реклама
разместить

Франшиза: купить нельзя отказаться

Всем привет! Меня зовут Назиля, я юрист и бухгалтер, состою в местном предпринимательском сообществе Деловар (тут от души благодарность клубу). С 2018 года специализируюсь на возврате денег из самых разных лохотронов. Все, о чем напишу, взято из мой личной реальной практики.

С темой франшиз я сталкиваюсь как бухгалтер, который помогает правильно зарегистрировать бизнес и настроить финансы, и как к юристу ко мне обращаются за анализом договоров и возвратом денег уже после того, как обман стал очевидным.

Во времена пика моего собственного юридического бизнеса раз десять, минимум, ко мне обращались с просьбой продать франшизу, потому что практически конкуренции у меня не было, имелась уникальнейшая судебная и несудебная практика. Я всем отказывала и сама дважды успешно запускала офисы в новых городах, просто дело это умерло само собой с санкциями.

Что такое франшиза, и как это оформлять

Франшиза - готовая модель прибыльного бизнеса, которую можно купить, и без лишних поисков, раздумий, анализа и т. д. запустить выгодное собственное дело. Данный довод отражается и во всех рекламных материалах разнообразных франшиз, но так ли все на самом деле?

Российское законодательство в полной мере не регулирует отношения, возникающие между франчайзером и франчайзи. В сети можно найти много достойных материалов на тему правового регулирования реального франчайзинга, я эту тему опущу, важно лишь знать, что наиболее корректным будет составление договора франчайзинга в соответствии со ст. 1027 ГК РФ "Договор коммерческой концессии".

Реальность такова, что огромное множество рекламируемых в сети франшиз - абсолютная замануха. Таких предложений очень много и на маркетплейсах франшиз. Если копнуть глубже, можно увидеть, что продавец франшиз на своем бизнесе не зарабатывает ничего или почти ничего, а его основной доход составляют поступления от продажи франшизы.

Мой неслучившийся опыт запуска бизнеса по франшизе

Однажды я сама хотела открыть по франшизе бизнес в сфере красоты, я очень долго изучала и аппаратуру, и риски, и есть подруги из сферы.

В клубе предпринимателей я познакомилась с реальным сильнейшим предпринимателем, собственником салонов со своей концепцией, и этот собственник ничего мне не впаривал - мы встретились, все обсудили, обговорили сроки и суммы, но дело затянулось, и обстоятельства изменились. Реальный франчайзер ничего мне не гарантировал и не обещал, сразу обозначил, в чем именно для меня будет польза, а за результат я отвечала бы сама.

Второй моей попыткой был запуск бизнеса на маркетплейсах, просто мне позвонили, предложили попробовать. Я подумала, почему бы и нет, и вложений нужно было не так много. Отзывам в интернете я давно не верю - и положительные, и отрицательные легко продаются и покупаются. У данного франчайзера никаких отзывов не было. Я запросила договор и впервые увидела неадекватное соглашение франчайзинга. Жажда успешного успеха и денег стали пеленой на моих глазах, и я списала все на безграмотность франчайзера, все-таки он не юрист, зато умеет привозить товар из Китая за копейки и продавать за дорого. Глаза мне открыли все в том же клубе предпринимателей, в котором состоит много действительно крупных селлеров, которые не поленились и разобрались в моей ситуации.

Отзывы о франшизе

Реальные отзывы о франшизе написать невозможно или почти невозможно - франчайзеры сразу же грозят судом и большими проблемами, поэтому о лохотронах, с которыми сталкивались мои клиенты, невозможно найти правдивые сведения. Все, что имеем - красочная реклама.

Как определить обман

Человеку без опыта сложно определить обман, особенно, когда ему показывают яркие презентации и расчеты прибыли. Я выделила Основные признаки мошеннической франшизы

1. Франчайзер не зарегистрировал свой товарный знак. Реальный прибыльный бизнес всегда будет регистрировать свой товарный знак для защиты. Цена вопроса - от 60 тыс. руб. Если супер-пупер франчайзер не сделал это элементарнейшее дело, то как можно платить за логотип, название и т. д, если они никак не защищены?Даже я, обычный юрист и бухгалтер из Саратова, зарегистрировала свой товарный знак, и не ошиблась - появилось множество двойников, использовавших мой логотип, и я смогла с этим справиться.

