) как точек роста.

- Развитие транспортной и энергетической инфраструктуры, связывающей регионы.

2. Снижение территориального неравенства:

- Поддержка депрессивных и отдалённых регионов (например, Дальний Восток, Северный Кавказ).

- Стимулирование экономической активности в моногородах.

3. Рациональное использование ресурсов:

- Развитие Арктической зоны и Северного морского пути.

- Интеграция Сибири и Дальнего Востока в глобальные транспортные коридоры.

4. Улучшение качества жизни:

- Доступность базовых услуг (медицина, образование, ЖКХ) во всех населённых пунктах.

- Цифровизация регионов (ликвидация цифрового неравенства).

Фото: Автор: Александр Крылов,  MagadanМedia 
Фото: Автор: Александр Крылов,  MagadanМedia 

Приоритеты и задачи

Среди пространственных приоритетов: опорные населенные пункты (они станут центрами экономического роста, инфраструктурного развития и привлечения инвестиций) и развитие геостратегических территорий (включая Арктику, дальневосточные регионы, а также новые субъекты РФ (ДНР, ЛНР, Херсонская и Запорожская области).

Основные задачи:

- Ускорить модернизацию инфраструктуры (транспортной, энергетической, социальной).

- Снизить межрегиональные диспропорции через усиление бюджетной поддержки.

- Создать условия для привлечения инвестиций и повышения производительности труда.

- Развить кластеры промышленности и внедрить отечественные технологии.

Новая Стратегия пространственного развития РФ и её влияние на бизнес, технологические проекты и инвестиции

Приоритетные направления пространственного развития

1. Транспорт

- Повышение транспортной доступности и связанности опорных населенных пунктов и геостратегических территорий Российской Федерации за счет реализации мероприятий, направленных на сокращение времени в пути и интервалов движения транспорта общего пользования.

- Ориентация на приоритетные направления грузовых потоков в условиях переориентации внешней торговли.

- Снижение транспортных издержек за счет снижения себестоимости перевозок и оптимизации маршрутов.

- За счёт обеспечения резерва пропускной и провозной способности международных транспортных коридоров, перевалочных мощностей морских портов, пунктов пропуска на государственной границе Российской Федерации для ликвидации инфраструктурных ограничений на грузоперевозки по международным транспортным коридорам и обеспечения внешней торговли с Китайской Народной Республикой, странами Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего Востока, Латинской Америки и Африки.

- Повышения авиационной подвижности населения на внутренних авиалиниях, в том числе путём формирования сети международных аэропортов-хабов, создания и развития узловых аэропортов в городских агломерациях, преодоления дефицита парка воздушных судов; реконструкции инфраструктуры аэропортов, входящих в единую опорную транспортную сеть.

2. Энергетика

- Доступное гарантированное обеспечение населения и экономики страны продукцией и услугами топливно-энергетического комплекса с наименьшими издержками.

- Развитие современной энергетической инфраструктуры с применением систем накопления энергии и возобновляемых источников энергии, в том числе на удаленных и изолированных территориях.

3. Жилищное строительство и жилищно-коммунальное хозяйство

- Обеспечение дифференцированного подхода к мерам государственной поддержки жилищного строительства на различных территориях, в том числе с учетом уровня обеспеченности жильем и потребности в жилье.

- Стимулирование увеличения строительства жилых помещений большой площади для проживания семей с детьми.

- Применение комплексного подхода к обеспечению качества городской среды: поддержание баланса развития жилой застройки и обеспеченности инфраструктурой, стимулирование развития многофункциональных городских территорий, повышение эффективности использования существующих застроенных территорий.

- Обеспечение экономической эффективности в жилищнокоммунальном хозяйстве за счет внедрения новых технологий, бережливого строительства и цифровизации.

- Использование при реализации проектов в сфере жилищнокоммунального хозяйства механизмов ГЧП.

- За счёт обеспечения улучшения качества среды для жизни, предусматривающего создание необходимой коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры, развитие индивидуального и малоэтажного жилищного строительства в опорных населенных пунктах и на прилегающих территориях, где реализуются крупные инвестиционные проекты, существенно влияющие на экономику и рост занятости населения, и на прилегающих территориях к ядрам городских агломераций.

