IPO Ozon – это уникальная возможность или распиаренная история?

Что из себя представляет компания Ozon, какие перспективы роста, и стоит ли инвестировать в эту компанию, когда на рынке присутствует большой выбор из качественных международных компаний в сегменте электронной коммерции, которые показывают не только высокий темп роста, но и положительную прибыль, а также генерируют большие денежные потоки?

IPO Ozon – это уникальная возможность или распиаренная история?

Итак, давайте разбираться, какие могут быть перспективы развития компании Ozon в ближайшие 5-10 лет, и есть ли они вообще?

Небольшой спойлер: перспективы роста компании Ozon ограничены как на локальном рынке, так и на международной арене электронной коммерции.

Прежде всего нужно отметить, что перспективы роста компании Ozon ограничиваются Россией и странами СНГ и, может быть, некоторыми странами Восточной Европы. Так как если посмотреть на мировой рынок электронной коммерции, то он давно уже поделен главными игроками этой отрасли, и на каждом рынке идет нешуточная борьба за покупателей и продавцов, в случае маркетплейса, и новичков там точно уже не ждут.

IPO Ozon – это уникальная возможность или распиаренная история?

На самом большом по размеру электронной коммерции рынке – в Китае – присутствуют два основных лидера – это компании Alibaba и JD.com. В США абсолютным лидером является компания Amazon, которая занимает 39% всего рынка онлайн торговли. Одновременно с этим компания Amazon активно наращивает свои позиции на других рынках. В Латинской Америке компания Amazon преследует лидера этого рынка – Mercado Libre, в Японии – это гонка с компанией Rakuten, а в Индии идет свирепое сражение с Flipkart. И это настоящее безумие для небольших компаний соревноваться с такими крупными ребятами.

Но и на локальном рынке не так все просто и радужно для компании Ozon, как красочно описывается в проспекте IPO. В России присутствует сильная конкуренция со стороны Wildberries (лидер рынка электронной коммерции в РФ), Ситилинк и других e-commerce игроков, а также со стороны компании AliExpress, которую много кто недооценивает.

У компании Ozon очень много «а что, если», которые, скорее всего, уже заложены в оценку компании со знаком плюс. И это классика IPO - нарисовать золотые горы, чтобы продать подороже. А что, если у компании Ozon не получится развить маркетплейс, как она планирует? А что, если у компании Ozon не получится выстроить логистическую сеть, с помощью которой будут доставляться товары быстро и четко в срок? А что, если рубль по отношению к доллару продолжит свое падение, что отразится снижением роста выручки в долларовом эквиваленте?

Очень много неоправданных надежд и планов. Почему бы просто не вложиться в акции компаний электронной коммерции, которые уже уверенно стоят на ногах, показывают не только высокий темп роста, но и положительную прибыль, а также имеют выстроенную логистическую сеть и огромную базу лояльных покупателей.

Вопреки популярному мнению, что компания Ozon это «русский Amazon», по структуре выручки компания Ozon больше похожа на китайскую e-commerce команию JD.com, только в десятки раз уменьшенной форме, так как Amazon давно уже развивает новые направления, и с каждым годом все меньшая часть выручки приходится на онлайн - коммерцию.

По структуре выручки (на основании 9 месяцев 2020 г.) эти компании выглядят следующим образом.

IPO Ozon – это уникальная возможность или распиаренная история?

Также давайте посмотрим, что такое компания Ozon в масштабах бизнеса JD.com. Немного фактов, которые говорят сами за себя:

IPO Ozon – это уникальная возможность или распиаренная история?

Я ничего не имею против компании Ozon, но совершенно не понимаю, почему такое сильное возбуждение вокруг IPO компании, которая является абсолютно локальной историей с призрачными перспективами роста и выходом на положительный уровень прибыли, когда на рынке можно прямо сейчас купить акции международных компаний сегмента электронной коммерции с более ясными перспективами роста и с впечатляющими результатами на протяжении многих лет.

Я в Telegram канале: https://t.me/Levan_Investing

66
5 комментариев

я слово в слово с вами согласен, а вот мой друг сегодня закупился, как я считаю, на верхах. по 3000 за акцию. об обкусанных локтях напишу позже, буду держать в курсе!) 

3
Ответить

А что тут непонятного? - Хозяева хотят бабла!
Им надоело вкладывать свои деньги, покрывая убытки Ozon - чужими деньгами это делать гораздо лучше!

Не вижу на Вашей карте кто работает в Африке - вот потенциальное направление для Ozon! (хотя мне кажется, что скорее для FixPrice)

1
Ответить

Разделяю это мнение, вся история вокруг Ozon, больше похожа на PR Ход и желание Баринг Восток и АФК Системы легко поднять бабла и потихоньку начать выходить из этого бизнеса, пока это возможно.

И Озон и Вайлдберриз уже показали, что не готовы масштабироваться с такой скоростью, с которой от них требовал коронавирус. Товары теряют, склад не справляется, очереди  из поставщиков растягиваются на часы,  огромная текучка персонала. И всё это вокруг убыточности предприятия на короткой дистанции.

Коронавирусный хайп не бесконечен. Как и покупательская способность стран СНГ.
Автор абсолютно верно отметил, что много ожиданий, со знаком +.

А что, если на рынок официально зайдет тот же Amazon вместе со своими подписками на стрим платформу? Или что более вероятно, Китайцы будут расширяться на Российский рынок. Алиэкспресс не упускает возможности лишний раз укусить Вайлдберриз по любому инфо поводу. И это у нас Джей Ди почти не представлен.

Вся стратегия вращается вокруг радужных перспектив на развитие в долгосрочной перспективе с такой же скоростью как во время пандемии.
И еще более радужным кажется, что все планы по развитию, не учитывают приход на рынок СНГ е-комерц игроков с рекламным бюджетом х10 и х20 больше чем у Ozon'a.

У меня всё :)

1
Ответить

Кто может мне объяснить тайну успешного IPO данного предприятия на американском (?) ? 20 млпд убытка, локально СНГ-шные перспективы. Может скуплено было на российские же деньги?

1
Ответить

Если цель акционеров побыстрее выйти в кэш, то она успешна. Само IPO как способ привлечения бабла озону не особо нужно. Даже строительство хранилищ озону не супер нужно. Им нужен менеджмент, прозрачность расходов и маржи, технологии, большое сокращение штатов и разных Опекс.

Ответить