2. Договор не отражает все те обещания и гарантии, которые дает франчайзер, часто используется подмена понятий: на словах обещают минимальную ежемесячную прибыль 300000 рублей, а в договоре указан "доход". Доход - это выручка, поступления от покупателей и клиентов, но никак не прибыль. По факту никакой прибыли может и не быть, зато "доход" в 300 тыс. легко получить.

3. Договор составлен как лицензионное соглашение, по которому франчайзи получает набор инструкций, то есть некие word или pdf-файлы. Все эти документы составляют "ноу-хау", и считается, что франчайзер, то есть продавец франшизы, выполнил все свои обязательства и отработал деньги в тот момент, когда просто отправил на почту франчайзи ничего не стоящие файлики. Арбитражные суды в спорах встают на сторону франчайзеров.

Франшиза: купить нельзя отказаться

4. Навязчивое впаривание франшизы также свидетельствует о возможной опасности. Реальные крупные компании проводят тщательный анализ, и далеко не каждому человеку продают франшизу, потому что неопытный или непорядочный франчайзи может запятнать репутацию франчайзера. Реальные франчайзеры не будут звонить каждый день и умолять купить их франшизу.

5. Часто продажа франшиз абсолютно не целесообразна, например, франчайзер продает франшизу на открытие детской творческой школы в своем же или соседнем городе. Логично же, что если дело это прибыльное, и все налажено, то ни один вменяемый предприниматель не станет продавать технологию, когда сам он может заработать гораздо больше.

6. Наличие заготовленных объяснений и оправданий, почему некий мега крутой бизнесмен целыми днями продает франшизы, а не занимается развитием своего бизнеса. Особенно наглядно это видно в франшизах по бизнесу на маркетплейсах - франчайзеры объясняют так, что им нужны дополнительные оборотные деньги, поэтому они плодят и обучают новых конкурентов...

7. Часто предоставляется доступ к чатам, ботам, обучающим программам и платформам, и в случае неудач франчайзи все списывается на плохое изучение учебных материалов. Важно помнить, что обучение - важная часть франшизы, но это далеко не все, и вся франшиза не может сводиться к просмотру роликов и инструкций.

8. Продажа франшизы в кредит - тоже популярная опция мошенников, противоречащая здравому смыслу. Да, это нормально брать кредит при открытии бизнеса, но с точки зрения нормального реального франчайзера это красный флаг: как человек дальше будет строить бизнес, на какие деньги будет нанимать персонал и т. д., если на несчастный паушальный взнос нужно брать кредит? Если не всегда, то почти всегда после получения кредита деньги отправляются не в ту организацию, с которой заключен договор, а в совершено другую контору, которая может обладать всеми признаками однодневки. Узнать, куда банк отправил кредитные деньги, можно только отдельно запросив документы у банка. Название отличившейся кредитной организации указать не могу(

9. Франчайзер говорит, что купить франшизу надо срочно, именно сейчас есть акция (которой он сам управляет), именно сейчас есть огромные возможности, и промедление на 1 день все эти возможности убьет.

10. При проверке реальных юридически значимых фактов может оказаться, что ИП франчайзера создано вчера, хотя в рекламе говорится, что опыт 10 лет, по отчетности у него нет сотрудников, и есть судебные дела.

11. Договор коммерческой концессии содержит конкретный пункт об отступных , но сами условия выплаты абсолютно не адекватны, не предусмотрены варианты расторжения договора по вине франчайзера.

Это не все, но самые звоночки, на которые необходимо обратить внимание и отложить покупку франшизы до момента, пока все не изучите.

Как юрист и бухгалтер, увидевший под сотню запущенных по франшизе бизнесов, уверенно могу сказать, что старые добрые проверенные методы запуска бизнесов ничем не уступают покупке франшизы. Хотите открыть ресторан в новой локации - идите поработайте в ресторане, изучите бизнес-процессы, потом тщательно ищите подходящую локацию, подбирайте персонал, делайте меню и т. д. Если даже при помощи "наставника" будет найдено "идеальное" помещение, то все равно никаких гарантий успеха нет.

Если даже с помощью франчайзера вы наймете повара, он также в итоге может оказаться грязнулей или безответственным работником. Покупать франшизу, чтобы влезть в абсолютно незнакомое дело - очень неблагодарное дело. Есть смысл приобрести франшизу только в том случае, когда бренд франчайзера действительно узнаваем. Если никакого бренда нет, франчайзер никто, и звать его никак, то в чем смысл приобретения франшизы?