- За счёт создания условий для развития модульного строительства, производства и применения домокомплектов, а также ускоренного вовлечения в оборот земельных участков, предназначенных для индивидуального и малоэтажного жилищного строительства.

- Совершенствование законодательства, регулирующего предоставление мер государственной поддержки при реализации проектов комплексного развития территорий.

- Совершенствование механизмов расселения аварийного жилищного фонда.

- Повышение инвестиционной привлекательности отрасли жилищнокоммунального хозяйства для частных компаний

4. Социальная сфера

- Учёт существующей инфраструктуры (включая частную) и потребностей населения с учетом плотности населения и транспортной доступности объектов социальной инфраструктуры, в том числе формирование центров предоставления услуг, медицинской помощи, образования и социального обслуживания, которые обслуживают несколько субъектов Российской Федерации или муниципальных образований;

- Учёт планируемой загрузки мощностей при создании новых объектов инфраструктуры.

- Особенностью планирования развития объектов спортивной инфраструктуры является обеспечение приоритета создания объектов инфраструктуры массового спорта, направленной на повышение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом.

- Особенностями планирования развития объектов медицинской инфраструктуры являются учет схем территориального планирования, включающих карты размещения объектов здравоохранения, обеспечивающих доступность медицинских организаций и маршрутизацию пациентов в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, а также создание (развитие) транспортной инфраструктуры (включая маршруты общественного транспорта) к объектам здравоохранения.

- Много и детально про развитие образования в регионах.

- Развитие информационных технологий, позволяющих оказывать социальные услуги дистанционно.

5. Информационно-телекоммуникационная инфраструктура и связь

- Ориентация на устранение цифрового неравенства субъектов Российской Федерации за счет приоритетного развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей высокоскоростную передачу данных, доступную для населения РФ.

- Создание конкурентоспособной информационно- телекоммуникационной инфраструктуры на основе отечественных разработок.

- Создание условий развертывания сетей связи на экономически непривлекательных для операторов подвижной радиотелефонной связи территориях.

- Создание гибридной сети связи, покрывающей всю территорию страны, включая Арктическую зону РФ и трассу Северного морского пути.

6. Промышленность

- Содействие созданию и развитию транспортной, энергетической и иной инфраструктуры для формирования минерально-сырьевых центров, в пределах которых залегают крупные и уникальные месторождения стратегических видов минерального сырья, в том числе углеводородного сырья и (или) дефицитных видов твердых полезных ископаемых, планирование создания объектов, связанных с добычей углеводородного сырья, и горно-обогатительных комбинатов.

- Содействие размещению обрабатывающих производств на территориях, обеспеченных достаточной транспортной, энергетической и иной инфраструктурой.

- Стимулирование создания индустриальных (промышленных) парков и промышленных технопарков с учетом приоритета развития геостратегических территорий РФ, территорий с высоким потенциалом повышения глубины переработки сырья (в частности, Сибирский федеральный округ), а также реализации приоритетных направлений развития федеральных округов РФ и Арктической зоны.

- Обеспечение проектов в сфере промышленности региональной промышленной инфраструктурой, а также социальной инфраструктурой в целях привлечения трудовых ресурсов с учетом приоритетов проектов, входящих в состав национальных проектов технологического лидерства, проектов технологического суверенитета, в том числе в сфере радиоэлектронной промышленности, проектов по производству критической промышленной продукции (продукции, включенной в отраслевые планы по импортозамещению).

- Строительство и реконструкции объектов региональной промышленной инфраструктуры в приоритетном порядке в рамках индустриальных (промышленных) парков, промышленных технопарков, а также исходя из потребностей развития промышленных кластеров.

- Стимулирование размещения обрабатывающих производств, в том числе строительных материалов, в непосредственной близости к местам реализации инвестиционных проектов, которым требуется указанная продукция, с целью минимизации транспортного плеча для ее доставки.

7. Экология, природопользование и адаптация к изменению климата

- Обеспечение рационального и эффективного использования и воспроизводства природных ресурсов

- Снижение уязвимости к негативным воздействиям, вызванным изменением климата, и использование потенциала, возникающего вследствие позитивных эффектов от изменения климата.

- Концентрация сил и средств государства и организаций в целях геологического изучения недр и недропользования преимущественно в пределах формируемых минерально-сырьевых центров.

