Когда деньги теряются: как действовать при отмене или задержке международного платежа

Клиенты банков все чаще сталкиваются с потерями или заморозками переводов. Далее рассказываем о самых частых причинах задержек и как с ними справляться.

Доброго времени суток, уважаемые читатели! Я Марко Поло — маркетолог MoneyPort. Сегодня поднимаем непростую тему, а именно поговорим о сложностях с международными переводами. Некоторые клиенты перед тем, как обратиться к нам, столкнулись с серьезными проблемами в попытке отправить деньги традиционно через банк.

Кто-то смог вернуть свои средства обратно, но есть и те, кто потерял сбережения уже больше года назад и утратил всякую надежду их получить обратно. Разбираем на реальных примерах разные причины, по которым платеж может задержаться, и рассказываем, как поступить в такой ситуации.

Когда деньги теряются: как действовать при отмене или задержке международного платежа

Банк долго проверяет детали перевода

Перевод из России, сделанный в марте 2022 года, не был принят банком получателя. Отправлен обратно и заблокирован банком-корреспондентом BNY Mellon. В свифте написали, что надо получить лицензию OFAC. Вот ее вдруг дали спустя два года. Менеджеры банка отправителя не знают, что делать, а банк получателя не отвечает. Какие дальнейшие шаги предпринять?

Причин, по которым участник в цепочке транзакции может заморозить перевод, достаточно много. В текущей ситуации банк-корреспондент США BNY Mellon запросил лицензию OFAC — разрешение, которое выдает Министерство финансов США лицам, прямо или косвенно связанным с санкционными списками, чтобы те могли завершить денежную операцию. Банк был обязан запросить лицензию, так как деньги заблокированы. Без нее дальнейшие действия невозможны. Решение проблемы — отправить запрос в банк-корреспондент, чтобы перевод средств был осуществлен на другие реквизиты и указать несанкционный банк.

Для предотвращения мошеннических операций банки обязаны проверять своих клиентов и детали платежа, сумму и назначение перевода, информацию о сторонах сделки. Обязательный комплаенс увеличивает срок, за который деньги будут доставлены до получателя. При отправке средств на особо дальние расстояния могут потребоваться услуги нескольких банков-корреспондентов, формируется маршрут из нескольких пунктов, и каждый участник должен провести свою проверку. В результате всех этих сложных схем платежи задерживаются.

При наличии российского следа в транзакции продолжительность перевода увеличивается, банкам необходимо проводить более тщательную проверку. Более того, организации внимательно ищут повод отказать в переводе, так как для них прием платежа из России — это репутационные и санкционные риски, учреждение может лишиться возможности проводить долларовые транзакции и получить штраф.

Если назначение платежа — оплата поставок, финорганизации будут дополнительно проверять и этот товар, присутствует ли он в санкционном списке. При обнаружении подсанкционного кода перевод сразу отменяется.

Также банки проводят валютный контроль при переводе средств в иностранной валюте или нерезидентам. Россияне не могут переводить на зарубежные счета более 1 миллиона долларов США при использовании банковских систем и свыше 10 000 USD с помощью компаний-посредников. А для бизнес-сделок, чем крупнее сумма, тем серьезнее процедура ВК.

Когда деньги теряются: как действовать при отмене или задержке международного платежа

Дополнительные проверки будут проводиться при обнаружении подозрительных переводов. Если пользователь неожиданно отправляет крупную сумму или на счету раньше не было никакой активности и вдруг массовые транзакции на дальнее расстояние. Помимо этого, на российские банки, которые все еще могут проводить SWIFT-платежи, сильно возросла нагрузка. Поэтому клиентам необходимо долго ждать своей очереди, чтобы отправить перевод, который еще и может быть отменен банком получателя.

Вот такая получилась масса причин, по которым проверки могут требовать много времени. А иногда одновременно действуют сразу несколько факторов.

Проблема со стороны банка-корреспондента

Был перевод 9 декабря из ОАЭ HSBC Банк в IBT Банк, но не указали банк-корреспондент и платеж застрял. Отследили, выяснилось, что перевод в турецком банке Aktif Yatırım Bankası, они не отвечают на письма и просьбы вернуть деньги. Что делать и как быть?

И еще одна история на эту тему:

Теперь возникли проблемы с Райффайзенбанком. Банк отказывается внести в примечание информацию о банке-корреспонденте при перечислении рублей на счет в евро в ЕС. Сотрудники говорят, что это не SWIFT, а просто перевод. То есть они отправляют рубли на счет интернационального Райфа, а дальше, как они отправляют, никто не знает.

Если при переводе средств можно указать банк-корреспондент, лучше воспользоваться этой возможностью, так как цепочка транзакции может оказаться совсем непредсказуемой, а на поиск перевода уйдет больше времени в случае его потери. Если так вышло, что платеж уже застрял в неизвестном банке, отправителю необходимо обратиться в свой банк и сделать заявку на отзыв перевода через SWIFT. Обратите внимание, что это платная операция. Либо можно узнавать, как сложился маршрут операции по свифтовке, если банковская организация предоставит эти данные.