Неочевидный минус франшиз

Открывая точку по франшизе, франчайзи отказывается от своего собственного имени, не имеет права вести собственные соцсети и создавать сайт, и получается, что безупречная работа, положительные отзывы, хорошая репутация идут в копилку франчайзера. Труд франчайзи продвигает франчайзера, делает его богаче, увеличивает его возможности.

Франшиза: купить нельзя отказаться

Брать или не брать

Доказать мошенничество и вернуть деньги от мошеннического франчайзера, обещавшего успешный успех, очень и очень сложно, найти реальные отзывы в интернете - невозможно. Всегда необходимо обращаться к юристу для анализа документов до покупки франшизы. Оплатив юристу 5-10 тыс. руб., можно сэкономить сотни тысяч, а то и миллионы рублей...

А вы сталкивались с франшизами? С радостью отвечу на вопросы и комментарии)

11
реклама
разместить
Начать дискуссию
Франшиза или собственные точки: что выбрать в 2025?

Свое заведение хорошо развилось и набрало репутацию, пора рассширяться. И тогда встает вопрос – какую модель стоит выбрать? Подойдет ли бизнес модель франшизы? И какие есть правовые риски? Разбираемся с учетом новых реалий приближающегося 2025 года.

Франшиза или собственные точки: что выбрать в 2025?
11
реклама
разместить
Безнаказанно выйти из франшизы, оставив бренд и бизнес себе: разве это возможно?

Когда выходишь из франшизы, прежние вывески нужно снимать, а то и закрывать бизнес. В противном случае — миллионные штрафы. Почти всегда это так.
Но иногда предприниматели допускают одну фатальную ошибку, из-за которой теряют свой бренд и бизнес. Давайте расскажу одну тонкость, о которой стоит знать каждому предпринимателю, не только франшизному.

Безнаказанно выйти из франшизы, оставив бренд и бизнес себе: разве это возможно?
1111
77
11
Соединили крафт и нейросети: как мы создавали новогодние подарки клиентам Centra

Привет! На связи команда Centra, и мы снова хотим рассказать о нашей предновогодней магии для клиентов.

Соединили крафт и нейросети: как мы создавали новогодние подарки клиентам Centra
Скрытые расходы франчайзи: что нужно учитывать при покупке франшизы?
Скрытые расходы франчайзи: что нужно учитывать при покупке франшизы?
22
По какому формату лучше всего запускать франшизу в 2025 году?

По какому формату лучше всего запускать франшизу в 2025 году?
Я реально перерыл весь интернет и нигде не нашел плюсов и минусов, а так же сравнения форматов во франчайзинге, по которым можно можно масштабироваться. 🤯
Я проанализировал информацию в интернете, плюс мой опыт в сфере франчайзинга. Коротко написать не получается, потому что вопрос серье…

По какому формату лучше всего запускать франшизу в 2025 году? ч.2

Как и обещал сегодня рассказываю про плюсы и минусы обратной франшизы.

22
Франшиза vs собственный бизнес: плюсы и минусы, или Как не запутаться в дебрях предпринимательства
Франшиза vs собственный бизнес: плюсы и минусы, или Как не запутаться в дебрях предпринимательства
11
Франшиза без офиса и большого штата: можно ли зарабатывать, работая онлайн?
Франшиза без офиса и большого штата: можно ли зарабатывать, работая онлайн?
реклама
разместить
Минусы и риски франшизы: Полная исповедь для честных предпринимателей.
Франчайзинг — это заманчивый способ масштабирования бизнеса. С идеей, что кто-то откроет новые точки под твоим брендом, а ты будешь только собирать роялти, соглашаются многие. 
Отдел продаж франшиз: Как продавать в условиях высокой конкуренции?
Франшизы становится всё сложнее продавать. Рынок уже не растёт стремительными темпами, как 5-10 лет назад. Конкуренция усиливается, стоимость привлечения клиентов неуклонно растёт, а потенциальных покупателей становится меньше. 
Франшизы: как не прогореть? Советы юриста, кейсы и подводные камни

Франчайзинг — один из самых популярных способов масштабирования бизнеса, но здесь много нюансов. Ольга Тимошкина, юрист по интеллектуальной собственности с 10-летним опытом, поделилась своими советами на пятом выпуске подкаста Ангри Кейс. Вот главное, что нужно знать:

[]