- Обеспечение поддержки внедрения наилучших доступных технологий, расширения производства товаров и оказания услуг с применением вторичного сырья хозяйствующими субъектами всех отраслей экономики.

Экологические задачи подробно рассмотрены на примере регионов.

8. Туризм

- Обеспечение растущего спроса на внутренний и въездной туризм достаточным объемом туристской инфраструктуры.

- Реализация природного, культурно-исторического, оздоровительного и иного рекреационного потенциала территорий, в том числе в целях снижения дифференциации в уровне социально-экономического развития территорий за счет перемещения туристами ресурсов из места заработка в места отдыха.

- Обеспечение транспортной доступности туристских объектов

Напоминаю, что на развитие туристической отрасли внимание государства направлено давно и существует много грантовых программ для проектов туристической тематики.

9. Технологическое развитие

- Интенсификация межрегиональной кооперации в сфере инноваций при реализации проектов, направленных на поиск высокотехнологичных решений.

- Стимулирование исследований и развитие инфраструктуры субъектов научной, научно-технической и инновационной деятельности, позволяющих получить значимые научные и научно-технические результаты, создать и внедрить отечественные наукоёмкие технологии.

- Сосредоточение интеллектуальных, финансовых, организационных и инфраструктурных ресурсов на поддержке научных, научно-технических программ и проектов полного инновационного цикла, необходимых для ответа на региональные, общероссийские и международные вызовы.

- Государственная и общественная поддержка фундаментальных и поисковых научных исследований как инструмента долгосрочного развития страны в регионах, обладающих соответствующим заделом

Конкретным задачам в области технологий в Стратегии уделено особое внимание, отдельно более подробнее разберём, каким именно направлениям.

1. Развитию инфраструктуры (транспортной, энергетической) в опорных населённых пунктах с инвестиционными проектами.

2. Поддержке инновационного и научно-технологического развитию агломераций.

3. Приоритетной поддержке высокотехнологичных производств и креативных индустрий в агломерациях и наукоградах.

4. Развитию промышленных кластеров, усилению кооперации и гибкой кластерной политике.

5. Обеспечению инвестиционных проектов кадрами в приоритетных регионах, включая Арктику.

6. Расширению венчурного финансирования, особенно для Сибири и Дальнего Востока.

7. Эффективному использованию возвратных финансовых инструментов для инфраструктурного развития.

8. Актуализации критериев создания ОЭЗ, их развитию в менее охваченных регионах.

9. Повышению конкурентоспособности ТОР и ОЭЗ на фоне международных аналогов

10. Стимулированию спроса на высокотехнологичную продукцию со стороны государства и бизнеса.

11. Увеличению инвестиций в НИОКР, привлечению частного капитала.

12. Созданию системы поддержки малых технологических компаний (МТК) для выхода на внутренний и мировой рынки.

13. Развитию региональных институтов развития для финансирования технологических проектов.

14. Стимулированию инвесторов к созданию инфраструктуры в преференциальных зонах.

Это во многом перекликается со Стратегией научно-технологического развития, которую я разбирала здесь.

Инструменты реализации Стратегии

1. Национальные проекты:

- «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры».

- «Жильё и городская среда», «Экология», «Цифровая экономика».

2. Государственно-частное партнёрство (ГЧП):

- Привлечение инвестиций в инфраструктурные проекты (например, строительство платных трасс).

3. Специальные режимы:

- Экспериментальные населённые пункты, которые призваны стать моделями для внедрения инноваций в демографии, жилищной политике, экономике и технологиях.

4. Межбюджетные трансферты:

- Финансовая поддержка регионов с низким уровнем собственных доходов.

----

Достижение целей и выполнение задач Стратегии будет контролироваться через целевые показатели, рассчитанные для двух сценариев:

- Инерционный – продолжение текущих тенденций расселения и организации экономики.

- Целевой – достижение целей за счет выполнения задач стратегии)с применением механизмов из Стратегии.

Для минимизации рисков - предусмотрены мониторинг и координация мероприятий.

Новая Стратегия пространственного развития РФ и её влияние на бизнес, технологические проекты и инвестиции

Экспериментальные населённые пункты

Этот инструмент следует разобрать детальнее, по своей сути он является одним из ключевых элементов Стратегии.