Банки-корреспонденты обязаны проверять детали перевода и участников сделки, если пропускают через свои счета деньги. Нередко на этом этапе платеж застревает. Выбирайте посредников из дружественных стран, которые не находятся под санкциями, принимают транзакции из России и могут отправить деньги в другую точку. Заранее уточните, получится ли отправить деньги напрямую в банк получателя. Если придется подключать новых посредников, это увеличивает риски отказа и сроки доставки.

Обновился санкционный список

Отправил перевод через Газпромбанк, а через 4 дня обновили санкционный список и банк отключили от свифт. До сих пор неизвестно, что с деньгами, менеджеры разводят руками, предложили пока что подать заявление на расследование перевода, а потом запросить у зарубежного банка возврат. Подскажите, что делать? Могут ли вообще теперь вернуть деньги на Газпром?

Новые санкции вводят неожиданно и никого не предупреждают о скорых изменениях, из-за чего некоторые клиенты сталкиваются с такими проблемами, когда деньги еще не успели дойти до адресата, а российский банк попал под ограничения. В результате платеж замораживается в банке-корреспонденте или банке-получателе и средства не могут быть выданы.

Если клиент неожиданно попал в такую ситуацию, в первую очередь необходимо узнать, в каком банке находятся деньги. Во всех странах есть организации, занимающиеся санкционными вопросами. Чтобы иметь возможность распорядиться замороженными средствами, потребуется получить лицензию. Так, например, в США этим вопросом ведает OFAC.

После того как пользователю удалось получить разрешение, нужно направить в банк запрос о смене реквизитов и указать данные дружественного банка другой страны или несанкционной российской организации. Учтите сразу, что это не быстрый процесс.

Неправильно указаны реквизиты

Добрый день. Подскажите, пожалуйста, открывала счет в банке с указанием фамилии, имени и отчества, а из итальянского банка платеж отправляют только по фамилии и имени. Однако российский банк заявляет, что отчество обязательно нужно указывать, без этого деньги не дойдут.

Малейшая ошибка в платежном поручении может привести к множеству проблем. Повезет, если банк просто не примет запрос, отменит транзакцию и вернет деньги, но может быть и хуже. Сумму могут зачислить в иностранный банк, но не выдать получателю, так как его имя или реквизиты не совпадают с указанными данными. В результате средства могут зависнуть до выяснения обстоятельств или вернуться обратно, что повлечет дополнительные платы за конвертацию валют и работу банков, а также сильно задержит сам перевод.

Если так вышло, что перевод уже отправлен и неожиданно была обнаружена ошибка, отправитель может через свой банк подать уточняющие документы или заявление на смену реквизитов. За это взимается дополнительная фиксированная комиссия.

Из-за разницы в юридических нормах и традициях разных стран может возникать путанница в реквизитах. Например, в платежных поручениях, которые приняты в иностранных банках, может не оказаться графы с отчеством, обязательной в российских банках. В такой ситуации необходимые данные можно вписать в другие строки, отчество указать как второе имя в соответствующей строке.

А еще часто некоторые страны требуют указывать в платежном документе дополнительные коды или информацию, например:

  • ОАЭ. Нужно ввести код цели платежа (Purpose of Payment Code) в поле «Назначение платежа» в формате: /BENEFRES/AE//XXX/, где XXX – код цели платежа.
  • Китай. В поле «Назначение платежа» указывать /PYTR/код/, где GOD — товары, STR — услуги, CTF — финансы, кроме долговых обязательств, OCA — прочие платежи (текущие операции, зарплата, дивиденды, распределение прибыли, благотворительность и т.д.), OTF — прочие операции.
  • Индия. В платежном поручении требуется добавить IFSC, специальный код индийской финансовой системы, который определяет отделение банка-получателя.

MoneyPort — решение для каждой проблемы

Сервис MoneyPort знает о всех трудностях, с которыми можно столкнуться в нынешней ситуации. Компания заранее продумывает несколько рабочих вариантов отправки и приема платежей, чтобы переводы пользователей доходили без задержек и дополнительных трат. Транзакции в адрес физлиц доходят в течение суток, обычно за час, переводы юрлицам занимают 3–7 дней.

С каждым клиентом работа ведется индивидуально, для отправки перевода необходимо зарегистрироваться на сайте и перейти в чат с менеджером в Telegram, где можно обсудить все детали транзакции. Компания действует через собственные и партнерские иностранные счета, что позволяет избежать всех сложностей, знакомых клиентам российских банков. В телеграм-канале @moneyport регулярно публикуются актуальные условия и описания услуг сервиса, которые могут быть полезны и для физических лиц, и для бизнеса.

С какими проблемами столкнулись вы при переводе денег за границу? Какие действия предприняли? Расскажите о своем опыте в комментариях.

Начать дискуссию
[]