Цели создания ЭНП:

- Демография: привлечение и закрепление населения в малых городах и сельской местности.

- Жильё: тестирование новых стандартов доступного и энергоэффективного строительства.

- Экономика: создание локальных точек роста через специализацию (IT, агротех, туризм).

- Наука и технологии: внедрение «умных» решений (Smart City, зелёные технологии).

Ключевые проекты и подходы

1. «Умные города» и научно-технологические кластеры (Иннополис, Сколково).

2. Дальневосточные проекты

2.1. Территории опережающего развития (ТОР/ТОСЭР)

- Созданы в моногородах и малоразвитых районах Дальнего Востока

- На территории Дальнего Востока создано 17 ТОР

- Например, ТОР «Надеждинская» (Приморский край) - имеет акцент на логистику и промышленность.

2.2. Свободный порт Владивосток

- Упрощённый визовый режим для иностранных специалистов.

- Льготы для бизнеса в сфере судостроения, рыболовства, туризма.

3. Арктические экспериментальные поселения

3.1. Логистические хабы

- Создание населённых пунктов вдоль Северного морского пути (например, Сабетта на Ямале).

- Внедрение технологий для жизни в экстремальных условиях (автономная энергетика, модульное жильё).

3.2. Экологические проекты

- Карбоновые полигоны (Мурманская область, Якутия) для тестирования климатических технологий.

4. Сельскохозяйственные кластеры

4.1. Агротехнопарки

- В регионах с развитым сельским хозяйством (Кубань, Алтай) создаются поселения с современной инфраструктурой для фермеров.

- Наример, проекты цифровизации села (точное земледелие, «умные» теплицы).

4.2. Туристические деревни

- Например, в Карелии, на Байкале и Кавказе развиваются эко-поселения с упором на устойчивый туризм.

Инновационные подходы к развитию ЭНП

Демография

- Программы переселения для молодых семей (льготная ипотека, субсидии на переезд).

- Создание «кадровых лифтов» через образовательные кластеры (например, в Тюмени — проект «Агрополис»).

- Большой фокус на профессиональное образование, ориентированное на кадровые потребности региона

Новая Стратегия пространственного развития РФ и её влияние на бизнес, технологические проекты и инвестиции

Жилищное строительство

- Использование 3D-печати для возведения домов (эксперименты в Москве и Татарстане).

- Энергоэффективные кварталы с нулевым выбросом CO₂.

Экономика

- «Регуляторные песочницы» для тестирования новых бизнес-моделей (например, в сфере цифровых услуг).

- Поддержка локальных валют или токенов в закрытых экосистемах (пилотные проекты в ТОРах).

Новые вызовы и возможности

1. Новые вызовы и возможности пространственного развития России связаны с экономической переориентацией. К 2030 году планируется сократить торговлю с недружественными странами в 6 раз, одновременно усилив связи с Азией, Ближним Востоком и Африкой. (из текста Стратегии). Сибирь и Дальний Восток станут центрами промышленного развития, поддерживающего экспорт, а Арктика и Северный морской путь приобретут стратегическое значение для транспортировки ресурсов. Импортозамещение будет стимулировать рост высокотехнологичных отраслей, локализованных в регионах.

2. Инфраструктурные изменения включают развитие цифровой инфраструктуры, включая 5G и спутниковые технологии, а также модернизацию транспортных хабов и коммунальных систем в малых городах. Экономика адаптируется к глобальным трендам, включая снижение углеродного следа и создание кластеров зеленой энергетики в южных и дальневосточных регионах. Важным направлением станет диверсификация экономики и снижение зависимости от сырьевого экспорта.

3. Для новых субъектов России, таких как Донецкая, Луганская, Запорожская и Херсонская области, предусмотрены меры по экономическому выравниванию, развитию инфраструктуры и созданию рабочих мест.

4. Поддержка бизнеса и технологий будет обеспечена через гранты, субсидии, создание технопарков и IT-кластеров на базе ведущих университетов и НИИ и развитие государственно-частного партнерства.

5. Пространственная организация экономики усилит роль малых городов, создаст опорные точки роста и локальные стартап-экосистемы. Для привлечения населения в регионы предусмотрены меры по стимулированию миграции (доступное жилье, льготы, ипотечные программы), поддержке молодых специалистов и строительству городов-спутников.

Перспективы до 2030 г.

- Увеличение доли восточных регионов в ВВП страны.

- Создание 20–30 экспериментальных населённых пунктов в разных климатических зонах.

- Развитие цифровых двойников городов для управления ресурсами.

- Расширение сети карбоновых полигонов для достижения углеродной нейтральности.

- Формирование агломераций-лидеров (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург), которые зададут стандарты для других регионов.

- Создание 15–20 крупных агломераций.

- Повышение мобильности населения за счёт развития транспорта и цифровых сервисов.

Новая Стратегия пространственного развития РФ и её влияние на бизнес, технологические проекты и инвестиции

Какое влияние реализация Стратегии окажет на бизнес, инвестиции и экономику?

Бизнес и инвестиции:

- Вырастут возможности для локализации производства в регионах.

- Увеличится объем частных инвестиций за счет налоговых льгот.

- Повысится инвестиционная привлекательность малых и средних городов через поддержку инфраструктуры.

Уже сейчас активно развиваются особые экономические зоны (ОЭЗ), например, ОЭЗ «Алабуга» и «Иннополис» в Татарстане, «Технополис Москва».

Экономика:

- Ожидается снижение зависимости регионов от отдельных крупных центров и выравнивание экономического развития.

- Рост внутреннего рынка будет увеличиваться за счет повышения доходов населения и создания новых рабочих мест.

- Прогнозируется сокращение транспортных и логистических издержек благодаря модернизации коридоров.

- Развитие новых экспериментальных регионов позволит быстрее сместить модель донорства в них на модель активного увеличения их вклада в ВВП.

Население:

- Развитие медицины, образования и транспортной доступности будет способствовать росту качества жизни в регионах.

- За пределами мегаполисов будет создано больше комфортных условий для жизни и работы.

- Запуск льготных программ и развитие удаленной работы повысят мобильность рабочей силы.

Заключение

Особый эффект Стратегия окажет на экосистему технологического предпринимательства, инвесторов и меры поддержки от государства. Основной показатель – децентрализация инновационной деятельности: за пределами Москвы и Санкт-Петербурга появятся новые технологические хабы, технопарки и акселераторы. Это создаст стимулы для стартапов в регионах, особенно в сферах промышленного производства, энергетики, биотехнологий и климатических решений в силу приоритетности данных сфер для государства. При этом расширится государственная поддержка через гранты, налоговые льготы и специальные программы финансирования, ориентированные на высокотехнологичные компании. Идёт тенденция на децентрализацию мер поддержки с целью удовлетворения региональных потребностей и снижения конкуренции региональных стартапов со стартапами из регионов со стабильно развитой инфраструктурой поддержки за федеральные деньги.

Для инвесторов Стратегия также создаст новые возможности, в том числе стимулируя приток частных инвестиций в технлогические проекты и развивая ГЧП. Активно будут развиваться фонды при региональных администрациях, что снизит риски вложений в проекты за пределами мегаполисов. Однако остаются не решенными пока проблемы нехватки квалифицированных кадров и недоразвитости инфраструктуры. Государство старается решать эти проблемы, расширяя механизмы гарантий, региональных стандартов и софинансирования, помогая привлечь капитал в регионы. Ожидаем, что появятся дополнительные стимулы для экспорта технологий, международного сотрудничества с дружественными странами и развития сотрудничества бизнеса с университетами и научными центрами.

Стратегия направлена на преодоление «центро-периферийного» разрыва, интеграцию регионов в единое экономическое пространство и создание условий для устойчивого роста и затронет бизнес напрямую. Кроме того, рынок никогда не был таким жадным до новых технологических продуктов и решений, до социальных инноваций и современных сервисев.

Я также с оптимизмом смотрю в среднесрочной перспективе на привлечение иностранного капитала в виде инвестиций в российские компании разных стадий. Но это моё субъективное мнение, во многом обусловленное искренним желанием, чтобы так и сложилось.

Если вам интересны темы про бизнес, технологическое предпринимательство и стартапы, фандрайзинг и инвестиции - рада подписчикам и комментаторам: мой ТГ-канал "Савилова | Бизнес".

2
Начать дискуссию